Введение………………………………………………………………………………….3
Портретный жанр в Англии XVIII в.: этапы развития, основные деятели………….5
1.1 История портретного жанра в Англии……………………………………………..5
1.2 Английские мастера-портретисты XVIII века…………………………….……….9
Анализ английской портретной живописи XVIII века………………………………14
2.1 Особенности портретного жанра в творчестве Уильяма Хогарта………………14
2.2 Особенности портретного жанра в творчестве Томаса Гейнсборо……………..18
2.3 Особенности портретного жанра в творчестве Генри Реберна………………….23
Заключение………………………………………...……………………………………26
Список лттературы……………………………………………………………..………29
Приложение……………………………………………………………………….…….31
Читать дальше
В работе мною был изучен портретный жанр живописи XVIII в., выявлены его истоки и исторический контекст при котором он появился, обозначены основные представители, работающие в жанре портрета на территории Англии, рассмотрено и проанализировано творчество таких художников как Уильям Хогарт, Томас Гейнсборо, Генри Реберн.
Основными характерными чертами портретной живописи Уильяма Хогарта является:
- тяготение к сюжетным картинам, на которых запечатлены персонажи (реальные люди) в действии, в связи с этим присутствует сходство с современной сюжетной фотографией;
- сознательный отказ от изображения аристократии в пользу порока и грязи улиц;
- город на картинах Хогарта становится не просто фоном и даже не местом действия, а настоящим живым организмом, со своей меняющейся физиономией, характером, настроением;
- каждый из тех, кто изображён ценен сам по себе, как личность.
Основными характерными чертами портретной живописи Томаса Гейнсборо является:
- в портретах поймано мимолётное, неуловимое, за счёт чего портреты выглядят особенно изящными и лёгкими;
- сознательно отказывается рисовать точные виды поместий в пользу более абстактных;
- картины как бы недорисованные, позволяющие включить воображение смотрящего;
- отказ от эскизов и создание портретов сразу начисто;
- техника живописи длинными кистями, для того, чтобы находиться на одинаковом расстоянии от модели и от картины;
- постепенное добавление света в помещении, где пишется портрет.
Основными характерными чертами портретной живописи Генри Реберна является:
- яркое индивидуальное изображение деятелей национальной шотландской культуры;
- работы выполнены в смелой манере, отражающей не только внешность, но и характер изображаемого;
- портреты передают мощную энергетику изображаемого;
- техника написания картины смелыми ударами кисти без использования эскиза;
- многие портреты строятся на соотношении двух-трех сильных определенных тонов, похожих в их сочетаниях на краски тартана.
В ходе исследования были сделаны выводы, что жанр портрета в общей структуре живописи – это особый жанр, целью которого является изображение личности или персоны, его характера и индивидуальных качеств. Портрет появился вместе с возникновением изобразительного искусства.
За время своего развития изменялись подходы к написанию портера, а так же используемые техники. Английская портретная живопись восемнадцатого столетия получила свое активное развитие и совершенствование благодаря влиянию европейских мастеров из Германии, Голландии и Фландрии. В течении XVIII в. английская живопись становится самостоятельным направлением в искусстве не зависящем от влияния других государств.
В XVIII в. развивались различные жанры: исторический жанр, ландшафтная живопись, национальный пейзаж и так далее. Особое развитие получил жанр портрета, который активно совершенствуется, приобретая новые черты и направления. В жанре портрета трудилось значительное количество художников. Некоторые из них имели свои школы и большое количество последователей. В данное время было создано значительное количество произведений, которые составляют золотой фонд английского искусства.
Таким образом, цели и задачи научного исследования мною были выполнены в полном объёме.
Читать дальше
1. Алпатов М.В. Очерки по истории портрета / М.В. Алпатов. М.: Искусство, 2017. – 125 с.
2. 3. Андроникова М.И. Об искусстве портрета / М. И. Андроникова. – М.: Искусство, 2017. – 326 с.
3. Виппер Б.Р. Английское искусство. Краткий исторический очерк. – М.: АСТ, 2018. – 361 с.
4. Горбунова Т.В. Изобразительное искусство в истории мировой культуры. Опыт культурологического анализа / Т. В. Горбунова. СП-б: Лениздат, 2017. - 208 с.
5. Данилова И.Е. Проблема жанров творчества в европейской живописи: Человек и вещь. Портрет и натюрморт / И.Е. Данилова. - М.: Паблишер, 2018. - 104 с.
6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Выпуск 2,- М. 1975.-344с.
7. Зингер Л.С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета / Л.С. Зингер. - М.: МИФ, 2019. – 356 с.
8. Ильина Т.В. «История искусств Западной Европы», учебник, М., 1986г., 228с., ил.
9. Искусство портрета. Английская живопись. Сб. ст. под ред. А.Г. Габричевского. М.: Российская Государственная Академия художественных наук, 2018. - 193 с
10. Исторический лексикон XVIII века», энциклопедич. справочник. М., 1997г., 936с., ил.
11. Калмыкова Вера. Английская живопись XVII-XIX веков / Вера Калмыкова. - М.: Белый город, 2019. - 128 c.
12. Кроль А. Е. Английская живопись / А.Е. Кроль. - М.: Государственный Эрмитаж, 2021. - 128 c.
13. Лисенков Е. Г. Английское искусство XVIII века. Л., 1964.
14. Некрасова Е.А. Томас Гейнсборо.- М.: Изобразительное искусство, 1990.-224c.
15. Певзнер Н. Английское в английском искусстве. - Санкт-Петербург: Азбука-Классика, 2019. – 392 с.
16. Проблемы портрета. Материалы научной конференции. М.: Советский художник, 2018. - 328 с.
17. Сланский Б. Техника живописи / Б. Сланский. – М.: Издательство академии художеств, 2020. – 378с.
18. Стасевич В.Н. Искусство портрета. - Москва: Искусство и живопись, 2021. – 451 с.
19. Шестаков В.П. История английского искусства. От средних веков до наших дней. – М.: Галарт, 2010.-480с.
20. Якимович А. Новое время. Искусство и культура XVII и XVIII вв.,- СПб.:Азбука классика, 2004.-440с.
21. Piper D. The English Face. Bristol, 1999, p. 44.
Электронные ресурсы
22. Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/36372/ (дата обращения: 17.05.2023)
23. Садохин А.П. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс] – Режим доступа: // http://www.biblioclub.ru/115026 (дата обращения: 17.05.2023)
Читать дальше