Введение 3
1. Понятие и признаки государственной власти 4
2. Реализация государственной власти в РФ 7
Заключение 11
Список литературы 12
Читать дальше
Государственная власть – вид публичной власти, это правовая категория, отличающаяся от других видов публичной власти совокупностью полномочий, осуществляемых по закону от имени государства его органами или непосредственно народом.
На основе основных положений теории разделения властей различают исполнительную, законодательную и судебную ветви. Принцип разделения властей позволяет различным ветвям власти контролировать друг друга через так называемую систему сдержек и противовесов и тем самым способствует «последовательному установлению все более сбалансированных отношений между всеми ветвями власти.
Принцип разделения государственной власти действует как на федеральном, так и на региональном уровне. Правительство относится к исполнительной власти: оно осуществляет исполнение законов, влияет на законотворческий процесс. Законодательный орган принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех государственных органов, парламентским образом влияет на деятельность исполнительной власти, так или иначе участвует в формировании правительства и федеральных судебных органов. Судебная власть в основном осуществляет правосудие и т. д.
Таким образом, Конституция РФ, провозгласившая принцип разделения властей с явным дисбалансом в системе сдержек и противовесов – выполняя этот принцип, была приведена в действие мина замедленного действия.
Складывающаяся структура власти с сильным президентом, проводящим свою политику через бюрократический аппарат, аморфным парламентом и судебной властью, неспособной влиять на административный произвол, защищать от него граждан, создавала политическое пространство с имитацией конкуренции, что, в свою очередь, давало толчок к возникновению недобросовестной конкуренции в экономике.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 (дата обращения 15.05.2023)
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – Ст. 1416.
Специальная литература
4. Авакьян С.А. Публичная власть: конституционно-правовые аспекты. Вестник тюменского государственного университета. – 2018. – № 2. – С. 20-28.
5. Иванников И.А. Легитимность и эффективность государственной власти в России: теоретико-методический анализ // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2019. – Том 7. – № 4 (Часть 3). – С. 30-35.
6. Кабышев В.Т. Человек и власть: Конституционные принципы взаимоотношений // Личность и власть (Конституционные вопросы): Межвуз. сб. науч. работ. – Ростов н/Д, 2018. – 210 с.
7. Конституционное право: учебник для бакалавров / Отв. ред. В.И. Фадеев. – М.: Проспект, 2018. – 783 с.
8. Корнев В.Н. О некоторых методологических подходах к исследованию государства // Российская юстиция. – 2019. – № 12. – С. 66-68.
9. Новикова Э.В. Публичная власть: формирование понятия в начале XXI века. Юридический мир. – 2018. – № 11. – С. 10-13.
10. Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: Конституционные основы организации и деятельности. – М., 2018. – 382 с.
11. Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». – Москва: Норма, ИНФРА-М, 2020. – 210 с.
12. Яблонская А.Б. Контрольная функция органов законодательной власти Российской Федерации // Гражданин и право. – 2017. – № 2. – С. 20-26.
Читать дальше