?>
Введение 4 Глава 1. Теоретические основы развития познавательной сферы у старших дошкольников посредством игровой деятельности 7 1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 7 1.2 Характеристика познавательной сферы у старших дошкольников 12 1.3 Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста 23 Выводы по первой главе 32 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной сферы у старших дошкольников посредством игровой деятельности 34 2.1 Организация и методы исследования 34 2.2 Результаты исследования и их обсуждение 39 Выводы по второй главе 44 Заключение 45 Список литературы 47 Приложение 52

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

дипломная работа
Педагогика
50 страниц
90% уникальность
2023 год
19 просмотров
Волков Р.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 4 Глава 1. Теоретические основы развития познавательной сферы у старших дошкольников посредством игровой деятельности 7 1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 7 1.2 Характеристика познавательной сферы у старших дошкольников 12 1.3 Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста 23 Выводы по первой главе 32 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной сферы у старших дошкольников посредством игровой деятельности 34 2.1 Организация и методы исследования 34 2.2 Результаты исследования и их обсуждение 39 Выводы по второй главе 44 Заключение 45 Список литературы 47 Приложение 52
Читать дальше
Актуальность. Проблема особенностей познавательного развития и создания условий, способствующих развитию познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. Проблемой изучения познавательной сферы личности занимались многие педагоги и психологи (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э.


Если вам необходимо заказать задачи , сделайте это, заполнив форму заказа на сайте Work5.


Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, А. А. Смирнов Д. Б. Годовикова, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, Н. Г. Маркова и др.). Проблеме поиска средств активизации познавательной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б.Эльконина, И.С. Якиманской. Проблема развития познавательной сферы – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально–психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических, и социальных условий развития. Данная тема не теряет своей актуальности, поскольку именно развитие познавательной сферы определяет усвоение ребенком культурного опыта человечества и является необходимым условием формирования умственных качеств личности ребенка, его самостоятельности, инициативности, успешности, творчества, что в свою очередь, способствует гармоничному становлению растущей личности [7]. Наиболее сенситивный период для развития познавательной сферы – это 5-6 лет, степень развития познавательных процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей учебной деятельности ребенка [2]. Именно поэтому так важно развивать познавательную сферу именно в старшем дошкольном возрасте. В такой ситуации перед педагогами и психологами встает проблема поиска эффективных и адекватных возрасту средств развития познавательной сферы дошкольников. Высоким потенциалом в качестве такого средства обладает игровая деятельность. Это объясняется тем, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников и имеет широкие возможности для всестороннего развития детей. В игровой деятельности можно одновременно реализовать функции образования, развития и воспитания. Суть игры как ведущего вида деятельности старшего дошкольника заключена в том, что дети воссоздают в ней разнообразные стороны жизни, специфику взаимоотношений между взрослыми, расширяют и углубляют собственные познания об окружающей действительности. Игра – это, своего рода, средство постижения ребенком действительности. В процессе игр, направленных на развитие познавательной сферы, многие сложные явления можно разделить на элементарные явления, а единичные обобщить, что способствует аналитической и синтетической деятельности. Кроме этого, в игре дети учатся использовать уже имеющиеся знания в новых игровых обстоятельствах, сопоставлять, систематизировать объекты и явления окружающего мира, формулировать мысли и идеи, производить умозаключения. Таким образом, применение игровой деятельности как средства развития познавательной сферы обладает высоким потенциалом и рассматривается как перспективное направление педагогических исследований. Теоретическую основу данной работы составили работы современных исследователей, таких как Антонова А.В., Асанова З.Р., Ахунова А.Х., Божкова С.И., Васенина С.И., Васильева Е.Е., Вахитова Г.Х., Воронина Л.В., Гатауллина Р.Ф., Гафарова А.Н., Гордиенко Н.В., Данилова Л.Н., Зиновьева Г.В., Казаручик Г.Н., Лебедева С.И., Моросанова В.И., Наркевич В.В., Паламарчук О.В., Соколовская И.Н., Соловьева Л.Н., Цаплина О.В., Шелест Н.А. Цель работы – теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить возможность развития познавательной сферы у старших дошкольников посредством игровой деятельности. Задачи: 1. Рассмотреть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста; 2. Охарактеризовать познавательную сферу у старших дошкольников; 3. Рассмотреть игру как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста; 4. Разработать и реализовать программу по развитию познавательной сферы у старших дошкольников посредством игровой деятельности; 5. Оценить эффективность применения разработанной программы. Объект исследования – познавательная сфера детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – развитие познавательной сферы у старших дошкольников посредством игровой деятельности. Методы исследования:  теоретические методы (анализ, синтез, обобщение научной информации);  практические методы (педагогический эксперимент, тестирование). Практическая значимость состоит в возможности использования материалов исследования в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст работы иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты исследования.

Читать дальше
В соответствии с поставленной целью и задачами были рассмотрены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста; охарактеризована познавательная сфера старших дошкольников, рассмотрена игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. После теоретического анализа проблемы была разработана и реализована серия игр как средство по развитию познавательной сферы у старших дошкольников. По результатам работы был сделан ряд выводов. Старший дошкольный возраст является важным этапом развития ребенка, который отличается целым рядом изменений личности и его поведения ребенка. В первую очередь изменения затрагивают коммуникативную сферу, что связано с активным обогащением и развитием речи. Ребенком осознается свой бытовой, эмоциональный, коммуникативный и предметно-игровой опыт, формируется понимание особенностей межличностных отношений, осознание своего положения в группе сверстников, начинает складываться самооценка, развивается волевая сфера. Познавательная сфера личности представляет собой совокупность способностей, при помощи происходит познание явлений окружающего мира. В ее основе познавательной сферы лежат познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь. Старший дошкольный возраст – это период интенсивного развития познавательной сферы ребенка. Познавательная сфера ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется активным развитием речи, всех видов и свойств внимания, количественными изменениями и качественными преобразованиями в развитии памяти и воображения, а также усложнением содержания мышления, при этом ведущее значение в старшем дошкольном возрасте приобретает наглядно-образное мышление. В развитии личности ребенка большое значение имеет игровая деятельность, так как именно в игровой деятельности происходят главнейшие изменения в психике ребенка – развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные, нравственные, физические качества ребенка, познавательная сфера, кроме того, игра – это способ усвоения общественного опыта. В рамках проведенного исследования были подобраны методики диагностики познавательной сферы детей дошкольного возраста: «Детская любознательность» (методика Д. Б. Годовиковой), «Вопрошайка» М.Б. (методика Шумаковой), «Найди что спрятано» (методика Немова Р. С.) и определен уровень развития познавательной сферы в начале исследования. Затем была разработана и проведена серия игровых занятий, направленных на развитие познавательной сферы. После проведенных занятий была проведена повторная диагностика, которая показала увеличение доли среднего уровня познавательной активности за счет снижения доли низкого уровня. Таким образом, можно сделать вывод об успешности проведенной работы, которая показала возможность развития познавательной сферы детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Читать дальше
1. Антонова А.В. Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой деятельности / А.В. Антонова, Ю.Ю. Таранникова, Л.Н. Шарамок // Молодой ученый. – 2017. – №23. – С. 291 - 295. 2. Асанова З.Р. Выявление уровня умственного развития детей старшего дошкольного возраста / З.Р. Асанова, А.О. Наумик // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. С. 7-11. 3. Ахунова А.Х. Игры - экспериментирование и их влияние на развитие познавательной активности старших дошкольников / А.Х. Ахунова, Я.И. Мельниченко // Матрица научного познания. – 2020. – №12. – С. 358-361. Ахунова, 4. Божкова С.И. Значение игры для дошкольника / С.И. Божкова // В сборнике: Перспективы развития науки и образования. – 2015. – С. 28-29. 5. Васенина С.И. Развитие любознательности и умственных способностей дошкольников в условиях трансформации социального пространства / С.И. Васенина, Н.В. Винокурова, О.В. Мазуренко // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-2. С. 66-69. 6. Васильева Е.Е. Межфункциональные связи в структуре познавательной сферы дошкольников / Е.Е. Васильева // В сборнике: Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – 2018. – С. 29-33. 7. Вахитова Г.Х. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности / Г.Х. Вахитова // Научнопедагогическое обозрение. – 2014. – №4. – С. 78 – 85 8. Войнова Т.П. Формирование чувства сотрудничества у детей дошкольного возраста: игра как средство формирования чувства сотрудничества / Т.П. Войнова, Е.В. Вовк // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №54. – С. 94-103. 9. Воронина Л.В. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений строить суждения и умозаключения / Л.В. Воронина, М.В. Карпова // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 4. – С.37-43. 10. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 281 с. 11. Выготский Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2018. – 290 с. 12. Гатауллина Р.Ф. Роль игры в формировании мотивационной готовности у старших дошкольников к обучению в школе / Р.Ф. Гатауллина // В сборнике Материалов Всероссийской научно-практической конференции: Современные вызовы психологии и педагогики. – 2017. – С. 26-28. 13. Гафарова А.Н. Игра как развивающее средство в работе с дошкольниками / А.Н. Гафарова // В сборнике «Потенциал художественно-творческой деятельности в развитии личности ребенка». – 2015. – С. 70-72. 14. Гордиенко Н.В. Современные образовательные технологии как средство развития познавательной сферы старших дошкольников / Н.В. Гордиенко, Н.В. Опара // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – №55. – С. 33-35. 15. Данилова Л.Н. Роль дидактической игры в интеллектуальном развитии дошкольников / Л.Н. Данилова // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Приоритетные направления психолого-педагогической деятельности в современной образовательной среде». – Йошкар-Ола, 2021. – С. 356-360. 16. Денисенкова Н.С. Сравнительный анализ уровня развития умственных способностей современных старших дошкольников и их сверстников, посещавших детские сады в последней трети ХХ века / Н.С. Денисенкова, В.В. Федоров // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т.26. – №3. – С.40-53. 17. Деркунская В.А. Воспитание и развитие дошкольника как субъекта деятельности и поведения в детском саду / В.А. Деркунская // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2019. – № 1. – С. 34-45. 18. Зиновьева Г.В. Особенности развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Г.В. Зиновьева // В сборнике: Инновации в современной науке: материалы XI Международного зимнего симпозиума. – 2016. – С. 43-46. 19. Казак М.В. Развитие познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста с помощью подвижных игр с сюжетом / М.В. Казак // В сборнике: Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2018. Материалы международной студенческой научно-практической конференции. – 2018. –С. 630-632. 20. Казаручик Г.Н. Умственное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной практической деятельности / Г.Н. Казаручик // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2019. – Т.3. – № 2. – С. 6-11. 21. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е.Н. Каменская. - Ростов н/Д, 2018. – 367 с. 22. Кипка О.А. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие речи дошкольников / О.А. Кипка, М.С. Голубь // Академическая публицистика. – 2021. – №3. – С. 331-337. 23. Комлева Д.А Дидактическая игра и ее роль в процессе развития операций мышления старших дошкольников / Д.А. Комлева // Научный журнал NovaUm.Ru. – 2020. – №25. – С. 294-295. 24. Косимова М.Б. Особенности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / М.Б. Косимова // Аллея науки. – 2021. – Т.1. – №12. – С. 863-866. 25. Красильникова Е.С. Развитие познавательной сферы дошкольников в игровой деятельности / Е.С. Красильникова // В сборнике статей по итогам Международной научно-практической конференции «Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения». – 2018. – С. 17-21. 26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Юрайт, 2015.-464 с. 27. Лебедева С.И. Условия психического и личностного развития младших школьников / С.И. Лебедева // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Современная образовательная среда: теория и практика» . – 2019. – С. 16-18. 28. Макаева И.Р. Значение игры для психического развития ребенка / И.Р. Макаева // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. – №11. – С. 317-320. 29. Михайленко Т. М. Значение игры в развитии дошкольников / Т.М. Михайленко // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. Казань, 2018. – С. 18-21. 30. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. – М.: Наука, 2018. – 280 с. 31. Наркевич В.В. Значение сюжетно-ролевой игры для психического развития ребенка дошкольного возраста / В.В. Наркевич // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2022. – №2. – С. 253-259. 32. Паламарчук О.В. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / О.В. Паламарчук // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО Донецкий национальный университет. – 2022. – Т.2. – №14. – С. 209-214. 33. Подельщикова И.А. Игра как средство формирования коммуникативных умений старших дошкольников / И.А. Подельщикова, О.Г. Груздова // Мир педагогики и психологии. – 2020. – №8. – С. 7-16. 34. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов / Е.О. Смирнова. – «Питер», 2018. – 304 с. 35. Соколовская И.Н. К определению сущности понятия познавательный интерес в педагогике / И.Н. Соколовская, А.А. Кивилева // В сборнике: XIX царскосельские чтения. – 2015. – С. 89-92. 36. Соловьева Л.Н. Роль игр соревновательного характера в развитии познавательной активности дошкольника / Л.Н. Соловьева // Известия института педагогики и психологии образования. – 2017. – №3. – С. 44-49. 37. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник / Г.А. Урунтаева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 384 с. 38. Цаплина О.В. Технологии развития познавательной активности дошкольника / О.В. Цаплина // Детский сад от А до Я. – 2016. – №1. – С. 44-53. 39. Шелест Н.А. Развитие познавательных и интеллектуальных способностей у дошкольников через развивающие игры / Н.А. Шелест // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития». – 2018. – С. 90-92. 40. Эльконин Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей / Д. Эльконин // Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал. – 2018. – №3 . – С. 17-24.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Право в условиях глобализации
Количество страниц:
25
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
Реализация транспортной стратегии в рамках ЕАЭС
Количество страниц:
55
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
дипломная работа
Комплексная оценка воздействия производства электроинструмента «ООО КЛС-Трейд» на окружающую среду
Количество страниц:
80
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image