При исследовании проблем коллектива и личности в прошлом было выяснено, что под их взаимодействием понимали двусторонний процесс: влияние коллектива (его общественного мнения, ценностных ориентаций, нравственных норм) на личность ребёнка и восприятие личностью этих воздействий.
В настоящее время такая трактовка является недостаточной, ибо анализ структуры этого процесса с позиций гуманистического воспитания свидетельствует о том, что помимо воздействий коллектива на личность и личности на коллектив, осуществляемых на основе их взаимного восприятия, происходят и «процессы взаимопроникновения». Так, в реальной практике коллективной деятельности с разномасштабными общностями детей и взрослых на массовых формах работы можно наблюдать взаимопроникновение. Рассчитанный на всех праздник с детьми, при организации которого возможно наблюдать не только коллективные суждения об выдвинутой идеи, но и вызвать эффект эмоционального заражения, побудить детей и взрослых к совместным переживаниям. В таком случае возникает ситуативная общность, своеобразный ситуативный коллектив.
При организации коллективных дел важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности. Так, общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно-враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными, а необщительно-враждебных, кроме того, нецелесообразно объединять друг с другом. Если же возникает необходимость работы в группе общительно и необщительно-враждебных детей, она обязательно должна быть "усилена" 2-3 общительно-дружелюбными детьми.
По ходу коллективной деятельности педагог оказывает детям эмоциональную поддержку, положительное подкрепление, подчеркивает значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла.
Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат, - родителями, учителями, учащимися других классов.
Важно поддержать у детей и продлить переживание совместной радости от удачно выполненной деятельности. С той целью можно вести "летопись" событий жизни класса, отряда, в которой отражаются коллективные и индивидуальные достижения детей.
В зависимости от степени развитости коллективных взаимоотношений педагог занимает разные позиции во взаимодействии с детьми: организатора, участника, консультанта.
Так, на стадии становления коллектива педагог выступает в роли организатора детской совместной деятельности. Он изучает детей, регулирует их взаимоотношения; планирует содержание и предлагает задачи для совместного коллективного творчества.
Учитель (воспитатель) демонстрирует детям способы планирования и организации совместных действий, создаёт проблемные ситуации, требующие коллективного сотрудничества, проводит тренинги, развивающие у детей умения совместной деятельности.
В коллективной деятельности важна партнерская позиция учителя, которая позволяет ему обсуждать и находить вместе с детьми варианты решения проблемы. Такое общение на равных дает возможность педагогу вовлечь в коллективную деятельность «изолированных» детей, выявить их достоинства, привлечь к ним внимание сверстников.
В таком случае жизнь и развитие детского коллектива можно представить как цепочку решения задач, требующих коллективного взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. Успешность решения этих задач зависит от согласованности позиций во взаимодействии детей друг с другом и педагогом. Признаками, свидетельствующими о том, что коллектив достиг уровня сотрудничества, выступают:
- целенаправленность (стремление к общей цели);
- мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);
- целостность (взаимосвязанность участников деятельности);
- структурированность (распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);
- согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);
- организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);
- результативность (способность достигать результатов).
Таким образом, наивысшим уровнем деятельностной согласованности в школьном коллективе является сотрудничество.
В условиях школьного коллектива перед учащимися может выдвигаться большое разнообразие перспектив. Прежде всего, они должны охватывать учебную работу учащихся. Школьники, как правило, хотят успешно учиться. Поддерживая эту перспективу, учителям необходимо содержательно и эффективно осуществлять учебный процесс, проводить индивидуальную учебную работу с тем, чтобы каждый школьник добивался успеха в овладении изучаемым материалом. Ученик, хорошо выучивший урок, идёт в школу с хорошей перспективой. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что если учащиеся не добиваются главного в своей школьной деятельности - успехов в учении, нельзя надеяться на эффективную работу по созданию коллектива.
В качестве перспектив в системе учебной работы могут выступать подготовка и проведение предметных вечеров, олимпиад, встреч с деятелями науки, техники и искусства и т.д. Ещё большие возможности для организации перспективных устремлений учащихся имеются в системе внеклассной работы. Яркие и увлекательные формы могут иметь праздники, конкурсы, вечера, клубная деятельность, организация познавательных экскурсий и поездок.