В ходе написания работы удалось достичь поставленных во введении целей и задач.
Установлено, что память – это способность мозга запоминать разные виды информации. От нее зависит многое – обучаемость, способность работать в режиме многозадачности. Потому чем лучше вы запоминаете, тем выше работоспособность, эффективность обучения.
В зависимости от различных внешних факторов память может улучшаться или ухудшаться. Ее также можно тренировать, чтобы постоянно поддерживать мозг в тонусе.
Отражено изучение законов человеческой памяти является одной из центральных и наиболее существенных глав психологической науки. Многие исследователи характеризуют память как "сквозной" процесс, обеспечивающий непрерывность психических процессов и объединяющий все когнитивные процессы в единое целое.
Выявлено, что значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность. Без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.
Отражено, что память – это запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли. Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфере восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта. Все закрепление знаний и навыков и возможность пользоваться ими относится к разделу памяти.
Выявлено, что существуют различные классификации памяти. Классификация по времени сохранения материала:
генетическая память - самая длинная по времени сохранения информации и вместе с тем самый специфический вид памяти. Она связана с работой генетического аппарата и с механизмом наследственности. Через данный вид памяти по наследству передаются также элементарные врожденные психические явления и формы поведения, в том числе инстинкты, безусловные рефлексы;
мгновенная память - самая короткая по времени хранения информации память, которая работает лишь тогда, когда человек с помощью органов чувств воспринимает соответствующую информацию;
оперативной называют память, время хранения информации в которой рассчитано на решение какой-либо конкретной задачи и определяется особенностями самой задачи;
долговременную память можно определить, как память, рассчитанную не только на длительный срок хранения информации, но и на многократное повторное обращение и использование соответствующей информации без ее потери.
Кратковременная и долговременная память связаны друг с другом: вначале действует кратковременная память, затем постепенно возникает долговременная. Такое двухступенчатое запоминание имеет большой биологический смысл. Оно позволяет отделить жизненно значимые сведения от массы случайных. Истинные сигналы важного события обязательно повторяются, случайная связь между событиями не будет повторяться и потому не перейдет в долговременную память.
Разница между долговременной и кратковременной памятью заключается не только во временном периоде хранения данных, но и в способе их обработки. Итак, кратковременная память представляет собой механическое запечатление, а долговременная память предполагает наиболее сложную обработку данных, что гарантирует оптимальное, а также экономичное хранение. Улучшение качества и объема воспроизводимых данных при их длительном хранении по сравнению с кратковременным называется реминисценцией.
Отражено, что существует классификация по характеру психической активности:
словесно - логическая память. Запоминаемое содержание обязательно подвергается активной мыслительной обработке, полученный материал поддается анализу, из него выделяются логические части. Качественнее запоминается та информация, которая понимается;
эмоциональная память. Она позволяет сохранить уже пережитые чувства, которые выступают в качестве определенных сигналов, способных побудить вас к действию или, наоборот, удержать вас от него, в зависимости от того, вызвал ли он негативные или позитивные переживания в прошлом;
двигательная память. Эта память обеспечивает запоминание различных движений и, соответственно, их систем. Она является основой для формирования разнообразных практических и трудовых навыков человека, а также навыков письма и ходьбы;
образная память. Такая память может быть зрительной, осязательной, слуховой, вкусовой, обонятельной;
механическая память. Эта память дает человеку возможность запоминать содержание, которое он не способен либо не хочет осмыслить. Прибегнув к многократному повторению, он словно впечатывает запоминаемые данные в мозговые структуры.
Классификация по характеру целей деятельности:
непроизвольная память. Такая память работает, когда нет специальной цели запомнить какую-либо информацию;
произвольная память. Такая память работает, когда перед индивидом поставлена цель запомнить конкретный материал.