ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. О ПОЭМЕ А. С. ПУШКИНА «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» 5 1.1. История создания поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» 5 1.2. Литературная критика о поэме «Медный всадник» 9 ГЛАВА 2. СИМВОЛИКА ПОЭМЫ «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» 13 2.1. Символ и символизм в литературе 13 2.2. Особенности символики А. С. Пушкина в поэме «Медный всадник» 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Символика поэмы «Медный всадник»

курсовая работа
Литература
25 страниц
47% уникальность
2023 год
16 просмотров
Оболенцева Е.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. О ПОЭМЕ А. С. ПУШКИНА «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» 5 1.1. История создания поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» 5 1.2. Литературная критика о поэме «Медный всадник» 9 ГЛАВА 2. СИМВОЛИКА ПОЭМЫ «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» 13 2.1. Символ и символизм в литературе 13 2.2. Особенности символики А. С. Пушкина в поэме «Медный всадник» 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Читать дальше
Поэма «Медный Всадник» - это одна из самых емких, загадочных и сложных поэм Пушкина. Ее он написал осенью 1833 года в знаменитом Болдине. Это место и время дарили необычайное вдохновение Александру Сергеевичу. Идея «Медного Всадника» Пушкина явственно перекликается с произведениями писателей, живших много позже и посвятивших свои творения, во-первых, теме Петербурга, а во-вторых, теме столкновения большой державной идеи и интересов «маленького человека». В поэме есть два противостоящих друг другу героя и неразрешимый конфликт между ними. Актуальность темы обусловлена тем, что при знакомстве с обширной научной литературой о Пушкине – статьями и книгами, написанными давно и в последние годы, - обращает на себя внимание странный факт – отсутствие интереса самых различных исследователей к чрезвычайно важной области поэтики Пушкина. Не изучается – более того, систематически оставляется в тени – то, что, как говорится, лежит на поверхности, что видно всякому, кто читает Пушкина, - те особой природы поэтические образы, в которых наиболее ярко и зримо запечатлелась глубокая, воистину выстраданная и устремленная в будущее мысль Пушкина. Имеются ввиду пушкинские образы-символы. Использование символов характерно для всего творчества Пушкина. В лицейский период они входили в стихи как дань поэтической традиции начала века; в годы после лицея романтическая эстетика подсказывала свои символы (море и гроза как символы мятежной свободы – “Где ты, гроза – символ свободы…”) и определяла символизацию библейских и мифологических образов для обоснования высокой миссии поэта в мрачные годы николаевской акции, наступившей…сразу после разгрома восстания декабристов (“Пророк”, “Арион” и др.


Теперь заказать написание диссертации просто, вместе с Work5.


.). Не замечать пушкинских символов невозможно. Без этого знания не могут быть поняты творения художника. Использование символов было “правилом” Пушкина, коим он руководствовался во многих своих произведениях. Объектом исследования является поэма Пушкина «Медный всадник». Предмет исследования – символика данного произведения. Целью работы является анализ символической системы А. С. Пушкина в поэме «Медный всадник». Для его проведения необходимо решить следующие задачи:  изучить историю создания поэмы;  ознакомиться с литературной критикой;  дать определения понятиям «символ» и «символизм»;  выявить особенности Пушкинской символики в поэме «Медный всадник». Теоретической базой работы являются материалы различных исследователей творчества А. С. Пушкина, критические очерки В. Г. Белинского, А. В. Дружинина, Д.С. Мережковского, С. М. Бонди, а также сама поэма «Медный всадник». Методами исследования являются: абстрагирование, обобщение, сравнение, синтез, изучение и анализ литературы. Практическая значимость работы заключается в возможности ее применения для современного толкования взглядов А. С. Пушкина и дальнейших исследований творчества поэта. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Читать дальше
Поэма А. С. Пушкина “Медный всадник” – художественный итог размышлений поэта о личности Петра I, о “петербургском” периоде русской истории. По мысли Пушкина, максимальные возможности самодержавной власти были воплощены в исторической фигуре первого российского императора. Наряду с другими важнейшими философскими вопросами, в своем произведении поэт рассматривает вопрос о последствиях безграничной власти одного человека над многими, о необходимости соблюдения вечных законов нравственности и морали “властелинами мира”, поэтому Петр является одним из главных героев поэмы. Чтобы сделать образ Петра “чистым воплощением самодержавной мощи”, иными словами, образом символическим, поэт подменяет личность самого императора его изваянием, что является одним из интереснейших художественных решений поэмы. Реально существующий памятник императору работы Этьена Мориса Фальконе был установлен на Сенатской площади в Петербурге по указу Екатерины II. В основе произведения скульптора лежит аллегория: всадник символизирует самодержавие, а поднявшийся на дыбы конь – Россию, русский народ, который “взнуздал” Петр. Примечательно, что задними ногами конь давит змею (символ недоброжелателей России) и таким образом Фальконе сравнивает императора с Георгием Победоносцем. Пушкин же превращает аллегорию скульптора в символ: под образом “кумира на бронзовом коне” нельзя понимать только личность Петра I. Этот образ намного шире и несет в себе “контуры большого философского смысла” (В. Г. Белинский). Несмотря на то что памятник работы Фальконе выполнен из бронзы, Пушкин называет изваяние “Медным всадником”. Эпитет “медный” чрезвычайно важен для раскрытия образа Петра и понимания идейного смысла поэмы в целом. Медь имеет красноватый оттенок – цвет крови, свидетельствующий о жестокости и деспотичности императора, его безразличии к человеческим жертвам в решении задач государственной важности. Литературовед Ю. Б. Борев справедливо заметил: “Правдоподобная бронза была бы здесь некстати. Она слишком звонкий, легкий и благородный металл в сравнении с тяжелой, глухой и низменной медью”. Ко времени написания поэмы Пушкин вполне осознал губительность абсолютизма для России. Несмотря на то что Евгений ничем не мешает ни безраздельной власти Петра, ни ходу истории, он уничтожен государственной машиной и ходом исторического прогресса. Читатель видит, что абсолютная власть настигает и губит “маленького человека”. С этой точки зрения показателен эпизод преследования Евгения “горделивым истуканом”: герой “бежит и слышит за собой – как будто грома грохотанье”. Медный всадник – символ государственной воли, энергии власти, освобожденной от человеческого начала. Петр – великий реформатор, “строитель чудотворный”, по мановению его руки “вознесся” Петербург. Но детище императора – чудо, сотворенное ценой человеческих жертв. Город, выросший “из тьмы лесов, из топи блат” плохо приспособлен для жизни. Катастрофическое наводнение – это результат столкновения цивилизации и природы, жертвой которого оказывается бедный Евгений. А укротитель стихии Петр становится виновником этого конфликта. “Строгий, стройный” Петербург, таящий в себе разрушительную силу, олицетворяет личность своего создателя. Таким образом, поставленные в начале работы цель и задачи выполнены. Полученные результаты курсовой работы могут быть использованы для дальнейших исследований творческого и художественного пространств Александра Сергеевича Пушкина.
Читать дальше
1. Пушкин А. С. Медный всадник [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/451/p.1/index.html (дата обращения: 21.05.2023). 2. Кара-Мурза А. А. Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина: политико-философские проекции // Философский журнал 2016. Т. 9. № 2. С. 54–65. DOI 10.21146/2072-0726-2016-9-2-54-65. 3. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 11 [Электронный ресурс] // М., 1948. Режим доступа: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0220.shtml (дата обращения: 21.05.2023). 4. А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 3. Поэмы, Сказки. // С.М. Бонди - "Комментарий: А.С. Пушкин "Медный всадник". С. 518-521. 5. Измайлов Н. В. "Медный всадник" А. С. Пушкина: История замысла и создания, публикации и изучения // Пушкин А. С. Медный всадник / Изд. подгот. Н. В. Измайлов. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. — С. 147—265. 6. Храповицкая Г. Н. Символ и символическое искусство // Вестник культурологии. 2008. №1. С. 219 – 232. 7. Что такое символ в литературе [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://services.selfpub.ru/ (дата обращения 21.05.2023). 8. Бычков В. В. У истоков эстетики русского символизма: Дмитрий Мережковский // Художественная культура. 2019. №1. С. 92 – 119. 9. Кучеренко, М. В. Русский символизм как литературное течение // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 203-205. 10. Кудрявкин С. С. О специфике знаковой системы поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» // Вестник ТГУ, выпуск 7 (87), 2010. С. 172 – 177.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ АГРЕССИВНЫХ КЛИЕНТОВ
Количество страниц:
31
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психологическое консультирование
реферат
«Материалоемкость продукции и направления ее снижения на предприятии»
Количество страниц:
7
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Понятие, сущность и значение мотивации персонала
Количество страниц:
20
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Управление персоналом
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image