Введение 3
Глава 1. Становление и специфика изучения медиатектов 4
1.1. «Текст» и «медиатекст»: соотношение понятий 4
1.2. Понятие журналистского текста 6
Глава 2. Теоретические представления о журналистском тексте 8
2.1. Признаки медиатекстов разных жанров 8
2.2. Функции и свойства медиатекста 9
Глава 3. Особенности новостных медиатекстов в социальных медиа 11
2.1. Характеристика медиатекстов издания «Коммерсант» в мессенджере Telegram 11
2.2. Специфика журналистского новостного текста в онлайн-пространстве 11
Заключение 13
Список литературы 14
Читать дальше
В ходе выполнения данной курсовой работы была достигнута поставленная во введении цель — а именно была проанализирована форма и специфика медиатекста с точки зрения его характерных признаков и свойств. Для этого было дано определение понятиям «текст» и «медиатекст», охарактеризован термин «журналистский текст», рассмотрены признаки медиатекстов разных жанров, выделены функции и свойства медиатекста, описана специфика журналистского новостного текста в онлайн-пространстве.
Одна из ключевых тенденций развития современного информационно-коммуникационного пространства заключается в стремительном развитии и трансформации медиасреды. Данный процесс обусловлен развитием технологий, которые посредством трансформации формы оказывают определенное влияние и на содержательную сторону журналистского творчества — а именно на медиатекст. С точки зрения выделения характерных особенностей современных новостных медиатекстов необходимо отметить, что на новостных сайтах часто публикуются заголовки без метафор, сравнений и других средств художественной выразительности. Заголовки, как правило, содержат наиболее краткую «выжимку» из новости, максимально коротко передают её содержание, также достаточно часто авторами новостных порталов используется тенденция публикации цифр в заголовках, которые часто побуждают пользователей кликнуть на новость. Во-вторых, стоит отметить, что наиболее значимыми темами, о которых часто пишут информационные порталы, является тематика деятельности властей, а также тематика происшествий. В-третьих, подчеркнём, что в интернет-пространстве новостным изданиям не обойтись без визуальной составляющей (видеозаписей и фотографий).
Читать дальше
1. Анненкова И. В. Об одной константе текстов СМИ: к постановке вопроса о риторической модальности // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2009. №5. — С. 39-43.
2. Баранова Ю. С. Медиатекст: границы понятия // Евразийский Союз Ученых. 2017. №12-3 (45). — С. 117-119.
3. Бочаров М. П. Особенности воздействия текстов информационных жанров на аудиторию // Коммуникология. 2013. №2. — С. 40-51.
4. Вартанова Е. Л. Теория медиа: отечественный дискурс. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. — 224 с.
5. Грабельников А. А., Савенков В. Д. Аудитория как субъект гражданской журналистики // Социально-гуманитарные знания. 2018. №8. — С. 41-55.
6. Добросклонская Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2006. №2. — С. 20-34.
7. Ерицян А. Е. Трансформации информационных жанров журналистики в эпоху интернет-СМИ: классификация, структурные и стилистические особенности // Архивариус. 2021. №7 (61). — С. 31-33.
8. Желтухина М. Р. Медиадискурс // Дискурс-Пи. 2016. №3-4. — С. 292-296.
9. Коханая О. Е. Феномен конвергентной журналистики в медиакоммуникационном пространстве // Социально-гуманитарные знания. 2019. №8. — С. 63-76.
10. Лазутина Г. В. Журналистский текст как знание оперативного назначения // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2012. №5. — С. 50-60.
11. Мельник Г. С. Медиатекст как объект лингвистических исследований // Журналистский ежегодник. 2012. №1. — С. 27-30.
12. Назметдинова И. С., Насретдинова Д. Р. Роль digital-маркетинга в продвижении онлайн-издания «Медуза» // Colloquium-journal. 2020. №14 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-digital-marketinga-v-prodvizhenii-onlayn-izdaniya-meduza (дата обращения: 19.05.2023).
13. Опарина Е. О. Медиатекст: семантика и прагматика // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6, Языкознание: Реферативный журнал. 2021. №1. — С. 114-122.
14. Павлушина М. И. Содержательно-смысловой анализ медиатекстов и формируемая эстетическая картина мира // МНКО. 2018. №6 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelno-smyslovoy-analiz-mediatekstov-i-formiruemaya-esteticheskaya-kartina-mira (дата обращения: 20.05.2023).
15. Пивошенко Н. В. Структурные особенности мультимедийного лонгрида // Скиф. 2022. №1 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturnye-osobennosti-multimediynogo-longrida (дата обращения: 20.05.2023).
16. Солдаткина Я. В. «Журналистский текст» как знаковая система // Преподаватель ХХI век. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalistskiy-tekst-kak-znakovaya-sistema (дата обращения: 20.03.2023).
17. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000. [Электронный источник] Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text2/01.htm (дата обращения: 20.05.2023).
18. Топчий И. В. Комментарий в социальных медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. №2 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommentariy-v-sotsialnyh-media (дата обращения: 20.03.2023).
19. Шевченко С. А. Лонгриды на сайте ТАСС // Челябинский гуманитарий. 2021. №4 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/longridy-na-sayte-tass (дата обращения: 20.05.2023).
20. Яковлева Т. Б., Мешкова А. Специфика современного журналистского текста // Язык и культура (Новосибирск). 2013. №5. С. 63-75.
Читать дальше