ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛИНИКО-НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ ПАТОЛОГИЯМИ 5
1.1 Нарушения речевого развития у детей 5
1.2 Нарушения развития речи при неврологических заболеваниях у детей 12
1.3 Логопедическое обследование детей с нарушениями речи 18
Вывод по первой главе 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ СЛОЖНОГО (КОМПЛЕКСНОГО) НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ 22
2.1 Принципы и методы ранней диагностики речевых нарушений 22
2.2 Современные подходы к анализу вариантов сложного (комплексного) нарушения развития у детей с речевой патологией 25
2.3 Использование нейропсихологических подходов в коррекции речевых нарушений 30
Вывод по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Читать дальше
Курсовая работа на тему «Использование приёмов и методов клинико-неврологического обследования ребёнка с речевой патологией» представила обширный анализ важных аспектов темы.
В первой главе были изучены теоретические основы клинико-неврологического обследования детей с речевыми патологиями. Обсуждались различные виды нарушений речевого развития у детей, а также специфика этих нарушений при неврологических заболеваниях. Отдельное внимание было уделено методам логопедического обследования детей с нарушениями речи, которые играют ключевую роль в определении стратегии коррекции.
Во второй главе производился анализ вариантов сложного (комплексного) нарушения развития у детей с речевой патологией. Были рассмотрены принципы и методы ранней диагностики речевых нарушений, современные подходы к анализу этих нарушений и использование нейропсихологических подходов в коррекции речевых нарушений.
Работа демонстрирует, что комплексный подход к обследованию и коррекции речевых патологий у детей, включая использование клинико-неврологических методов, необходим для более точной диагностики и эффективного лечения. Использование нейропсихологических подходов позволяет достичь большего прогресса в коррекции нарушений, основываясь на понимании механизмов мозга.
Таким образом, курсовая работа подтвердила значимость комплексного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей. В дальнейшем эти данные могут быть использованы для разработки более эффективных стратегий помощи детям с речевыми патологиями. Данная работа подчеркивает важность ранней диагностики и правильной классификации речевых патологий у детей, включая те случаи, когда речевые нарушения проявляются в контексте широкого спектра неврологических заболеваний. Она демонстрирует, что диагностика должна быть многоуровневой, чтобы учесть всю сложность взаимодействующих факторов.
Изучение и анализ многочисленных методов и подходов к коррекции позволяют логопедам и другим специалистам оказывать более качественную помощь детям с речевыми патологиями. В частности, использование нейропсихологических подходов в коррекции речевых нарушений открывает новые возможности для создания индивидуализированных стратегий обучения и коррекции.
В целом, курсовая работа делает важный вклад в изучение проблемы речевых нарушений у детей. Она отражает актуальность и важность данной темы, подчеркивает необходимость дальнейших исследований в этой области и может служить отправной точкой для разработки новых методик и подходов к обучению и коррекции. Однако следует помнить, что каждый ребенок уникален, и важно учесть индивидуальные особенности при применении любых методов диагностики и коррекции.
Читать дальше
1. American Speech-Language-Hearing Association. Task Force on Central Auditory Processing Consensus Development. Current status of research and implications for clinical practice // American Journal of Audiology. 1996 . Vol. 5, № 2. pp. 41-54
2. Bishop D.V.M. Age of onset and outcome in „acquired aphasia with convulsive disoders“ (Landau - Kleffner syndrome) // Developmental Medicine and Child Neurology. 1985. Vol. 27. pp. 705-712.
3. Bishop D.V.M. Pragmatic language impairment: A correlate of SLI, a distinct subgroup, or part of the autistic continuum? / In D. V. M. Bishop, & L. B. Leonard (Eds.), Speech and language impairments in children: Causes, characteristics, intervention and outcome. Hove: Psychology Press. 2000. pp. 99–114
4. Botting N. Non-verbal cognitive development and language impairment // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2005. V.46, № 3. pp. 317–326
5. Dale P.S., Price T.S., Bishop D.V.M. et al. Outcomes of early language delay. I. Predicting persistent and transient delay at 3 and 4 years // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2003. V. 46. pp. 544–560.
6. Deonna T., Beaumanoir A., Gaillard F., Assal G. Acquired aphasia in childhood with seizure disorders: a heterogeneous syndrome // Neuropädiatrie. 1977. Vol. 8. pp. 263-273.
7. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 5th edition (DSM-V). American Psychiatric Association. Washington, 2013
8. Howlin P., Mawhood L., Rutter M. Autism and developmental receptive language disorder: A follow-up comparison in early adult life. II. Social, behavioural, and psychiatric outcomes // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2000. V.41. pp. 561–578.
9. Law J., Boyle J., Harris F., Harkness A., Nye C. Prevalence and natural history of primary speech and language delay: Findings frоm a systematic review of the literature // International Journal of Language & Communication Disorders. 2000. Vol. 35, № 2. pp.165-188
10. lines: Diagnosis, Treatment and Management of Children and Adults with Central Auditory Processing Disorder. Retrieved 16 January 2017 [электронный ресурс]. URL: http://audiologyweb.s3.amazonaws.com/migrated/CAPD%20Guidelines%20 8-2010.pdf_539952af956c79.73897613.pdf (дата обращения 06.06.2023)
11. McLaughlin M.R. Speech and Language Delay in Children // American family physician. 2011. Vol. 83, № 10. pp. 1183 – 1188
12. Nikolay N. Zavadenko / Pediatrics. Consilium Medicum. 2019; 1: 101–107.
13. Rutter’s Child and Adolescent Psychiatry, 5th Edition / Edited by M. Rutter, D. V. M. Bishop, D. S. Pine et al. Blackwell Publishing Limited, 2008. 882 pp.
14. Social Security. Administration’s Supplemental Security Income Program / Edited by Sara Rosenbaum and Patti Simon. Washington, DC 20001, 2016. 231 pp.
15. Yasin A. Speech and language delay in childhood: a retrospective chart review // ENT Updates. 2017. V.7, №1. Pp. 22–27
16. Young M.L. Recognizing and Treating Children with Central Auditory Processing Disorders. Scientifi c Learning [электронный ресурс]. URL: http://www.scilearn.com/alldocs/mktg/10035-952MYoungCAPD.pdf (дата обращения 06.06.2023).
17. Астаева А.В Нейропсихологическое исследование детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития. - Челябинск, 2010. - 122 с.
18. Бадалян Л.О. Детская неврология. М.: МЕДпресс-информ, 2010. 605 с.
19. Белоусова М.В., Меркулова В.А. Сенсорная алалия: речевой онтогенез, клинические проявления, подходы к диагностике и коррекции // Практическая медицина. 2016. №8(100). С. 13-18.
20. Блюмина Н.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. – 1989. – №3. 144 с.
21. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. 5-е изд. М.: Владос, 2009. 677 с.
=
Читать дальше