Work5 окажет помощь в решении курсовых работ по любой теме.
Обычно, формирование и развитие личностных качеств детей в комфортной для них среде происходят с положительной динамикой. Они познают мир, приобретают новые умения и навыки проявляют свои способности, выстраивают межличностные отношения [49, с. 55]. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития все эти процессы происходят иначе. Задержка психического развития (ЗПР) характеризуется значительным отставанием развития психических процессов от возрастной нормы здоровья, незрелостью эмоционального и волевого поведения, регуляции и само-регуляции, неразвитостью мелкой моторики, внимания и памяти, речи и мышления, соответственно, имеются затруднения и в общении как со сверстниками, так и взрослыми. Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: - обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка дошкольного возраста независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, ограниченных возможностей здоровья; - обеспечить вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольного образования; - обеспечить возможность формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; - обеспечить развитие активной, инициативной, самостоятельной в познании личности. Последнее дает возможность ребенку способность адаптироваться в социальной среде, поскольку всесторонне развитая личность, это активная, коммуникабельная личность [47, с. 32]. Одним из первых отечественных педагогов-исследователей по изучению развития детей дошкольного возраста с ЗПР, является Л.С. Выготский. В своей работе «Основы дефектологии», он подробно описал прямую связь личностного развития ребенка с его коммуникативными качествами – чем сильнее личность, тем быстрее она устанавливает связь с окружающими. Так же, он считал, что самым лучшим средством для развития личности ребенка является игра, поскольку именно игровая деятельность является ведущей в детском возрасте. «Все самое серьезное, самое нужное в жизни, ребенку можно донести только игрой». Проблемой детей дошкольного возраста с задержкой психического развития занимались многие отечественные педагоги-психологи. Так, Н.П. Вайзман, Т.А. Власова, Е.С. Иванов, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, У.В. Ульенкова рассматривали разноуровневые категории ЗПР, Т.В. Егорова, Г.И. Жаренкова, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер изучали специфику познавательной деятельности, игровую сторону развития наиболее полно рассмотрели Е.Б. Аксенова, Л.В. Кузнецова, проблему личностного развития рассматривали Д.И. Бойков, Е.Н. Васильева, М.И. Гуменюк, Е.Е. Дмитриева, Г.И. Ефремова, Т.О. Журавлева, И.А. Коробейников, Е.А. Чернышова, проблему речевой стороны изучали А.Е. Стребелева, В.А. Цукерман. Среди зарубежных исследователей Ф.Э. Экблад, Пиаже рассматривали методику диагностики на раннем развитии у детей с задержкой психического развития. Одной из таких проблем, наиболее привлекающих к себе внимание научного сообщества, педагогов и воспитателей дошкольных учреждений, является коммуникативная сторона развития детей с ЗПР. Изучение научно-исследовательской литературы, научно-методической практики и педагогического опыта показало, что существуют противоречия между современными подходами к реформированию дошкольного образования и традиционными методами формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Также имеются разногласия между признанием социально-коммуникативной игры эффективным средством развития и недостаточной методической разработанностью ее использования в развитии коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития. Эти противоречия подчеркивают проблему исследования, которая заключается в поиске способов развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития через социально-коммуникативные игры. В рамках этой проблемы была выбрана тема исследования: «Социально-коммуникативные игры как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития». Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение социально-коммуникативной игры как средства развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Объект исследования: процесс развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предмет исследования: социально-коммуникативная игра, как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В основу исследования положена гипотеза о том, что если использовать социально-коммуникативную игру, то уровень развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития повысится. В соответствии с обозначенной целью исследования и сформулированной гипотезой были поставлены следующие задачи: 1. Обосновать актуальность исследуемой проблемы; определить сущностные и структурные характеристики социально-коммуникативной игры. 2. Определить методику организации социально-коммуникативной игры, как средства развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 3. Разработать и апробировать прикладные аспекты социально-коммуникативной игры, как средства развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 4. Изучить и дать интерпретацию результатов диагностики уровня развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития социально-коммуникативных навыков. Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы: Д.И. Бойкова «Общение детей с проблемами в развитии», Е.Н. Васильевой «Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития в общеобразовательной группе ДОУ», М.И. Гуменюка «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста», Е.А. Чернышовой «Инклюзивное образование», Методы, используемые в ходе исследования: анализ, синтез, обобщение и систематизация теоретических аспектов темы исследования. База исследования: ДОУ... Контингент исследования: группа... Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в образовательной деятельности ДОУ. Представленные разработки могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Апробация материалов исследования осуществлялась посредством… Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и прикладная), заключения, библиографического списка (включающего 52 источника) и трех приложений. Текст изложен на 62 страницах, содержит 8 таблиц и 2 рисунка. В приложении представлено методики диагностики.