Поэма «Медный Всадник» - это одна из самых емких, загадочных и сложных поэм Пушкина. Ее он написал осенью 1833 года в знаменитом Болдине. Это место и время дарили необычайное вдохновение Александру Сергеевичу. Идея «Медного Всадника» Пушкина явственно перекликается с произведениями писателей, живших много позже и посвятивших свои творения, во-первых, теме Петербурга, а во-вторых, теме столкновения большой державной идеи и интересов «маленького человека». В поэме есть два противостоящих друг другу героя и неразрешимый конфликт между ними.
Актуальность темы обусловлена тем, что при знакомстве с обширной научной литературой о Пушкине – статьями и книгами, написанными давно и в последние годы, - обращает на себя внимание странный факт – отсутствие интереса самых различных исследователей к чрезвычайно важной области поэтики Пушкина. Не изучается – более того, систематически оставляется в тени – то, что, как говорится, лежит на поверхности, что видно всякому, кто читает Пушкина, - те особой природы поэтические образы, в которых наиболее ярко и зримо запечатлелась глубокая, воистину выстраданная и устремленная в будущее мысль Пушкина. Имеются ввиду пушкинские образы-символы.
Использование символов характерно для всего творчества Пушкина. В лицейский период они входили в стихи как дань поэтической традиции начала века; в годы после лицея романтическая эстетика подсказывала свои символы (море и гроза как символы мятежной свободы – “Где ты, гроза – символ свободы…”) и определяла символизацию библейских и мифологических образов для обоснования высокой миссии поэта в мрачные годы николаевской акции, наступившей…сразу после разгрома восстания декабристов (“Пророк”, “Арион” и др.
Теперь заказать написание диссертации просто, вместе с Work5.
.). Не замечать пушкинских символов невозможно. Без этого знания не могут быть поняты творения художника. Использование символов было “правилом” Пушкина, коим он руководствовался во многих своих произведениях.
Объектом исследования является поэма Пушкина «Медный всадник».
Предмет исследования – символика данного произведения.
Целью работы является анализ символической системы А. С. Пушкина в поэме «Медный всадник». Для его проведения необходимо решить следующие задачи:
изучить историю создания поэмы;
ознакомиться с литературной критикой;
дать определения понятиям «символ» и «символизм»;
выявить особенности Пушкинской символики в поэме «Медный всадник».
Теоретической базой работы являются материалы различных исследователей творчества А. С. Пушкина, критические очерки В. Г. Белинского, А. В. Дружинина, Д.С. Мережковского, С. М. Бонди, а также сама поэма «Медный всадник».
Методами исследования являются: абстрагирование, обобщение, сравнение, синтез, изучение и анализ литературы.
Практическая значимость работы заключается в возможности ее применения для современного толкования взглядов А. С. Пушкина и дальнейших исследований творчества поэта.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.