СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций у преподавателей педагогического ВУЗа 6 §1. Сущность ценностных ориентаций преподавателей педагогического ВУЗа с учетом профессионально-значимых качеств личности и их классификация 6 §2. Изучение ценностных ориентаций преподавателей педагогического вуза 12 §3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности: проблема исследования, характеристика как профессионально-значимого качества и особенности формирования деятельности педагогического состава ВУЗа 15 Выводы по главе I 26 ГЛАВА II. Психологический анализ особенностей личности преподавателей педагогического ВУЗа с разными индивидуальными стилями деятельности 27 §1. Организация и методики эмпирического исследования ценностных ориентаций преподавателей педагогического ВУЗа 27 §2. Результаты исследования текущего состояния ценностных ориентаций преподавателей педагогического ВУЗа с различными стилями деятельности 29 §3. Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и индивидуального стиля деятельности преподавателей педагогического ВУЗа 40 Выводы по главе II 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 ВЫВОДЫ 56 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57 ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Взаимосвязь ценностных ориентаций и индивидуального стиля деятельности преподавателей педагогического вуза

дипломная работа
Психология
60 страниц
61% уникальность
2023 год
17 просмотров
Евстафьева М.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций у преподавателей педагогического ВУЗа 6 §1. Сущность ценностных ориентаций преподавателей педагогического ВУЗа с учетом профессионально-значимых качеств личности и их классификация 6 §2. Изучение ценностных ориентаций преподавателей педагогического вуза 12 §3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности: проблема исследования, характеристика как профессионально-значимого качества и особенности формирования деятельности педагогического состава ВУЗа 15 Выводы по главе I 26 ГЛАВА II. Психологический анализ особенностей личности преподавателей педагогического ВУЗа с разными индивидуальными стилями деятельности 27 §1. Организация и методики эмпирического исследования ценностных ориентаций преподавателей педагогического ВУЗа 27 §2. Результаты исследования текущего состояния ценностных ориентаций преподавателей педагогического ВУЗа с различными стилями деятельности 29 §3. Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и индивидуального стиля деятельности преподавателей педагогического ВУЗа 40 Выводы по главе II 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 ВЫВОДЫ 56 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57 ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Читать дальше
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом взаимосвязанных факторов: Во-первых, изменения в современном обществе влекут за собой преобразование системы ценностей и мировоззрения людей. А ценностные ориентации в значительной степени задаются в детстве, в том числе благодаря работе педагога. Во-вторых, глобальные преобразования в социальной, экономической, политической сферах современной России затронули и сферу образования. Это выражается, прежде всего, в требованиях к педагогам и будущим педагогам. Ценностные ориентации будущего педагога играют исключительно важную роль не только в формировании его собственной личности, но и в формировании личности его учеников.


Хотите курсовой проект заказать ? Используйте сайт Work5.


. В-третьих, на основе ценностных ориентаций педагога формируется его индивидуальный стиль педагогической деятельности, который является показателем общего духовно-нравственного развития и самосовершенствования преподавателя. Проблема исследования: Существует ли взаимосвязь между ценностными ориентациями педагогов вузов и их индивидуальным стилем педагогической деятельности? Различные ученые, такие как Л.Н. Антилогова, Т.Д. Барышева, Е.В. Бондарчук, А.В. Коновалова и др. [Антилогова, 2003; Барышева, 2012; Бондарчук, 2012; Коновалова, 2022] проводили исследования по определению уровня сформированности ценностных ориентаций педагогов или их стиля педагогической деятельности, но степень взаимозависимости ценностных ориентаций от стиля деятельности педагогов не была определена в этих исследованиях. Цель исследования: на основе анализа теоретических источников и эмпирического исследования выявить взаимосвязь между ценностными ориентациями преподавателей педагогического ВУЗа и индивидуальным стилем педагогической деятельности. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования; 2. Выявить особенности смысложизненных ориентаций и профессиональных ценностей преподавателей педагогического ВУЗа; 3. Определить особенности индивидуальных стилей педагогической деятельности; 4. Подобрать методики, подходящие для диагностики по теме исследования, установит этапы проведения диагностического исследования; 5. Провести диагностику по определению ценностных ориентаций и индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателей ВУЗа; 6. Установить взаимозависимость между ценностными ориентациями и индивидуальным стилем профессиональной деятельности преподавателей педагогического ВУЗа. Объект исследования: ценностные ориентации и индивидуальный стиль педагогической деятельности. Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций и индивидуального стиля деятельности преподавателей ВУЗа. В качестве рабочей гипотезы исследования автор выдвинул предположение о том, что индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога ВУЗа находится в непосредственной связи с ценностными ориентациями преподавателя. В качестве теоретической базы были использованы фундаментальные труды по проблемам ценностей и ценностных ориентаций (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Э. Шпрангер, З.И. Файнбург и др.); работы по исследованию ценностных ориентаций педагогов (Е. Касимов, Е.А.Терентьева, С. Кутняк, А.Г Асмолов и др.) и работы по проблемам формирования индивидуального стиля педагогической деятельности (В.А.Кан-Калик, С. Л. Рубинштейн, А. Л. Леонтьев, А. А. Бодалев, Е. А. Климов, Л. И. Габдулина и др.) В данной работе применялись следующие методы и методики исследования: 1. Теоретический метод (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования); 2. Эмпирический метод (описание, измерение, эксперимент); 3. Интерпретационные методы (математический анализ и интерпретация теоретических позиций результатов исследования). Методики исследования: 1. Методика «Психологический портрет учителя» автор Г.В.Резапкина; 2. Методика «Диагностика самоактуализации личности», автор А.В.Лазукин (в адаптации Н. Ф. Калина). Теоретическая и практическая новизна исследования заключается в том, что результаты исследования дополняют научные представления о ценностных ориентациях и индивидуальном стиле педагогической деятельности современного преподавателя ВУЗа. Достоверность результатов основана на исследованиях особенностей ценностных ориентаций преподавателей педагогических учебных заведений, а также изучение взаимосвязи между индивидуальным стилем педагогической деятельности и формировании ценностных ориентаций педагога ВУЗа. Практическая значимость темы исследования состоит в том, что разработаны рекомендации, представляющие практический интерес для работников системы образования. Работа состоит из введения, двух основных глав, которые делятся на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы из 21 наименования, приложения. Объем работы составляет 66 страниц, в работе представлены 14 таблиц и 6 рисунков.

Читать дальше
1. Проведен анализ литературы по теме исследования, который позволил детально рассмотреть формирование ценностных ориентиров человека. Ценностные ориентации развивают духовно-нравственную составляющую личности, формируют его сознание, мышление, поступки. 2. Были определены особенности смысложизненных ориентаций и профессиональных ценностей преподавателей педагогического ВУЗа. 3. Анализ теоретической литературы позволил определить, что основными стилями педагогической деятельности преподавателей высших учебных заведений являются: демократический, авторитарный и либеральный. 4. Для проведения эмпирического исследования были выбраны методики: «Психологический портрет учителя» Г.В. Резанкиной и методика «Диагностика самоактуализации личности» А.В. Лазукина (в адаптации Н.Ф. Калины). Также были поставлены цель, задачи и определены этапы исследования. 5. Было проведено эмпирическое исследование на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского». Выборка участников исследования составила 30 человек. Гипотеза, сформулированная в начале исследования, после проведения диагностических мероприятий, полностью подтвердилась. 6. Гипотеза, сформулированная в начале исследования, после проведения диагностических мероприятий, полностью подтвердилась. Преподаватели с демократическим стилем деятельности обладают более высоким уровнем ценностных ориентаций по сравнению с преподавателями с авторитарным и либеральным стилем деятельности.
Читать дальше
1. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. М. : 2017, - 214 с. -Текст : непосредственный. 2. Антилогова, Л. Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности / Л. Н. Антилогова. - Текст : непосредственный // Сибирская психология сегодня : Сборник научных трудов. Том Выпуск 2. – Кемерово : Общество с ограниченной ответственностью «Авторское издательство Кузбассвузиздат», 2003. – С. 13-17. 3. Барышева, Т. Д. Мониторинг профессиональных установок и карьерных ориентаций преподавателей гуманитарных вузов / Т. Д. Барышева. - Текст : непосредственный // Вектор науки ТГУ. – 2012. - №1(8). – С. 51-54. 4. Батчаева, З. А. Стилевые характеристики профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа: теоретико-методологический анализ / З. А. Батчаева, Г. П. Кувшинова, В. А. Петьков, Н. М. Сажина. - Текст : непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2017. – № 3(203). – С. 33-40. 5. Бондарчук, Е. В. Ценностные ориентации и мотивация профессиональной деятельности студентов-педагогов / Е. В. Бондарчук. - Текст : непосредственный // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2012. – № 3. – С. 3. 6. Бубнова, С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С. С. Бубнова - Текст : непосредственный // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20, № 5. – С. 38-44. 7. Вдовина, Н. А. Профессионально-ценностные ориентации студента педагогического вуза: изучение, анализ, пути развития / Н. А. Вдовина // ИТС. – 2007. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-tsennostnye-orientatsii-studenta-pedagogicheskogo-vuza-izuchenie-analiz-puti-razvitiya. – Текст : электронный. 8. Воронин, С. В. Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя вуза / С. В. Воронин, И. В. Шарт. - Текст : непосредственный // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений : Сборник научных статей по итогам работы одиннадцатого круглого стола со Всероссийским и международным участием, Шахты, 29–30 ноября 2020 года. Том Часть 2. – Шахты: Общество с ограниченной ответственностью «КОНВЕРТ», 2020. – С. 203-204. 9. Демченко, З. А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Демченко Зинаида Алексеевна. – Петрозаводск, 2006. – 25 с. - Текст : непосредственный. 10. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М. : Политиздат. 2015. - 274с. - Текст : непосредственный. 11. Коновалова, А. В. Взаимосвязь перфекционизма и стиля педагогической деятельности преподавателя вуза / А. В. Коновалова. - Текст : непосредственный // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей LVI Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 мая 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 277-283. 12. Лабутина, С. А. Формирование профессиональных ценностей учителя безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Лабутина Светлана Анатольевна. – Москва, 2009. – 24с. - Текст : непосредственный. 13. Макарова, Л. Н. Индивидуальный стиль педагогической деятельности и мышление преподавателя вуза: вопрос соотношения / Л. Н. Макарова. - Текст : непосредственный // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2014. – № 1(23). – С. 14-22. 14. Макарова, Л. Н. Типы и стадии саморегулируемого развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя вуза / Л. Н. Макарова. - Текст : непосредственный // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2002. – Т. 1, № 1. – С. 30-43. 15. Пашкин, С. Б. Формирование индивидуального стиля деятельности как основа развития психолого-педагогической культуры будущего профессионала в вузе / С. Б. Пашкин, В. В. Семикин. - Текст : непосредственный // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации : Сборник научных трудов. – Санкт-Петербург : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2016. – С. 557-564. 16. Тенитилов, С. В. Формирование стиля педагогической деятельности в процессе становления преподавателя вузов : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / С. В. Тенитилов. – Москва, 2001. – 24с. - Текст : непосредственный. 17. Шаршов, И. А. Математическая интерпретация модели индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя вуза / И. А. Шаршов, Л. Н. Макарова. - Текст : непосредственный // Fractal Simulation. – 2012. – № 2(4). – С. 11-25. 18. Шувалова, Ю. Б. Условия педагогической деятельности преподавателя вуза как фактор совершенствования индивидуального стиля деятельности / Ю. Б. Шувалова, Е. Ю. Воронова. - Текст : непосредственный // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования : Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. Том 4 (4) : Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука», 2017. – С. 127-132. 19. Consiglio C., Borgogni L., Cenciotti R., Schwartz S.H. The WVal: A New Measure of Work Values Article (PDF Available) // Journal of Career Assess¬ment. - 2016. - №25 (3). - 18 p. 20. Doring A.K., Daniel E., Knafo-Noam A. Introduction to the special section Value development frоm middle childhood to early adulthood -new insights frоm longitudinal and genetically informed research // Social Development. - 2016. - №25(3). 471-481 p. 21. Manfredo M.J., Bruskotter J.T, Teel T., Sullivan L. Why social values cannot be changed for the sake of conservation Article (PDF Available) // Conservation Biology. 2016. [Электронный ресурс] режим доступа: https://doi.org/10.1111/cobi.12855 (дата обращения 29.01.2023 г).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Спортивные издания советского периода: общая характеристика  
Количество страниц:
23
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Журналистика
курсовая работа
Организация социально-правовой защиты судей в РФ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Правоохранительные органы
курсовая работа
Идея кинозиса в восточной патристике
Количество страниц:
35
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Философия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image