ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ КУРСАНТОВ НА РАЗНЫХ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 5
1.1 Мотивация учения как психолого-педагогическая проблема 5
1.2 Обзор исследований проблемы мотивации учения курсантов 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ КУРСАНТОВ НА РАЗНЫХ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Читать дальше
Мотивация учения – представляет собой частный вид мотивации, который определяет потребности обучающихся в получении знаний. Согласно другой трактовке, мотивация учения – это совокупность мотивов, побуждающих к выполнению учебной деятельности и способствующих ее успешности, которые связаны с удовлетворением познавательного интереса. Сформированные учебные мотивы делают интеллектуальный труд для курсанта внутренним необходимым условием его гармоничного состояния.
Считается, что первый курс представляет собой период адаптации курсантов к новым для них условиям и поиска наиболее приемлемых мотивационных стратегий помимо мотива познавательной деятельности. На втором курсе неотъемлемой составляющей мотивации учения становится мотив достижения успеха. Третий курс принято считать переходом от учебно-исследовательской к учебно-профессиональной деятельности. В процессе этого перехода приоритетными становятся мотивы мотивационного смыслового образования – доминирование. На следующем – четвертом – курсе обучения у курсантов появляется прагматический мотив учения, который предполагает приоритетное стремление к получению диплома об образовании. Последний курс обычно показывает важность преобладания познавательного и профессионального мотивов учения для успешного обучения в вузе. Прагматические мотивы учения обычно отмечаются у слабо успевающих студентов, не видящих себя в профессии.
Для эмпирического исследования мотивации учения курсантов были подобраны две методики. Первая методика Т.И. Ильиной «Мотивация обучений в вузе», вторая – методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин).
В результате диагностики учебной мотивации по методике Т.И. Ильиной «Мотивация обучений в вузе» было выявлено, что мотивы учения отличаются на разных курсах. Мотив «приобретения новых знаний», который отражает познавательную сторону учебной деятельности курсантов, доминирует на первом и втором курсах обучения. Мотив «овладение профессией» на протяжении всего обучения выражен минимально, но особенно у студентов третьего курса.
Результаты диагностики мотивации учения курсантов разных курсов по методике А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой также позволили проследить динамику структуры мотивации учения. Так, для курсантов первокурсников на первом месте стоят учебно-познавательные мотивы и мотив престижа, наименее значимы коммуникативные мотивы. На втором курсе чуть снижаются учебно-познавательные мотивы, мотивы престижа и избегания и увеличиваются мотивы творческой реализации и профессиональные мотивы. На третьем курсе возрастает значимость коммуникативных мотивов, продолжает снижаться мотив престижа. Учебно-познавательные мотивы на 3 курсе составляют минимальное значение за все время обучения. На 4 курсе снова возрастает значимость учебно-познавательного мотива и профессионального мотива. Пятый курс отличается максимальным значением учебно-познавательных мотивов и социальными мотивами, которые отражают понимание, что от успехов в учебе зависит уровень материальной обеспеченности в будущем, полученные знания позволят добиться всего необходимого.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Читать дальше
1. Басина Т.А., Прокопьева С.А. К вопросу о характеристике мотивации обучения в ведомственном ВУЗЕ // Успехи современной науки. – 2016. – Т.7. – №11. – С. 124-126.
2. Браташова М.В. Мотивация учения как фактор развития интеллектуальных способностей // Известия Саратовского университета. Психология. Педагогика. – 2020. – Т. 20. – №1. – С. 94-99.
3. Вайсман Р.С. Психология мотивов творчества.– М.: Наука, 2013. – 302 с.
4. Гуткина Н.И.Формирование мотивации и познавательной активности. М.: Наука. – 2014. – 147 с.
5. Данеев А.В., Бурзалова Т.В. Мотивация учебной деятельности в вузах МВД России // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2017. – №1. – С. 41-49.
6. Демина М.А. Мотивация к учебной деятельности курсантов как фактор, влияющий на ее успешность // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. – 2019. – №3. – С. 88-91.
7. Доломанюк Л. В. Мотивация учебной деятельности курсантов // Казанский педагогический журнал. – 2019. – №3. – С.14-19.
8. Домрачева С.А. Взаимосвязь учебной мотивации и стиля деятельности педагога // Мат-лы Международной научно-практической конференции «Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации». – 2018. – С. 251-253.
9. Донец С.А. Формирование и развитие учебной мотивации у курсантов военных вузов // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – №71. – С. 112-115.
10. Есекеева Г.У.Методы и приемы формирования учебной мотивации современных студентов // Сборник статей XII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки и образования». Пенза, 2021. – С. 220-222.
11. Железкина В.М. Особенности мотивации учебной деятельности современных подростков // В сборнике: За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества. Курск, 2021. – С. 89-92.
12. Ивченко О.А., Ясырова О.А., Рыбникова Е.В., Хафизов Р.Н. Анализ мотивации учебной деятельности курсантов // В книге: актуальные проблемы современного инженерного образования. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2021. – С. 149-153.
13. Ковалевская Ю.Н. Мотивации учения у студентов ВУЗА // В сборнике: Молодость. Интеллект. Инициатива. Материалы III Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. – Прищепа. – 2015. – С. 203.
14. Кузьмина, Н. В., Турчин А. С., Жаринова Е. Н. Акмеологические технологии фундаментального общего образования. – Спб: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2016. – 286 с.
15. Макаркина О.Е. Психологические особенности мотивации учения у курсантов вузов ФСИН России // В сборнике: Формы и методы психологической работы со спецконтингентом и персоналом. – Псков, 2021. – С. 80-83.
16. Москаленко Е.Е. Характеристика учебной мотивации. // Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет. – 2017. – 217–224 с.
17. Мухина М.В., Каткова О.В., Мухина Е.С., Романов В.В. Особенности мотивации студентов педагогического вуза заочной формы обучения // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. – №6. – С.45-49.
18. Нургалиева М.К..Особенности мотивации учебной деятельности студентов // Психолог. – 2022. – № 2. – С. 1 – 7.
19. Румянцева И. А., Жернакова М. Б., Кротенко Т. Ю. Исследование уровня и структуры мотивации к учебе студентов бакалавриата по направлениям подготовки «Менеджмент», «Экономика» // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). – 2023. – №1. – С. 87–94.
20. Хурум С.Х. Формирование мотивации достижения у подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2018. – №5. – С.205–209.
21. Цымбалюк А.Э., Кряжева Е.В., Данилова Л.В. Развитие мотивации студентов процессе обучения в вузе // Ярославский педагогический вестник. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2020. – № 4. – Т. II. – С. 130–136
22. Якобсон П.М. Учебная деятельность.— М.: Педагогика, 2014.– 158 с.
Читать дальше