ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ К ДОУ.........................6 1.1. Адаптация детей к ДОУ как психолого-педагогическая проблема........6 1.2. Особенности психолого-педагогической работы по адаптации детей к условиям ДОУ................................................................................................................14 1.3. Современные методы, формы и средства психолого-педагогической работы с тяжело адаптирующимися дошкольниками................................................24 Вывод по первой главе......................................................................................31 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ..........................................35 2.1. Описание организации, методов и методик исследования уровня адаптации детей к условиям ДОУ................................................................................35 2.2. Описание проекта «Волшебный ключик», имеющего целью психолого–педагогическую работу с тяжело адаптирующимися дошкольниками....................45 2.3. Анализ результатов исследования.............................................................54 Выводы по второй главе....................................................................................65 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................67 ЛИТЕРАТУРА..............................................................................................................70 ПРИЛОЖЕНИЯ...........................................................................................................74

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ТЯЖЕЛО АДАПТИРУЮЩИМИСЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ

дипломная работа
Психология
70 страниц
61% уникальность
2023 год
5 просмотров
Хлебников А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ К ДОУ.........................6 1.1. Адаптация детей к ДОУ как психолого-педагогическая проблема........6 1.2. Особенности психолого-педагогической работы по адаптации детей к условиям ДОУ................................................................................................................14 1.3. Современные методы, формы и средства психолого-педагогической работы с тяжело адаптирующимися дошкольниками................................................24 Вывод по первой главе......................................................................................31 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ..........................................35 2.1. Описание организации, методов и методик исследования уровня адаптации детей к условиям ДОУ................................................................................35 2.2. Описание проекта «Волшебный ключик», имеющего целью психолого–педагогическую работу с тяжело адаптирующимися дошкольниками....................45 2.3. Анализ результатов исследования.............................................................54 Выводы по второй главе....................................................................................65 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................67 ЛИТЕРАТУРА..............................................................................................................70 ПРИЛОЖЕНИЯ...........................................................................................................74
Читать дальше
Актуальность исследования. Дошкольное образовательное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные навыки взаимодействия с социумом. Поэтому важное значение имеет именно в дошкольном возрасте выявление индивидуальных особенностей адаптационных резервов, когда компенсаторные возможности формирующейся личности ребенка, еще велики и есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений, а также способствовать его дальнейшей психологической адаптации на последующих ступенях психологического развития как личности. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и сейчас остается актуальной в нашем современном мире. Практически каждая семья сталкивается с этой проблемой, когда приходит время отдавать ребенка в детский сад. Особенно с этим сталкиваются дети младшего дошкольного возраста. В этот период дети особенно чувствительны к разлуке с близкими, очень боятся новизны. Целью исследования: изучение особенностей психолого-педагогической работы, направленной на улучшение адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Объект исследования: адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.


Если не знаете, где заказать отчет по преддипломной практике в Красноярске , зайдите на Work5.


. Предмет исследования: психолого-педагогическая работа воспитателя ДОУ с тяжело адаптирующимися детьми. Гипотеза исследования: предполагается, что способствовать улучшению процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ возможно посредством образовательного проекта «Волшебный ключик», включающего применение игро и арт-терапевтических техник, педагогическое просвещение и консультирование родителей. В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования: - изучить научную психолого-педагогическую и методическую литературу, посвящённую проблеме адаптации и особенностям психолого-педагогической работы с тяжело адаптирующимися дошкольниками; - выявить детей младшего дошкольного возраста с низким уровнем адаптации к условиям ДОУ; - разработать образовательный проект «Волшебный ключик», направленный на работу с тяжело адаптирующимися дошкольниками в процессе их адаптации к условиям ДОУ; - реализовать образовательный проект «Волшебный ключик» в воспитательном процессе ДОУ; - провести анализ результатов экспериментальной работы. Теоретико-методологическую основа исследования составляют исследования следующих авторов, которые занимались изучением проблемы психологической адаптации Г. Айзенк, Г.Гартман, А.Маслоу, Ф.Б. Березин, В.И Медведев, A.A. Налчаджан, Ж.Пиаже, A.A. Реан и др. Вопросы психологической адаптации детей в зарубежной науке отражены в работах исследователей: Э.Эриксона, М.Монтессори, Р.Штайнера и др. Проблемой адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации в рамках изучения психологических аспектов сопровождения ребенка занимались Л.И. Белкина, Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, С.В. Паршукова, Е.А. Лисина и др. Методы исследования: в соответствии с поставленной целью и задачами исследования, был подобран следующий комплекс методов исследования:  метод теоретико-методологического анализа научной литературы;  метод сравнительного анализа;  среди эмпирических методов были выбраны: наблюдение, беседа, анкетирование;  интерпретационная группа методов представлена количественным и качественным анализом фактического материала;  метод описательной математической статистики (таблицы, диаграммы). Методики исследования: для изучения процесса адаптации детей среднего дошкольного возраста к условиям ДОУ в работе были использованы следующие методики: 1. Лист поведенческой и психологической адаптации; 2. «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» методика А.С. Роньжиной; 3. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение К.Л. Печора; 4. «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» методика А.Остроуховой. Экспериментальная база. Исследование проводилась на базе МБДОУ «Северяночка» г. Нижнеангарска в период адаптации детей младшей группы. В исследовании приняли участие 30 детей 3 лет и 30 родителей. Практическая значимость: полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практике воспитателей ДОУ в целях улучшение адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

Читать дальше
Представленный в первой главе теоретический анализ научной психолого-педагогической и методической литературы, посвященной исследованию трудностям адаптации детей дошкольного возраста, их причинам и методам работы с тяжело адаптируемыми детьми, позволяет сделать следующие выводы: - адаптация – это приспособительная реакция ребенка к новым условия детского сада; - длительность и характер адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению зависти от нескольких факторов: возраста ребенка, состояния его здоровья, сформированности опыта общения, степени родительской опеки; - важная роль в период адаптации детей младшего дошкольного возраста отводится психолого-педагогическая деятельность в условиях ДОУ и взаимодействию с семьей ребенка; - к основным психолого-педагогическим методам, направленным на работу с тяжело адаптирующимися дошкольниками младшего возраста относятся: акватерапия, цветотерапия, изо-терапия, сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапии, техника активного слушания. Важно помнить, что привычка к детскому саду и адаптация – два разных явления. Привыкнет волей-неволей со временем любой ребёнок, по и в старшей, и в подготовительной группе нередко встречаются дети, которые не смогли адаптироваться к дошкольному учреждению. Их с уверенностью можно назвать тяжело адаптируемыми. И важность коррекционной работы психолога, педагогов и воспитателя сложно переоценить. Основная задача – это создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Только чувство защищённости может помочь ребёнку выработать саморегулирующиеся механизмы, позволяющие ему приспособиться к новым условиям. В процессе проведения исследование было выделено 3 этапа работы: констатирующий, его суть заключалась в первичном проведении методик психодиагностики уровня адаптации у детей дошкольного возраста и выявление тяжело адаптирующихся младших дошкольников, формирующий, на данном этапе была разработана, составлена и апробирована программа психолого-педагогической работы проекта "Волшебный ключик" с тяжело адаптирующимися дошкольниками и контрольный этап, его суть заключалась в том, чтобы повторно провести методики психодиагностики с детьми для определения эффективности реализованного проекта, проинтерпретировать результаты, сформулировать выводы. На каждом этапе была поставлена своя задача: на первом этапе – выявить уровень адаптации у детей младшего дошкольного возраста, определить количество детей с низким уровнем адаптации к условиям ДОУ, причин нарушения психологической адаптации к детскому саду, на втором этапе – разработать и применить программу психолого-педагогического сопровождения для тяжело адаптирующихся дошкольников, включающую занятия для детей, работу с их родителями, работу с воспитателями, на третьем этапе – провести повторную и контрольную диагностики, сравнить полученные результаты до начала реализации проекта «Волшеный ключик» и после его окончания в экспериментальной группе, таким образом определить его эффективность программы. В результате сравнительного анализа результатов проведенных методик на первом этапе было установлено, что детей младшего дошкольного возраста, посещающих МБДОУ «Северяночка», у которых диагностирован тяжелый уровень (степень) адаптации по трем из четырех методик, насчитывается 20% в экспериментальной и 17% в контрольной группах, что составляет 6 и 5 человек, соответственно можно говорить о том, что у детей из контрольной и экспериментальной группы примерно одинаков уровень тяжелой адаптации к дошкольному учреждению и проведенный эксперимент по внедрению проекта был состоятельным и достоверным. Кроме этого, на начальном этапе были выявлены причины нарушения адаптации, с которыми мы работали в процессе реализации проекта «Волшебный ключик», на втором этапе проведения данного исследования. Таким образом, формирующий этап был представлен разработкой и реализацией проекта "Волшебный ключик" в группе «Радуга», в нем участвовали дети, родители и воспитатели. Тяжело адаптирующиеся дети не сразу начали участвовать в занятиях, но спустя примерно две недели их интерес возрос, они стали более эмоционально открытыми, легче идти на контакт с окружающими. У них была отмечена устойчивость поведения, пропала беспричинная нервозность, агрессивность. Появилась мотивация к познанию. Замечено положительное влияние на двигательную, умственную активность детей. На третьем, контрольном этапе была выявлена успешность проекта «Волшебный ключик» в работе с тяжело адаптированными младшими дошкольниками, что подтверждено большей положительной динамикой количества детей с высоким уровнем адаптированности в экспериментальной группе «Радуга» (44%), в отличие от контрольной группе «Солнышко» (30%), а также отрицательной динамикой, то есть снижением доли детей с низким уровнем адаптированности в экспериментальной группе «Радуга» (-20%), в отличие от контрольной группе «Солнышко» (-7%). Таким образом, выбранные направления работы с тяжело адаптируемыми детьми к условиям ДОУ и их родителями являются успешными, а создаваемые условия - благополучными.
Читать дальше
1.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М.: Академия, 1998. 320 с. 2. Аввакумова Л.А. Организационные формы работы с родителями и детьми раннего возраста в условиях адаптации детей к ДОУ // В сборнике: Современные проблемы теории и практики социальной педагогики: работа с семьей. 2013. С. 118-122. 3. Авдеева, Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребёнка к матери / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. 2006 г. № 2. с. 82 – 92. 4. Аветисян Л.З., Запорожцева Н.Г. Психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения // Новое слово в науке: перспективы развития. 2014. № 2 (2). С. 26-29. 5. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э.Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 238 с. 6. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2002. 416 с. 7. Бежаева Д.Н., Зиновенко О.А. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада // В сборнике: Аспекты и тенденции педагогической науки Материалы I Международной научной конференции. 2016. С. 34-37. 8. Вайнер М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников: учеб. пособие/– М.: Педагогическое общество России, 2006. 128 с. 9. Верещагина, С. Арт-терапия лечения искусством Электронный ресурс / С. Верещагина: статья – 2008. URL: http: // www.inmoment.ru/beauty/health/art_therapy / (Дата обращения: 19.04.2023). 10. Ворожцова, О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Издательство Института психотерапии, 2004. 159 с. 11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. СПб.: СОЮЗ, 1999. 224 с. 12. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 203 с. 13. Вылегжанина, Е. Н. Аукцион педагогических идей Текст / Е. Н. Вылегжанина, Е. Н. Садырина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008. №10. С. 59. 14. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. В мире детских эмоций: пособие для практики работников ДОУ/Т. А. 4-е изд. М. : Айрис-пресс, 2008, 150 с. 15. Зарочинцева Н.А. Сказки для адаптации к детскому саду. URL: https://detstrana.ru/article/deti-3-7/razvitie/skazki-dlya-adaptatsii-k-detskomu-sadu (дата обращения 10.04.2023г.) 16. Карабанова О. А. Возрастная психология: Конспект лекций. М.: Изд-во Айрис-Пресc, 2005. 425 с. 17. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. 416 с. 18. Киселёва, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. Санкт–Петербург: Речь, 2006. 191 с. 19. Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ. СПб.: Детство-Пресс, 2013. 96с. 20. Крендясова Е.П., Кошкина И.В. Особенности материнского отношения к детям раннего возраста // Педагогика и психология. Теория и практика. 2017. № 2 (10). С. 50-52. 21. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер, 2003. 416 с. 22. Кузьмина А.В. Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации ребенка в детском саду. Журнал «Обучение и воспитание: методики и практика». 2015 № 30-2. С. 24-27. 23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М.: Сфера, 2004. 464 с. 24. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. Воронеж: «Институт практической психологии», «МОДЭК», 1997, 259 с. 25.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: ПИТЕР, 2019. 538 с. 26. Морозова Е.И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями. М.: 2000. 60 с. 27. Муханбетжанова А.В., Иргалиев А.С. Педагогические условия успешной социализации воспитанников детской деревни семейного типа / А.В. Муханбетжанова, А.С. Иргалиев // Фундаментальные исследования 2012. № 3-2. С. 305-309. 28. Никитина А.Ю. Программа психолого-педагогической помощи в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ // В сборнике: Проблемы и перспективы науки и образования материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 27-34. 29.Обухова Л. Ф. Детская психология // Л.Ф. Обухова. М.: Российское педагогическое агентство. 1996. 374с. 30. Павлова Л.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 511 с. 31. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М.: Книголюб, 2009. 184 с. 32. Русаков А. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям. СПб: "Речь, Образовательные проекты", 2010. 59 с. 33. Смирнова В.Н. Технология педагогического управления образовательным учреждением как условие успешной социализации дошкольника: дис. к. пед. наук / В.Н. Смирнова. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2002. 185 с. 34. Соколовская Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2011. 188 с. 35. Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров. М: Издательство "Дашков и К", 2022. 516 с. 36. Федорова Е.П. Сказка для дошкольников: Зайчик в детском саду. URL: https://psichologvsadu.ru/skazkoterapiya/skazki-dlya-skazkoterapii/217-skazka-dlya-doshkolnikov-zajchik-v-detskom-sadu (дата обращения 12.05.2023 г.) 37. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Наука, 1989. 200 с. 38. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с. 39. Хачатрян Л.Г., Максимова М.С., Ожегова И.Ю., Белоусова Н.А., Шишов А.Я. Особенности первичной психосоматической адаптации у детей в дошкольных учреждениях и пути ее коррекции // Вопросы практической педиатрии. 2016. Т. 11. № 3. С. 57-61. 40. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Воронеж: Научная Книга, 1997. 416с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Государство в политической системе общества
Количество страниц:
27
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
Обжалование прокурором судебных актов.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Прокурорский надзор
курсовая работа
Акции как основа корпоративной собственности и контроля
Количество страниц:
25
Оригинальность:
49%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Финансы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image