ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
ГЛАВА I. Образ азартных игр в литературе……………………………..5
1.1 Значение образа игры в русской литературе…………………….…...5
1.2 Психология азарта в образной системе русской литературы…….…8
ГЛАВА II. Игровой аспект в романе Ф.М. Достоевского «Игрок»..…..13
2.1. Образы игрока и Алексея Ивановича в романе Ф.М. Достоевского «Игрок»…………………………………………………………………….13
2.2. Любовь в образе азартной игры в тексте романа Ф.М. Достоевского «Игрок»…………………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………...…………24
Читать дальше
Исходя из анализа произведения Ф.М. Достоевского «Игрок» и исследовательской литературы, можно сделать следующие заключения. Во-первых, Игра становится для Алексея Ивановича не только способом заработка денег, но и способом удовлетворения своих эмоциональных потребностей. Он находит в ней нечто большее, чем просто игру на деньги, и это помогает ему забыть о своих проблемах и трудностях. Однако, как показывает повествование, игра может стать его главной проблемой и привести к разрушению его жизни.
Во-вторых, в образе главного героя Достоевский воссоздает образ самой азартной натуры: по своей сути Алексей – игрок. В тексте произведения можно обнаружить, что главный герой чувствует неотвратимость появления азартных игр в своей жизни. Его предыдущая жизнь была лишь подготовкой перед большой ставкой, и он чувствует, что что-нибудь непременно произойдет в его судьбе окончательное и радикальное. После того, как он воссоединился с рулеткой, его личность перестает развиваться, и его деятельная жизнь практически окончена. Концовка произведения показывает, что он погубил себя и останется здесь без возможности наживить что-либо большое.
На основе данных заключений мы приходим к выводу, что эта загадочная, одновременно зажигающая и уничтожающая связь не является причиной зарождения страсти Алексея Ивановича к рулетке и его последующего нравственного падения. Эта инфернальная форма любви воплощает в себе азартную игру для натуры, являющейся Игроком по своей природе. Любовь не инициировала страсть к риску, она лишь выступила формой компенсации азартной игры в жизни Игрока. Таким образом, Достоевский представляет нам личность, в принципе не способную на искреннюю духовную любовь как таковую, Игрок обречен на бесконечное падение под властью своей страсти.
Игра – это средство общения и взаимодействия между людьми. Она имеет свои правила, которые нужно соблюдать, чтобы она была справедливой и успешной. Однако, внутри игры может присутствовать элемент неожиданности, неопределенности, что делает ее более интригующей и захватывающей. Свобода воли, как и игра, имеет свои границы и не всегда может быть абсолютной. В романе «Игрок» главный герой, Алексей Иванович, подвержен искушению и своей жаждой успеха в игре, он допускает ошибки и ошибается не раз. В итоге, свобода воли приводит к необходимости покаяния и прощения.
Демоническое в игре может проявляться в жажде победы, манипуляции и обмане со стороны некоторых игроков. Однако, структурирование Хаоса через игру может способствовать развитию логического и стратегического мышления, обучению сотрудничеству и групповым навыкам.Волевой характер игроков, их решительность и настойчивость могут влиять на исход игры, но также случайности и судьба могут иметь решающее значение. Хотя игра может быть контролируемой и управляемой, она также может быть непредсказуемой и неожиданной.
Таким образом, игра, свобода воли и демоническое явление могут иметь много общего, а их взаимодействие и соотнесение могут представлять интересное поле для анализа в литературе и философии.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении сущности антропологического типа Игрока, гениально созданного Ф. М. Достоевским в одноименном романе.
Читать дальше
1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Эксмо, 2017. – 564 с.
2. Бем, А. Вокруг Достоевского: в 2-х т. Т. 1.: О Достоевском. Сборник статей под редакцией Бема А.Л. / Сост. вступ. ст. и коммент. М. Мегидовой. – Русский путь. М., 2007. – 453 с.
3. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. – М.: Академический проект, 2019. – 560 с.
4. Гущин В.А. Игра как средств о личностной социализации студентов: Социально-философский аспект исследования. Дисканд. филос. наук. – М.: РГБ, 2005. // http://diss.isl.ru/ diss/05/0624/050624029.pdf
5. Данилова Н. К. «Игрок» и особенности романа Достоевского// Царскосельские чтения. 2015. – 234 с.
6. Достоевский Ф.М. роман «Игрок». – М.: АСТ, 2019. – 224 с.
7. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: Вече, АСТ, 2003. – 511 с.
8. Королева К. А Глубокая игра. Роман «Игрок» Ф.М. Достоевского // Философия. Журнал высшей школы экономики. 2021. – 246 с.
9. Кузнецов В. Г. Словарь философских терминов – М.: ИНФРА, 2005. –731 с.
10. Лотман Ю. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века – М: Иллюминатор, 2022. – 489 с.
11. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. – М: Иллюминатор, 2022. – 560 с.
12. Манн Ю. О понятии игры как художественном образе // Диалектика художественного образа. М., 1987.
13. Махлин В. Л. Карнавализация // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. А. Н. Николюкин. – ИНИОН РАН: Интелвак, 2001. – 1596 с.
14. Лосский Н. О. К. Мочульский. Достоевский. Жизнь и творчество. YMCA-PRESS, Париж, 1948 // Новый журнал. 1949. – 457 c.
15. Назиров Р. Г. К вопросу об автобиографичности романа Ф. М. Достоевского «Игрок» // Назировский архив. 2013. – 212 с.
16. Немов Р.С. Психологический словарь – М.: ВЛАДОС, 2007 – 560 с.
17. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: М.: Издательский центр ИЭТ, 2013 – 268 с.
18. Сараскина, Л. И. Магический реализм романа Ф. М. Достоевского
«Игрок» как феномен «опасного» творчества // Достоевский и мировая культура. – M.: ИМЛИ РАН, 2018. – 288 с.
19. Сергеева, А. Мотив игры в романе Ф. М. Достоевского «Игрок» // Материалы XXIII Международных Старорусских чтений: сб. статей. – Великий Новгород, 2008. – 654 c.
20. Соловьев С М. Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского – М.: Советский писатель, 1979. – 349 с.
21. Митрополит Сурожский Антоний. Человек перед Богом. М.: Фонд «Духовное наследие», 2019. – 528 с.
22. Суковатая Виктория Анатольевна, Дамирова Маргарита Рулетка как метафора путешествия в романе Ф. М. Достоевского «Игрок» // М.: Лабиринт, 2013. – 345 c.
23. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры / пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. – 456 c.
24. Чирков Н. М. О стиле Достоевского: проблематика, идеи, образы, М., Наука, 1967. – 354c.
25. Щенников А. А. Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Сост. Г. К. Щенников, А. А. Алексеев; науч. ред. Г. К. Щенников. Челябинск: Металл, 1997. – 272 с.
Читать дальше