Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Способы и приёмы речевого воздействия в СМИ………………...3
1.1. Понятие способа речевого воздействия в стилистике…………………3
1.2. Использование приёмов речевого воздействия в СМИ………………..8
Глава 2. Анализ использования приемов речевого воздействия в публикациях информационного издания «Фонтанка.ру»………………………..13
Заключение…………………………………………………………………...23
Читать дальше
В ходе нашего исследования мы проанализировали статьи на разные темы, опубликованные на сайте известного новостного интернет-издания «Фонтанка.ру». Результатом нашей работы стало подробное описание приёмов речевого воздействия, использующихся в публикациях данного издания, и основных закономерностей их использования.
Мы проанализировали около 50 статей, появившихся на сайте в период с начала мая по начало июня 2023 г. Данные статьи затрагивали практически все актуальные темы жизни страны и общества, которые вызывают интерес у читателей: общественно-политические новости, новости жизни Петербурга, культурные и спортивные новости.
Этот анализ позволил нам доказать, что, несмотря на значительную разницу жанров, во всех статьях авторы ставят перед собой цель повлиять на мнение читателей, их отношение к описываемым событиям. Для достижения этой цели журналисты используют различные приёмы, способствующие когнитивному и эмоциональному влиянию на реципиента.
Приёмы речевого воздействия можно разделить на 2 основные группы: манипулятивные и неманипулятивные. Неманипулятивные приёмы направлены на создание у читателя устойчивой мотивации к чтению статей (прежде всего, к так называемому «дочитыванию», т. е. чтению до конца) за счёт создания высокой степени интереса к излагаемой новости и самому тексту как публицистическому произведению. Манипулятивные приёмы направлены на искажение информации, создание у читателя заведомо ложного впечатления и мнения о событии, факте или человеке за счёт сокрытия фактов, их неправильного трактования или создания негативного образа определённого человека.
Данная тема является перспективной для дальнейшего изучения, т. к. СМИ занимают значительное место в информировании людей о тех или иных событиях, однако механизм их воздействия на читателей полностью не изучен.
Читать дальше
1. Алефиренко Н. Ф. Общее языкознание: история и теория языка: интегрированный курс / Н. Ф. Алефиренко. — Москва: Изд. центр «Азбуковник», 2013. — 309 с.
2. Денисюк Е. В. Манипулятивное речевое воздействие: коммуникативно-прагматический аспект: дис ... канд. фил. наук. – Екатеринбург, 2003. – 200 с.
3. Ивин А. А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие / А. А. Ивин. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 304 с.
4. Иссерс О.С. Речевое воздействие: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» / О.С. Иссерс. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 224 с.
5. Клушина Н. И. Стилистика публицистического текста / Н. И. Клушина. – М.: МедиаМир, 2008. – 244 с.
6. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / А. А. Леонтьев. — 3 изд. — Москва: Смыслы, 1997. — 287 c.
7. Матвеева Г. Г. Диагностирование личностных свойств автора по его речевому поведению / Г. Г. Матвеева. – Ростов-на-Дону: Изд-во Донского юридического института, 1999. – 83 с.
8. Навасартян Л.Г. Языковые средства и речевые приёмы манипуляции информацией в СМИ (на материале российских газет): дис. ... канд. фил. наук. — Саратов, 2017 — 172 с.
9. Панова Е.Ю. Речевое воздействие в текстах СМИ (на примере анализа новостных сообщений, освещающих начальный этап конфликта на Украине) // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филологические науки. — №7 (389). — Челябинск, 2016. — С. 120-130.
10. Петренко В. Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. – СПб. : Питер, 2005. – 480 с.
11. Сергеечева В. Приемы убеждения. Стратегия и тактика общения / В.Сергеечева. – СПб. : Питер, 2002. – 192 с.
12. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. — Воронеж, 2001. — 227 с.
13. Тарасов, Е. Ф. Речевое воздействие как проблема речевого общения / Е.Ф. Тарасов // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / отв. ред. Ф. М. Березин, Е. Ф. Тарасов. – М : Наука, 1990. – С. 3–14.
14. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия. — 2-е изд. — М.: Флинта, Наука, 2014. — 136 с.
15. Шейнов, В. П. Скрытое управление человеком / В. П. Шейнов. – Минск: АСТ, Харвест, 2008. – 816 с.
16. Mann, Elke. Persuasive Sprechhandlungen in Alltagsdialogen des Russischen, unter besonderer Berücksichtigung ihrer Handlungsbedingungen. Inauguraldissertation zur Erlangung des Grades eines Doktors der Philosophie. Potsdam, 1999.
Читать дальше