Введение……………………………………………………………….…………4 Глава 1. Теоретические основы этнокультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности………………………..….………..10 1.1. Понятия «этнокультура», «этнокультурное воспитание», «этнокультурное развитие» и их сущность………………….…….….………10 1.2. Условия, формы и особенности этнокультурного воспитания младших школьников …………………………………………………….…………….…13 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по этнокультурному воспитанию детей младшего школьного возраста……………...……………20 2.1 Организация опытно-экспериментальной работы младших школьников…………………………………………………………...…………20 2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы младших школьников…………………………………………………………………...…25 Заключение………………………………………………………………...……29 Список литературы……………………………………………………...……...31

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

курсовая работа
Педагогика
25 страниц
65% уникальность
2023 год
4 просмотров
Черномаз А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………….…………4 Глава 1. Теоретические основы этнокультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности………………………..….………..10 1.1. Понятия «этнокультура», «этнокультурное воспитание», «этнокультурное развитие» и их сущность………………….…….….………10 1.2. Условия, формы и особенности этнокультурного воспитания младших школьников …………………………………………………….…………….…13 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по этнокультурному воспитанию детей младшего школьного возраста……………...……………20 2.1 Организация опытно-экспериментальной работы младших школьников…………………………………………………………...…………20 2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы младших школьников…………………………………………………………………...…25 Заключение………………………………………………………………...……29 Список литературы……………………………………………………...……...31
Читать дальше
Этнокультурное воспитание определяется внедрением в образовательный процесс знаний о родной народной культуре, социальных нормах поведения, духовно-нравственных ценностях; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного образования с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания доброжелательного отношения по отношению к людям разных национальностей. Необходимость организации образовательного процесса в школе на этнокультурной основе осознавалась отечественными учителями с самого начала создания образовательных учреждений в России. Важность решения проблемы этнокультурного воспитания школьников отмечена в Федеральном государственном стандарте начального общего образования: "Стандарт направлен на обеспечение: сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народ России". Этнокультурный аспект образования преследует цель приобщения детей к культуре их родного народа, пробуждения интереса к изучению культуры народов ближайшего национального окружения с последующим ознакомлением с культурой народов мира. Эта задача должна решаться на протяжении всего процесса воспитания и образования ребенка. Наши дети должны и могут стать носителями этнокультурных традиций и исторической памяти. Этнокультурное воспитание младших школьников выполняет ряд важных функций: повышение этнического самосознания, формирование этнической идентичности, выработка устойчивой системы ценностей, обеспечение целостного представления о национальной культуре. Тема этнокультурного воспитания младших школьников изучается в рамках педагогической науки очень активно. Она связана с общими принципами воспитания и обучения детей. Этнокультурное воспитание может рассматриваться как подраздел этнопедагогики, которая занимается изучением взаимосвязи культуры и образования.


У нас вы можете заказать дипломную работу по инвестициям. Преподаватели и аспиранты выполнят качественную дипломную работу для вас.


. Тема этнокультурного воспитания младших школьников актуальна для многих научных направлений, таких как: психология, социология, педагогика, этнография, антропология и др. Концепция этнокультурного воспитания основывается на представлении о том, что воспитание детей должно учитывать всевозможные культурные особенности каждого конкретного ребенка и формировать его личность в соответствии с этими особенностями. В настоящее время вопросы этнокультурного воспитания младших школьников активно изучаются в рамках разных научных исследований, проводимых как в России, так и за рубежом. В России эту тему исследуют такие ученые, как А.В. Абдуллаев, Т.Н. Волкова, Л.А. Гиршфельд, И.Ф. Данилова, О.И. Козлова, Е.Л. Матвеенко, Н.Ю. Подоляко, Е.Р. Рамм и многие другие. Тема этнокультурного воспитания младших школьников рассматривается в различных контекстах, таких как национально-культурное образование, этнокультурная безопасность, формирование толерантности и межнациональной гармонии, сохранение культурного наследия и формирование культурной идентичности. Однако, несмотря на актуальность данной темы, ее изученность не является полной, и требует дальнейших научных исследований. Актуальность исследования определяется социальными и духовными изменениями, которые делают очевидной миссию этнонациональной культуры в развитии нашей страны. Именно эта миссия выступает субъектом межкультурного взаимодействия и коммуникации, обеспечивая народам право на сохранение и развитие своей национальной идентичности и органичное вхождение в мировое сообщество. Социальная острота темы, ее недостаточная теоретическая изученность, определили объект, предмет, цели и задачи исследования. Цель нашей курсовой работы: раскрыть содержание этнокультурного воспитания и теоретически обосновать направления внеурочной деятельности по организации этнокультурного воспитания школьников в условиях начальной школы Объект: процесс этнокультурного воспитания подрастающего поколения. Объект исследования: воспитание учащихся в начальной школы. Предмет: организация этнокультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Гипотеза исследования: этнокультурное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности будет результативным, если: - изучены теоретические основы этнокультурного воспитания, раскрыты сущность ключевых понятий, связанных с особенностями учащихся данного возраста; - проанализированы особенности внеурочной деятельности по этнокультурному воспитанию детей младшего школьного возраста: интеграция различных видов искусства, использование игровых элементов, вариативность заданий, индивидуальный подход к каждому ребенку, использование национальных традиций и обычаев и др. В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования: - изучить теоретические основы этнокультурного воспитания, раскрыть сущность понятия, условия и формы этнокультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности - проанализировать особенности внеурочной деятельности как педагогического средства этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста; - провести исследование опытно-экспериментальной деятельности младших школьников и проанализировать результаты Экспериментальная база: Общеобразовательная школа №41, г. Кемерово, 2 “В” класс Изучение этнокультурного воспитания детей является актуальной темой в современном обществе. Существует множество идей, теорий, принципов и подходов авторов в этой области. Одной из наиболее популярных теорий является теория культурной трансмиссии, разработанная американским антропологом Робертом Борденом. Она предполагает, что культурные ценности и знания передаются от одного поколения к другому через социализацию. Эта теория подчеркивает важность роли родителей и близких людей в формировании этнической идентичности ребенка. Другой теорией, связанной с этнокультурным воспитанием детей, является теория культурного плюрализма Хораса Келли. Она говорит о том, что в современном мире существует много различных культур, которые должны уважать друг друга и сосуществовать в гармонии. Этот подход заключается в том, что дети должны быть знакомы со своей культурой и культурами других народов. Изучение этнокультурного воспитания детей является достаточно сложной и многогранной задачей, которую исследователи подходят с разных сторон. В данном ответе я расскажу о некоторых принципах и подходах авторов к изучению этой темы. 1. Культурологический подход - главный акцент делается на раскрытии понятия "культура" и ее значении в воспитательном процессе. Такие авторы как Ю.А. Гагарина, Н.Н. Мазур, В.А. Фридман подчеркивают, что этнокультурное воспитание должно базироваться на национальных ценностях, традициях, обычаях и истории народа. 2. Региональный подход - сфокусирован на изучении этнокультурных особенностей определенного региона. Такие авторы как В.П. Лаптев, Е.А. Бабаев, А.А. Кунышев рассматривают влияние культуры родного края на формирование этнокультурной идентичности ребенка. 3. Интеркультурный подход - предполагает изучение взаимодействия и взаимопроникновения культур разных народов. Авторы, использующие этот подход, считают, что воспитание детей должно быть направлено на формирование терпимости, уважения и понимания культурных различий. 4. Психолого-педагогический подход - ориентирован на изучении особенностей психического развития ребенка и применения педагогических методов, соответствующих возрастным особенностям. Такие авторы как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин выделяют роль игры, общения и активной деятельности в процессе этнокультурного воспитания. 5. Историко-культурный подход - базируется на изучении истории народа и его культуры. Такие авторы как В.Ф. Семенов, А.А. Смирнов считают, что знание истории народа помогает ребенку лучше понимать свое место в жизни и формировать уважение к своей культуре. Эти подходы являются лишь некоторыми из многих, используемых авторами при изучении этнокультурного воспитания детей. Каждый подход имеет свои особенности и принципы, которые определяются конкретной задачей исследования. Теоретическая значимость этнокультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности заключается в том, что оно способствует развитию педагогических и психологических знаний в области воспитания и развития личности ребенка. Эта тема также имеет важное значение для социальной педагогики и культурологии. Оно помогает формировать толерантность, уважение к другим культурам и народам, а также способствует развитию культурно-эстетического восприятия мира. Кроме того, этнокультурное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности способствует расширению кругозора детей и развитию их интеллектуальной и культурной компетенции. Практическая значимость заключается в том, что она может стать основой для разработки программы этнокультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Такая программа может быть полезна для педагогов начальной школы и руководителей кружков и секций, которые занимаются воспитательной работой с детьми. Результаты могут быть использованы для проведения практических занятий с младшими школьниками по этнокультурному воспитанию. Например, на основе данной работы можно разработать уроки, игры, экскурсии и мастер-классы, которые помогут детям узнать больше о культуре и традициях разных народов. Также данная курсовая работа может пригодиться для проведения научно-практических конференций и семинаров по проблемам этнокультурного воспитания младших школьников, а также она имеет практическую значимость для развития методик и программ этнокультурного воспитания, а также может быть использована для проведения практических занятий и научно-практических конференций.

Читать дальше
Целью исследования явилось теоретическое обоснование, а также разработка программы внеклассных мероприятий, направленной на этнокультурное развитие младших школьников. В ходе исследовательской работы были реализованы следующие задачи. Первой задачей было изучить основные понятия исследовательской проблемы и их суть, рассмотреть роль семьи в этнокультурном развитии младших школьников. В процессе его реализации был сделан вывод о том, что этнокультура - это совокупность традиционных ценностей, установок и поведенческих характеристик, которые воплощены в материальной, духовной, социальной жизни этнической группы. Этнокультурное образование рассматривается как деятельность различных учреждений, государственных и негосударственных структур, которая направлена на изучение, сохранение, развитие и трансляцию традиционной народной культуры в современное социокультурное пространство. Изучение этнокультурного потенциала народов России, межкультурная коммуникация, взаимодействие и кооперация, социализация этнокультурных сообществ, укрепление российской нации становятся актуальными педагогическими проблемами современности. Образование и семейное воспитание играют важную роль в их решении. Многие ученые считают, что именно в семье закладываются основные аспекты этнокультурного воспитания. Например, К.Д. Ушинский высказывал мнение о том, что семья является первой школой ребенка, в которой он учится не только чтению, письму и арифметике, но и получает первые знания о культуре и обществе. Также, А.В. Петровский и О.Е. Лебедева утверждают, что семья создает определенный этический кодекс и систему ценностей, которые передаются от поколения к поколению и формируют базовые основы культурного и этнического самосознания. Наше исследование и его результаты показали важность осведомленности о своем историческом и национальном наследии. В заключение можно отметить, что этнокультурное воспитание детей младшего школьного возраста является важным аспектом образования и развития личности ребенка. Оно позволяет формировать у детей уважительное отношение к культуре своей страны и других народов, а также уважение к традициям и обычаям. Кроме того, этнокультурное воспитание способствует развитию творческих способностей и воображения, а также формирует у детей чувство ответственности за сохранение культурного наследия. Важно помнить, что успешное этнокультурное воспитание возможно только при активном участии родителей, педагогов и общества в целом.
Читать дальше
81. Андрущенко, Т. Ю. Психологическая поддержка ребенка на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития [Текст] : уч. пос. / Т. Ю. Андрущенко, Л. В. Тимашева. – Волгоград : Перемена, 2018. – 93 с. – ISBN 978-5-9935-0270-0. 2. Асмолов, А. Г. О смыслах понятия «толерантность» [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – 2014. – № 7. – С. 8-18. 3. Афанасьева, А. Б. Актуализация этнокультурного образования в поликультурной среде современной школы [Текст] / А. Б. Афанасьев // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2019. – № 142. – С. 134-143. 4. Баймурзина, В. И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность [Текст] – Уфа : ВИЭГУП, 2018. – 124 с. – ISBN 978-5-4466-0014-4. 5. Бакланова, Т. И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе [Текст] / Т. И. Бакланова // Культурология: новые подходы. Альманах–ежегодник. – 2018. – № 1. – С. 24-30. 6. Басова, А. Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Басова Анастасия Николаевна ; КГУ им. Н. А. Некрасова. – Кострома, 2019. – 19 с. 7. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебно воспитательном процессе [Текст] / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. – Москва: Школьная Пресса, 2018. – 144 с. – ISBN 5-9219-0229-2. 8. Безюлева Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст] / Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова. – Москва : Вербум–М, 2015. – 173 с. – ISBN: 5-8391-0109-5. 96 9. Белкин, Ю. В. Поликультурное образование как часть региональной культурной политики [Текст] / Ю. В. Белкин, Н. В. Брагина // Культуросообразная школа. – 2018. – № 2. – С. 108-114. 10. Бондарева, Н. А. Технология этнокультурного воспитания [Текст] / Н. А. Бондарева // Школа. – 2020. – №5. – С. 38-41. 11. Басова, А. Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников: дис.. канд. пед. наук. . [Текст] // под ред. А. Н. Басова - Кострома, 2017. - 176 с. 12. Васеха, Л. И. Этнохудожественное образование как фактор социально-культурной адаптации личности [Текст]: автореф. дис. … канд пед. наук : 13.00.05 / Васеха Лилия Ивановна ; ТГУ им. Г. Р. Державина. – Москва, 2019. – 23 с. 13. Вертякова, Э. Ф. Теоретическое обоснование воспитания этнокультурных отношений будущих учителей в поликультурном образовании: монография [Текст] / Э.Ф. Вертякова. – Москва : МГОУ, 2009, – 205 с. 14. Вертякова, Э. Ф. Теоретико-методологические аспекты регулирования этнокультурных отношений в образовательном пространстве: монография [Текст] / Э. Ф. Вертякова ; ФАО ЧГПУ. – Челябинск : РЕКПОЛ, 2016. – 143 с. – ISBN 5-87039-123-7. 15. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учеб. пособие [Текст] / Г. Н. Волков. – 2–е изд. – Москва : Изд. центр «Академия», 2014. – 236 с. – ISBN 5-7695-0364-5. 16. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – Москва : Наука, 2016. – 156 с. – ISBN 978-5-17-050057-4. 97 17. Голошумова, Г. С. Этнохудожественное воспитание учащихся в условиях сельского социума [Текст] / Г.С. Голошумова. – Уфа : ГОУ ВПО «РГППУ». – 2017. – 84 с. – ISBN 978-5-98314-238-1. 18. Губа, Г. И. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности [Текст] // под ред. Г. И. Губа. - Курск, 2017. - 168 с. 19. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации : учебник для вузов [Текст] / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин ; под ред. А. П. Садохина. – Москва : Наука, 2012. – 299 с. – ISBN 5-238-00359-5. 20. Гусарова, Л.Н. Мы вместе [Текст] / Л. Н. Гусарова, Л. Д. Трегубенко. – Тверь : Изд-во «РЭД». – 2018. – 93 с. – ISBN 978-985- 569-391-9. 21. Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире: сущность и перспективы развития [Текст] / А. Н. Джуринский // Педагогика. –2018. – № 10. – С. 93-96. 22. Дмитриева, С. Ю. Педагогическая модель реализации этнокультурного содержания в начальном общем образовании для социализации младших школьников [Текст] / С. Ю. Дмитриева. – Саранск : ГБОУ ДПО (ПК). – 2018. – 148 с. – ISBN 978-5-906908-32-2. 23. Долженкова, М. И. Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально–культурных традиций [Текст] : автореф. дис. … докт. пед. наук : / Долженкова Марина Игоревна ; ТГУ им. Г. Р. Державина. – Москва, 2017. – 49 с. 24. Елисеева, А. П. Этнопсихология и этнопедагогика : уч.-метод. компл. по дисц. : курс лекций [Текст] / А. П. Елисеева. – Абакан: МОиНРФ ФГБОУВПО ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2017. – 91 с. – ISBN 978-5-7810- 1274-9 26 25. Захарова Л. М.. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста Региональное образования XXI века: проблемы и перспективы // под ред. Л. М. Захарова - Ульяновск: Аэтерна, 2018. - с. 104-106. 26. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника. [Текст] // А. А. Люблинская - М.: Просвещение, 2017.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Внутрифирменное управление. Оценка структуры управления предприятием.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика предприятия
курсовая работа
Перемена лиц в обязательстве
Количество страниц:
25
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Оценка рисков в деятельности физкультурно-спортивной организации
Количество страниц:
30
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image