Введение…………………………………………………………………………………………3 1. Обзор и анализ теоретических основ коллективного воспитания…………………..4 2. Применение технологий коллективного воспитания в современной школе……....8 Заключение……………………………………………………………………………………...11 Литература………………………………………………………………………………………14

Возможности коллективного воспитания в современной школе

курсовая работа
Языки
15 страниц
39% уникальность
2023 год
5 просмотров
Ануфриева А.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………………………………3 1. Обзор и анализ теоретических основ коллективного воспитания…………………..4 2. Применение технологий коллективного воспитания в современной школе……....8 Заключение……………………………………………………………………………………...11 Литература………………………………………………………………………………………14
Читать дальше
современная школа нуждается в обновлении методических материалов и рекомендаций в вопросах воспитания молодого поколения. Современные преобразования, происходящие в стране, определяют концептуальные положения перестройки воспитания в школе. Рассматривая современное содержание образования можно выделить такой аспект как деятельностный подход, который способствует созданию условий для разнообразной и полноценной деятельности учащихся. Деятельный подход в образовании предоставляет ребенку возможности в выборе и инициативы, последовательное включение во все этапы деятельности – целеполагания, планирования, реализации целей и анализ, которое способствует формированию базовых качеств личности, как свобода, инициативность, достоинство, трудолюбие, честность. В связи с этим происходит перестройка методов воспитания нового поколения. В воспитательной работе на первое место выходит личностный подход, дифференциация и индивидуализация воспитательных взаимодействий. В этом случае особое значение приобретает организация и использование коллективного воспитания. В учебно-воспитательном процессе в условиях приоритета личности ребенка коллективное воспитание должно наиболее максимально способствовать раскрытию личности, органически соединять интересы личности и общества. Рассматривается коллективное и в тоже время личностно-ориентированное, гуманистическое воспитание, основанное на сотрудничестве, сотворчестве и соуправлении.


Work5 выполняет курсовые на заказ в Челябинске любой сложности.


Таким образом, актуальным для современного образования являются задачи формирования навыков в ценностно-смысловом взаимодействии учащихся с другими людьми, построении диалога, решения коллективных проблем с учетом нравственных норм и правил, бесконфликтного поведения. Все эти тенденции вызывают необходимость разработки новых подходов к формированию школьного коллектива и изучения возможностей коллективного воспитания. Цель курсовой работы – изучение условий формирования школьного коллектива и определение возможностей коллективного воспитания для развития личности ребенка. Объект исследования: процесс формирования школьного коллектива. Предмет исследования: возможности коллективного воспитания в современной школе. Для проведения исследования определены задачи: - провести анализ теоретико-методологических исследований коллектива в отечественной и зарубежной науке и определить специфику современного коллектива; - выявить закономерности влияния организованного коллектива на личность; - рассмотреть возможности применения известных технологий коллективного воспитания в современной школе. Возникшая противоречивость между внешними и внутренними факторами в развитии образования на современном этапе усложняет продолжение использования коллективного воспитания в современных общеобразовательных школах. Это противоречия между: государственно-административною декларативностью о приоритете и важности воспитания учащихся и недостаточным уровнем теоретической и практической разработанности педагогических средств воспитания ученического коллектива. Между социальным заказом, нормативными документами, определяющими целостность и многоаспектность воспитания и недостаточным использованием воспитательного потенциала ученического коллектива. Противоречия между необходимостью выявления ценностных ориентиров воспитания ученического коллектива и отсутствием научно-теоретического обоснования их выбора для использования в практике школ. Между необходимостью оценки результатов воспитания ученического коллектива и не разработанностью системы унифицированных критериев, методик оценки воспитательного процесса. Рассматривать возможности коллективного воспитания без теоретического освещения темы невозможно. Так как, развитие и формирование личности учащегося возможно через коллектив. Следует отметить, что вопросы коллективного воспитания издавна интересовали педагогов.

Читать дальше
При исследовании проблем коллектива и личности в прошлом было выяснено, что под их взаимодействием понимали двусторонний процесс: влияние коллектива (его общественного мнения, ценностных ориентаций, нравственных норм) на личность ребёнка и восприятие личностью этих воздействий. В настоящее время такая трактовка является недостаточной, ибо анализ структуры этого процесса с позиций гуманистического воспитания свидетельствует о том, что помимо воздействий коллектива на личность и личности на коллектив, осуществляемых на основе их взаимного восприятия, происходят и «процессы взаимопроникновения». Так, в реальной практике коллективной деятельности с разномасштабными общностями детей и взрослых на массовых формах работы можно наблюдать взаимопроникновение. Рассчитанный на всех праздник с детьми, при организации которого возможно наблюдать не только коллективные суждения об выдвинутой идеи, но и вызвать эффект эмоционального заражения, побудить детей и взрослых к совместным переживаниям. В таком случае возникает ситуативная общность, своеобразный ситуативный коллектив. При организации коллективных дел важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности. Так, общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно-враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными, а необщительно-враждебных, кроме того, нецелесообразно объединять друг с другом. Если же возникает необходимость работы в группе общительно и необщительно-враждебных детей, она обязательно должна быть "усилена" 2-3 общительно-дружелюбными детьми. По ходу коллективной деятельности педагог оказывает детям эмоциональную поддержку, положительное подкрепление, подчеркивает значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла. Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат, - родителями, учителями, учащимися других классов. Важно поддержать у детей и продлить переживание совместной радости от удачно выполненной деятельности. С той целью можно вести "летопись" событий жизни класса, отряда, в которой отражаются коллективные и индивидуальные достижения детей. В зависимости от степени развитости коллективных взаимоотношений педагог занимает разные позиции во взаимодействии с детьми: организатора, участника, консультанта. Так, на стадии становления коллектива педагог выступает в роли организатора детской совместной деятельности. Он изучает детей, регулирует их взаимоотношения; планирует содержание и предлагает задачи для совместного коллективного творчества. Учитель (воспитатель) демонстрирует детям способы планирования и организации совместных действий, создаёт проблемные ситуации, требующие коллективного сотрудничества, проводит тренинги, развивающие у детей умения совместной деятельности. В коллективной деятельности важна партнерская позиция учителя, которая позволяет ему обсуждать и находить вместе с детьми варианты решения проблемы. Такое общение на равных дает возможность педагогу вовлечь в коллективную деятельность «изолированных» детей, выявить их достоинства, привлечь к ним внимание сверстников. В таком случае жизнь и развитие детского коллектива можно представить как цепочку решения задач, требующих коллективного взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. Успешность решения этих задач зависит от согласованности позиций во взаимодействии детей друг с другом и педагогом. Признаками, свидетельствующими о том, что коллектив достиг уровня сотрудничества, выступают: - целенаправленность (стремление к общей цели); - мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности); - целостность (взаимосвязанность участников деятельности); - структурированность (распределение функций, прав, обязанностей, ответственности); - согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности); - организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению); - результативность (способность достигать результатов). Таким образом, наивысшим уровнем деятельностной согласованности в школьном коллективе является сотрудничество. В условиях школьного коллектива перед учащимися может выдвигаться большое разнообразие перспектив. Прежде всего, они должны охватывать учебную работу учащихся. Школьники, как правило, хотят успешно учиться. Поддерживая эту перспективу, учителям необходимо содержательно и эффективно осуществлять учебный процесс, проводить индивидуальную учебную работу с тем, чтобы каждый школьник добивался успеха в овладении изучаемым материалом. Ученик, хорошо выучивший урок, идёт в школу с хорошей перспективой. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что если учащиеся не добиваются главного в своей школьной деятельности - успехов в учении, нельзя надеяться на эффективную работу по созданию коллектива. В качестве перспектив в системе учебной работы могут выступать подготовка и проведение предметных вечеров, олимпиад, встреч с деятелями науки, техники и искусства и т.д. Ещё большие возможности для организации перспективных устремлений учащихся имеются в системе внеклассной работы. Яркие и увлекательные формы могут иметь праздники, конкурсы, вечера, клубная деятельность, организация познавательных экскурсий и поездок.
Читать дальше
1. Галкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде : Учеб. пособие по специальности "Менеджмент" / Т. П. Галкина. - Москва : Финансы и статистика, 2003. - 222, [1] с.: ил., табл. ; 21 см.; ISBN 5-279-02109-1 (в обл.) 2. Грачева, Н.В. Теоретические аспекты формирования коллектива младших школьников в психолого-педагогической литературе / Н. В. Грачева. - Текст: непосредственный// Молодой ученый. – 2018. - № 24 (210) – С. 306-30. 3. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход. / Л.И Гриценко//2-е изд., стер. - М. Изд. центр «Академия», 2008. – 240 с. 4. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ Ленинграда и Ленингр. обл. / И. П. Иванов. - Москва : Педагогика, 1982. - 80 с.; 20 см. 5. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание!: Теория и практика шк. воспитат. систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова; Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. - [2. изд., доп. и перераб.]. - Москва : Пед. о-во России, 2000. - 252, [1] с.; 20 см.; 6. Коллективное обучение по индивидуальным образовательным программам: концепция, конструирование, практические варианты (на 2020 год): монография / В.Б. Лебединцев, М.В. Минова, Г.В. Клепец [и др.]. Красноярск, 2021. 472 с. 7. Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. - С. 53-58. 8. Коротаева Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика [Текст] / Е. В. Коротаева ; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Уральский гос. пед. ун-т". - Екатеринбург : УрГПУ, 2013. - 202 с. : ил., табл.; 21 см.; 9. Лай В.А. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры./ В.А. Лай - 1920. С. 25. 10. Литературное наследство. А.В. Луначарский// серия Навстречу революции. /А.В. Луначарский. - Москва, изд: RUGRAM Publik Domain. 2022. – 674 с. 11. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. //Соч. В 2 т - 1978.. 12. Народное образование в СССР// сб. документов 1917 – 1973 гг. – М., 1974, С. 142. 13. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива/ Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник – М, 1988. 14. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива./ Л.И. Новикова – М., 1978. 15. Педагогический коллектив в воспитательной системе А.С. Макаренко: материалы IX Всероссийских Макаренковских чтений с международным участием, Красноярск-Канск, 17-18 марта 2022 г. / сост. Л.И. Иволгина. Красноярск, 2022.160 с. 16. Составление коллективного способа обучения - 2022: сборник научных трудов / под ред. В.Б. Лебединцева, Г.В. Клепец. Красноярск, 2022.194 с 17. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения./ В.А. Сухомлинский – М., 1981. – Т. 3. 18. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников./ Л.И. Уманский - М., 1980. 19. Фархшатова, И.А. Диагностика воспитанности ученического коллектива: метод. Рекомен/ И.А. Фархшатова. – М.: Издательство «Спутник +», 2016. – 99 с. 20. Яновицкая, Елена Васильевна Как учить и учиться на уроке так, чтобы учиться хотелось, и удавалось учиться успешно в условиях коллективного обучения в современной общеобразовательной массовой школе. Альбом-справочник / Яновицкая Елена Васильевна. - М.: Школьная лига, 2017. – 217 c.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Влияние концепции геополитики на формирование национал-социализма в Германии
Количество страниц:
20
Оригинальность:
44%
Год сдачи:
2023
Предмет:
История
курсовая работа
Имагология в романе Ф.М. Достоевского "Игрок"
Количество страниц:
25
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Русская литература
курсовая работа
Лингвокультурологические наименования одежды в британской среде
Количество страниц:
30
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Английский
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image