ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы использования нетрадиционных форм организации уроков литературного чтения, как средства формирования интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР 5 1.1 Анализ понятия «интерес», «интерес к чтению» в психолого-педагогической литературе 5 1.2 Характеристика навыков чтения у детей ЗПР 12 1.3 Роль нетрадиционных форм организации уроков литературного чтения как средства формирования интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР 20 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование использования нетрадиционных форм организации уроков литературного чтения как средства формирования интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР ………………………….29 2.1 Первичная диагностика интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР 29 2.2 Комплекс уроков с использованием нетрадиционных форм организации уроков литературного чтения как средства формирования интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР 33 2.3 Повторная диагностика интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 49 ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Использование нетрадиционных форм организации уроков литературного чтения как средства формирования интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР

дипломная работа
Педагогика
50 страниц
67% уникальность
2023 год
26 просмотров
Лизогубова М.
Эксперт по предмету «Коррекционная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы использования нетрадиционных форм организации уроков литературного чтения, как средства формирования интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР 5 1.1 Анализ понятия «интерес», «интерес к чтению» в психолого-педагогической литературе 5 1.2 Характеристика навыков чтения у детей ЗПР 12 1.3 Роль нетрадиционных форм организации уроков литературного чтения как средства формирования интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР 20 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование использования нетрадиционных форм организации уроков литературного чтения как средства формирования интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР ………………………….29 2.1 Первичная диагностика интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР 29 2.2 Комплекс уроков с использованием нетрадиционных форм организации уроков литературного чтения как средства формирования интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР 33 2.3 Повторная диагностика интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 49 ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Читать дальше
Чтение – сложный психофизиологический процесс, где участвуют различные анализаторы: зрительный, речевой, речеслуховой, в основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей сигнальной системы (П. Ананьев). Чтение более сложно, чем устная речь, процесс начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв, затем соотнесения букв с соответствующим звуком, и осуществляется воспроизведением звукопроизношения образа слова его прочитывания и вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. В процессе чтения две стороны: техническая (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловая, которая является основной целью чтения. Среди неуспеваюших школьников начальных классов массовых школ большой процент составляют дети, которые не являются умственно отсталыми, не имеют тяжелых нарушений слуха или зрения, но по разным причинам отстают в психическом развитии от сверстников. У этих детей на первый взгляд – неуспеваемость в обучении, но, более того, стойкие затруднения в обучении рождают новые проблемы: нарушения поведения в младшем школьном и подростковом возрасте, обострение имеющихся и возникновение новых нервно-психических расстройств. Это дети с задержкой психического развития.


Очень нужна дипломная работа , но не успеваете написать? Обратитесь к нам на сайт.


Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой довольно распространенную форму аномального развития. О детях с ЗПР накоплены интересные ценные научные данные, хотя проблема поставлена для изучения 4 лишь в конце 60-х гг. Дети с ЗПР в школе составляют контингент неуспевающих учеников. Они не проявляют школьных интересов, чувства ответственности к учебным заданиям, не подчиняются школьным требованиям. Поэтому их учебная деятельность в значительной мере не продуктивна, на уроках они постоянно «выключаются» из общей работы (Т.А. Власова, М.С. Певзнер и др.). Дети с ЗПР психически не готовы к школьному обучению и это в свою очередь увеличивает их трудности в учебном процессе. Уже в первом классе ребенка с задержкой психического развития учат читать. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Владение полноценным навыком чтения является важным условием существования человека в современном мире с увеличивающимся потоком информации, расширением сфер компьютерной техники. В связи с этим чтение выступает важным компонентом деятельности каждого школьника любого возраста. Но особое значение становления навыка чтения приобретает в начальной школе, когда создается база для усвоения всех школьных дисциплин. От умения детей читать зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет Объект исследования – процесс чтения у детей с задержкой психического развития. Предмет исследования – процесс использования нетрадиционных форм организации уроков литературного чтения как средства формирования интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить, роль использования нетрадиционных форм организации уроков литературного чтения как средства формирования интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР Задачи: 1. Проаннотировать понятия «интерес», «интерес к чтению» в психолого-педагогической литературе 2. Рассмотреть характеристику навыков чтения у детей ЗПР 3. Изучить роль нетрадиционных форм организации уроков литературного чтения как средства формирования интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР 4. Провести первичную диагностику интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР 5. Разработать комплекс уроков с использованием нетрадиционных форм организации уроков литературного чтения как средства формирования интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР 6. Провести повторная диагностика интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных. База исследования: МОУ №123

Читать дальше
В ходе проведенного исследования поставленные задачи были решены. Изучение и анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы и проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердили достоверность выдвинутой нами гипотезы исследования и явились основой для следующих выводов. Анализ различных подходов современных педагогов к определению понятия «читательский интерес» позволяет рассматривать читательский интерес как личностное образование, определяющее направленность духовно-эмоциональной и интеллектуальной сферы человека на книгу и ее содержание в процессе чтение (слушание). Компонентами читательского интереса являются: мотивационно-ценностный, интеллектуальный, регулятивный. Развитие у детей читательского интереса связывается с формированием представлений о книге, жанрах, писателях и поэтах, с привитием уважительного отношения к книге, стимулированием стремления читать (слушать) литературные произведения, с формированием читательских предпочтений, собственной позиции к прочитанному литературному произведению, Осуществление диагностики читательского интереса с учетом выделенных компонентов происходило по уточненным нами показателям. В мотивационно-ценностном компоненте исследовалось проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя и желания читать (слушать) книгу (произведение). В интеллектуальном компоненте изучались: наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым; наличие вопросов о книге, авторах и содержании; наличие личных предпочтений к книгам и произведениям. В регулятивном компоненте было выявлялось: умение выразить свое отношение, собственное мнение о книге; умение выразить в разных формах свое отношение читателя к книге, ее содержанию. Читательский интерес следует рассматривать как избирательноположительное отношение личности к чтению произведений, имеющих для него значимость и эмоциональную привлекательность и отвечающих его духовным потребностям и психологическим особенностям. Читательский интерес может быть ситуативным и личностным. Ситуативный интерес возникает под влиянием внешних стимулов, и в то же время может быть первым шагом для формирования личностного интереса, который устойчив и опирается на доминирующие духовные интересы личности. Структуру читательского интереса младших школьников образуют заинтересованность младшего школьника текстом, ситуативная заинтересованность и личная заинтересованность. К показателям читательского интереса младших школьников отнесены степень заинтересованности в прочитанном, умение выделить для себя главное и необходимое. Систематическая работа по формированию интереса к чтению в процессе учебной деятельности способствует формированию мотивированности на процесс и результат чтения и на привлечение ребенка к чтению в дальнейшем. Выявленные в ходе констатирующего эксперимента результаты диагностики читательского интереса детей 8 лет и изучения психолого- педагогических условий в школе по его развитию показали недостаточное внимание к данной проблеме. При проведении формирующего эксперимента нами осуществлялась проверка положений гипотезы, на основании чего были сделаны следующие выводы: развитие у детей 8 лет читательского интереса предполагает поэтапную работу, предполагающую реализацию всей разработанной совокупности психолого-педагогических условий. Использованный в экспериментальной работе комплекс диагностических заданий позволил оценить у детей 8 лет уровень развития читательского интереса и зафиксировать положительную динамику по выделенным критериям и показателям. Благодаря апробированным урокам по развитию читательского интереса у младших школьников наблюдается рост познавательной направленности на чтение, вырос интерес к сказкам и книгам, в которых их можно найти, расширился круг читательского интереса, происходил процесс воспитания разностороннего, разборчивого и вдумчивого читателя. Дети освоили различные способы творческой интерпретации текстов русских народных сказок, такие как выразительное чтение, драматизация, словесное рисование, графическое иллюстрирование. Таким образом, гипотеза о положительном влиянии нетрадиционных уроков чтения сказок на развитие читательского интереса младших школьников, подтверждена.
Читать дальше
1. Алешаева, Н.П. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения / Н.П. Алешаева // Начальная школа плюс до и после [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/713/71367af3dce24fc729c729615a5fc55b.pd f 2. Дмитриева, О.А. Особенности формирования навыков чтения у детей с задержкой психического развития [Текст] / О.А. Дмитриева, Л.А. Брюховских // Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева. – 2014. № 4 –С.117-120 3. Зайцева, А.И. Тесты для проверки осознанности чтения произведений[Текст]/ А.И. Зайцева // Начальная школа. – 2013. - № 9. – С. 24 4. Иншакова, А.Г. Инновационный подход в изучении дислексии у младших школьников [Текст] / А.Г. Иншакова, Г.В. Бабина, О.Б. Иншакова // Нарушения чтения и письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ. Под общ ред. О.Б.Иншаковой. –М.: В.Секачев, НИИ Школьной технологии, 2018. – с.40-52 5. Киселева, В. А. Некоторые аспекты формирования навыка чтения у детей с ЗПР [Текст]/ В.А.Киселева // Дефектология. – 2017. - № 6. – С. 28- 40. 6. Ковалева, Г.С. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2010 [Текст] / Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). – 2015 - №14. – С. 105-129. 7. Лебединская, К.С. Задержка психического развития [Текст]/ К.С. Лебединская //Хрестоматия: Детская патопсихология. – М., 2010. – 110 с. 8. Оморокова, М.И. Основы обучения чтению младших школьников [Текст] / М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 128с. 9. Певзнер, М.С. Об отборе детей с временной задержкой психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. – 2013. - № 6. – С. 3-12. 10. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа развития [Текст] / М.С. Певзнер // Дети с нарушениями развития: Хрестоматия -. М. : Международная педагогическая академия, 2014. – 216 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Рассмотрение гражданского права как отрасли частного права
Количество страниц:
20
Оригинальность:
32%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Системы управления виртуализацией
Количество страниц:
35
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Информатика
курсовая работа
ЮТЮБ-КАНАЛ ИД «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»: общая характеристика
Количество страниц:
30
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Журналистика
реферат
Правовые меры охраны земель от загрязнения
Количество страниц:
20
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Финансово-аналитическая экспертиза АО
Количество страниц:
40
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Судебно -бухгалтерская экспертиза

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image