Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные типы рыночных структур……………………………………….…5
2. Издержки производства фирмы в условиях несовершенной конкуренции……………………………………………………………………...14
3. Максимизация прибыли фирмы в условиях несовершенной конкуренции……………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...25
Читать дальше
Одним из важнейших условий существования рынка является конкуренция, которая представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи.
Конкуренция мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества, рационализацию производства и сниже¬ние затрат, «отбраковывая» убыточные предприятия и повышая тем самым уровень эффективности экономики.
Благодаря ей создаются огромное разнообразие товаров и богатые возможности выбора для всех партнёров и потребителей, уравниваются и в целом снижаются цены на одинаковую продукцию разных производителей.
Несовершенная конкуренция – это соперничество субъектов бизнеса в условиях успешной реализации отдельными конкурентами стратегий монополизации, раздела ими рынков и возникновения олигополий. Она возникла в первой половине двадцатого века как антипод совершенной конкуренции.
Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
При несовершенной конкуренции затруднены вступление в рынок и выход из рынка, ограничен доступ к информации.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа:
- чистая монополия;
- олигополия;
- монополистическая конкуренция.
Чистая монополия - это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец или на рынке имеется один покупатель (монопсония).
Олигополия - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм.
Монополистическая конкуренция. На рынке такого типа имеется множество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста разных фирм), в отношении которой продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену.
Для современного этапа развития рынка характерен синтез конкуренции и монополии.
Несмотря на предпринимаемые в России меры по антимонопольному регулированию, поддержке конкуренции, защите прав потребителей, стимулированию мало¬го предпринимательства, регулированию деятельности естествен¬ных монополий, сохраняется актуальность совершенствования антимонопольного законодательства и повышения эффективнос¬ти его исполнения.
Таким образом, фирма монополист не заинтересована в том, чтобы производить сколько угодно большое количество продукции, так как это может значительно снизить цену на ее продукцию, что поставит компанию в не выгодное экономическое положение. Фирма не может так же ограничить свой выпуск, значительно подняв при этом цену. При высокой цене на рынке данные товары могут вообще не найти своего покупателя. Следовательно, предприятия-монополисты вынуждены искать такое положение на рынке, которое даст им возможность при определенном объеме выпуска и соответствующей цене максимизировать свою прибыль.
Читать дальше
1. Арустамов Э.А. Предпринимательская деятельность: учебник / Э.А. Арустамов. - М.: КНОРУС, 2015. -- 206 с.
2. Берестнев В.М. Актуальные проблемы антимонопольной политики РФ на современном этапе/ В.М. Берестнев//Э Проблемы современной экономики. Журнал. - 2015. - № 28. - 32 c.
3. Воронов Ю.П. Многие лики конкуренции/ Ю.П. Воронов // ЭКО. - 2004. - № 11. - 119 c.
4. Гордеев В. Две тенденции в эволюции конкуренции/ В Гордеев // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 1. - 314 c.
5. Карибов А. Постиндустриальные перспективы развития конкуренции и монополии/ А. Карибов // Власть. - 2012. - № 8. - 214 c.
6. Качалин В.В. Культура конкуренции/ В.В. Качалин // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2011. - № 7. - 185 c.
7. Ковальчук Г.А., Мельничук В.Г., Огневюк В.А. Экономика: учебник для бакалавров/ Г. А. Ковальчук, В.Г. Мельничук -- К.: Арка, 2012- 384 с.
8. Конина, Н. Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире / Н. Ю. Конина. - Москва: Проспект, 2012. - 361 с.
9. Кулешова А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах: учеб. пособие / А. Б. Кулешова. - М.: Проспект, 2004. - 255 с.
10. Лоскутова, М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности / М.В. Лоскутова // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 9. - 312 c.
11. Мокроносов А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014. - 194 с.
12. Нуреев Р. М. От свободной конкуренции к олигополии/ Р.М. Нуреев // Terra Economicus. - Москва, 2012. № 3. - 178 c.
13. Одесс В. Конкуренция - двигатель экономики рыночного типа: учебное пособие по маркетингу / В. Одесс. - 2012. - № 5. - 113 c.
14. Рутенберг Д. Создание условий формирования конкурентного рынка/ Д. Рутенберг // Экономические стратегии. - 2011. - № 10. - 86 c.
15. Синько, В.И. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия / В.И. Синько // Стандарты и качество. - 2015. - № 4. – 103 c.
16. Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие / Т.Г. Философова - Юнити-Дана. - Москва: Юнити-Дана,2014. - 296 c.
17. Цапелик В.Е. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования/ В.Е. Цапелик .// Вопросы экономики. - 1995.- № 11. - 196 c.
18. Чиркунов О. Государство и конкуренция. Новое литературное обозрение: учебное пособие / О. Чиркунов - Москва, 2012. - 240 c.
Читать дальше