ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы использования нетрадиционных форм организации уроков литературного чтения, как средства формирования интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР 5
1.1 Анализ понятия «интерес», «интерес к чтению» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Характеристика навыков чтения у детей ЗПР 12
1.3 Роль нетрадиционных форм организации уроков литературного чтения как средства формирования интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР 20
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование использования нетрадиционных форм организации уроков литературного чтения как средства формирования интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР ………………………….29
2.1 Первичная диагностика интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР 29
2.2 Комплекс уроков с использованием нетрадиционных форм организации уроков литературного чтения как средства формирования интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР 33
2.3 Повторная диагностика интереса к чтению обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Читать дальше
В ходе проведенного исследования поставленные задачи были решены. Изучение и анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы и проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердили достоверность выдвинутой нами гипотезы исследования и явились основой для следующих выводов.
Анализ различных подходов современных педагогов к определению понятия «читательский интерес» позволяет рассматривать читательский интерес как личностное образование, определяющее направленность духовно-эмоциональной и интеллектуальной сферы человека на книгу и ее содержание в процессе чтение (слушание). Компонентами читательского интереса являются: мотивационно-ценностный, интеллектуальный, регулятивный. Развитие у детей читательского интереса связывается с формированием представлений о книге, жанрах, писателях и поэтах, с привитием уважительного отношения к книге, стимулированием стремления читать (слушать) литературные произведения, с формированием читательских предпочтений, собственной позиции к прочитанному литературному произведению,
Осуществление диагностики читательского интереса с учетом выделенных компонентов происходило по уточненным нами показателям. В мотивационно-ценностном компоненте исследовалось проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя и желания читать (слушать) книгу (произведение). В интеллектуальном компоненте изучались: наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым; наличие вопросов о книге, авторах и содержании; наличие личных предпочтений к книгам и произведениям. В регулятивном компоненте было выявлялось: умение выразить свое отношение, собственное мнение о книге; умение выразить в разных формах свое отношение читателя к книге, ее содержанию.
Читательский интерес следует рассматривать как избирательноположительное отношение личности к чтению произведений, имеющих для него значимость и эмоциональную привлекательность и отвечающих его духовным потребностям и психологическим особенностям. Читательский интерес может быть ситуативным и личностным.
Ситуативный интерес возникает под влиянием внешних стимулов, и в то же время может быть первым шагом для формирования личностного интереса, который устойчив и опирается на доминирующие духовные интересы личности.
Структуру читательского интереса младших школьников образуют заинтересованность младшего школьника текстом, ситуативная заинтересованность и личная заинтересованность. К показателям читательского интереса младших школьников отнесены степень заинтересованности в прочитанном, умение выделить для себя главное и необходимое.
Систематическая работа по формированию интереса к чтению в процессе учебной деятельности способствует формированию мотивированности на процесс и результат чтения и на привлечение ребенка к чтению в дальнейшем.
Выявленные в ходе констатирующего эксперимента результаты диагностики читательского интереса детей 8 лет и изучения психолого-
педагогических условий в школе по его развитию показали недостаточное внимание к данной проблеме.
При проведении формирующего эксперимента нами осуществлялась проверка положений гипотезы, на основании чего были сделаны следующие выводы: развитие у детей 8 лет читательского интереса предполагает поэтапную работу, предполагающую реализацию всей разработанной совокупности психолого-педагогических условий.
Использованный в экспериментальной работе комплекс диагностических заданий позволил оценить у детей 8 лет уровень развития читательского интереса и зафиксировать положительную динамику по выделенным критериям и показателям.
Благодаря апробированным урокам по развитию читательского интереса у младших школьников наблюдается рост познавательной направленности на чтение, вырос интерес к сказкам и книгам, в которых их можно найти, расширился круг читательского интереса, происходил процесс воспитания разностороннего, разборчивого и вдумчивого читателя. Дети освоили различные способы творческой интерпретации текстов русских народных сказок, такие как выразительное чтение, драматизация, словесное рисование, графическое иллюстрирование. Таким образом, гипотеза о положительном влиянии нетрадиционных уроков чтения сказок на развитие читательского интереса младших школьников, подтверждена.
Читать дальше
1. Алешаева, Н.П. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения / Н.П. Алешаева // Начальная школа плюс до и после [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/713/71367af3dce24fc729c729615a5fc55b.pd f
2. Дмитриева, О.А. Особенности формирования навыков чтения у детей с задержкой психического развития [Текст] / О.А. Дмитриева, Л.А. Брюховских // Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева. – 2014. № 4 –С.117-120
3. Зайцева, А.И. Тесты для проверки осознанности чтения произведений[Текст]/ А.И. Зайцева // Начальная школа. – 2013. - № 9. – С. 24
4. Иншакова, А.Г. Инновационный подход в изучении дислексии у младших школьников [Текст] / А.Г. Иншакова, Г.В. Бабина, О.Б. Иншакова // Нарушения чтения и письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ. Под общ ред. О.Б.Иншаковой. –М.: В.Секачев, НИИ Школьной технологии, 2018. – с.40-52
5. Киселева, В. А. Некоторые аспекты формирования навыка чтения у детей с ЗПР [Текст]/ В.А.Киселева // Дефектология. – 2017. - № 6. – С. 28- 40.
6. Ковалева, Г.С. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2010 [Текст] / Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). – 2015 - №14. – С. 105-129.
7. Лебединская, К.С. Задержка психического развития [Текст]/ К.С. Лебединская //Хрестоматия: Детская патопсихология. – М., 2010. – 110 с.
8. Оморокова, М.И. Основы обучения чтению младших школьников [Текст] / М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 128с.
9. Певзнер, М.С. Об отборе детей с временной задержкой психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. – 2013. - № 6. – С. 3-12.
10. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа развития [Текст] / М.С. Певзнер // Дети с нарушениями развития: Хрестоматия -. М. : Международная педагогическая академия, 2014. – 216 с.
Читать дальше