Введение 3 § 1. Теоретические основы формирования произносительной стороны речи в онтогенезе и при патологии слухового анализатора 6 § 2. Проблема словесной речи в общении детей с нарушением слуха 11 § 3. Методические аспекты коррекционной работы по формирования произносительной стороны речи в онтогенезе и при патологии слухового анализатора 16 Заключение 21 Список использованных источников и литературы 22

Особенности формирования произносительной стороны речи в онтогенезе и при патологии слухового анализатора

курсовая работа
Педагогика
20 страниц
52% уникальность
2023 год
5 просмотров
Загуменникова Т.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 § 1. Теоретические основы формирования произносительной стороны речи в онтогенезе и при патологии слухового анализатора 6 § 2. Проблема словесной речи в общении детей с нарушением слуха 11 § 3. Методические аспекты коррекционной работы по формирования произносительной стороны речи в онтогенезе и при патологии слухового анализатора 16 Заключение 21 Список использованных источников и литературы 22
Читать дальше
Данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют об увеличении рождаемости детей с нарушениями слуховой функции. Так в 2002 году число детей с нарушениями слуха составляло – 250 млн. человек, в 2008 году 278 млн. человек. По прогнозам ВОЗ к 2020 году число детей, имеющих нарушение слуховой функции, увеличится на 30 %. Слуховой анализатор играет большую роль в развитии всех сторон речи, в частности произносительной. По мнению исследователей, Ф. А. Рау, Ф.


Хотите знать, сколько стоит контрольная работа , получите расчет стоимости на сайте Work5, заполнив форму заказа.


Ф. Рау, В. И. Бельтюкова, К. А. Волковой, Н. Ф. Слезиной нарушение слуховой функции оказывает неблагоприятное влияние на развитие всех структурных компонентов языка. Помимо коммуникативной функции, речь служит базой для развития мышления, способствует возможности планирования и регуляции деятельности ребенка, организации всей его психической жизни, оказывает влияние на развитие личности в целом. Таким образом, у слабослышащих обучающихся из-за ограничения слуховой функции и дефектов произносительной стороны речи, будет снижена коммуникативная и регуляторная деятельность, нарушено развитие всех психических процессов. По данным ученых-сурдопедагогов: Р. М. Боскис, Л. В. Неймана, Т. В. Розановой, И. М. Соловьева нарушение слуха неблагоприятно влияет на речевое и психическое развитие ребенка. Так, у слабослышащих вследствие ограничения слуховой функции нарушаются все стороны речевого развития, и как следствие психические процессы. В сурдопедагогике особое внимание уделяется обучению правильному произношению слабослышащих младших школьников как важному средству общения с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы произношение слабослышащего ребенка было достаточно членораздельным и доступным для понимания. Для своевременного и полноценного развития произношения большое значение имеет состояние слухового анализатора. Слушая речь окружающих, дети имеют возможность контролировать собственную речь. Таким образом, они усваивают правильное звукопроизношение и лексико-грамматический строй языка. В дальнейшем слух имеет большое значение для успешного овладения чтением и письмом. У слабослышащих вследствие ограничения слухового восприятия нарушается лексико-грамматическая сторона речи, это в свою очередь вызывает нарушения письменной речи. Все вышеперечисленные особенности приводят к неподготовленности к школьному обучению, так как у слабослышащих младших школьников снижается познавательная, коммуникативная и регуляторная деятельность, нарушается понятийное мышление, страдают все структурные компоненты языка, в частности звукопроизношение. Исследователи говорят о том, что правильное произношение является значимым условием для полноценного общения с окружающими, базой для овладения всеми структурными компонентами языка, базой для развития всех психических процессов. Формирование у слабослышащих обучающихся правильного звукопроизношения позволяет обеспечить усвоение необходимого словарного запаса, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, навыков общения с окружающими людьми с помощью устного слова. Таким образом, коррекция произносительной стороны речи у слабослышащих дошкольников является актуальной проблемой. Объект исследования: произносительная сторона речи. Предмет исследования: особенности формирования произносительной стороны речи в онтогенезе и при патологии слухового анализатора. Цель исследования: изучить особенности формирования произносительной стороны речи в онтогенезе и при патологии слухового анализатора. В ходе исследования были поставлены и решались следующие задачи: 1. Изучить степень разработанности проблемы в логопедической литературе, посвященной развитию произносительной стороны речи у слабослышащих; 2. Выявить особенности произносительной стороны речи у слабослышащих младших школьников; 3. Систематизировать логопедическую работу по коррекции произносительной стороны речи у слабослышащих младших школьников; Методы исследования: изучение, анализ, обобщение и систематизация научной литературы по теме исследования. Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы.

Читать дальше
Теоретическое и практическое изучение проблемы коррекции произносительной стороны речи у слабослышащих дошкольников подтвердило актуальность темы исследования. Слуховой анализатор играет большую роль в развитии всех сторон речи, в частности произносительной. Помимо коммуникативной функции речь служит базой для развития мышления, способствует возможности планирования и регуляции деятельности ребенка, организации всей его психической жизни, оказывает влияние на развитие личности в целом. Таким образом, у слабослышащих из-за ограничения слуховой функции и дефектов произносительной стороны речи, будет снижена коммуникативная и регуляторная деятельность, нарушено развитие всех психических процессов. Все вышеперечисленные особенности приводят к неподготовленности к школьному обучению, так как у слабослышащих младших школьников снижается познавательная, коммуникативная и регуляторная деятельность, нарушается понятийное мышление, страдают все структурные компоненты языка, в частности звукопроизношение. Логопедическую работу по коррекции произносительной стороны речи и фонематических процессов можно осуществлять как на индивидуальных, так и на фронатальных занятиях. При планировании содержания логопедической работы необходимо учитывать следующие показатели: состояние слуховой функции детей данной группы, уровень сформированности звукопроизношения, особенности просодической стороны речи, уровень развития фонематических процессов.
Читать дальше
1. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б.Г. Ананьев. – Ленинград, 1935. – 146 с 2. Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека: Избр. психол. тр. [Текст] / под ред. Брушлинского А. В. и Кольцовой В. А.; сост. и коммент. В. А. Кольцовой; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», 2018. – 416 с. 3. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] / Т.Г. Богданова. – М.: Наука, 2018. – 134 с. 4. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис. - М.: Наука, 1988. – 234с. 5. Волкова, К.А. Методика обучения глухих детей произношению [Текст] / К.А. Волкова. – М.: Просвещение, 1980. – 214 с. 6. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Сост. Т.М. Лифанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с. 7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – Спб.: Детство-пресс, 2019. – 472 с. 8. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст] / В.П. Глухов. – М.: АСТ Астрель, 2018. – 276 с. 9. Логопедия. Теория и практика [Текст] / под ред. Т.Б. Филичевой. – М.: ЭКСМО, 2020. – 606 с. 10. Горянина, В.А. Психология общения [Текст] / В.А. Горянина. – М.: Наука, 2018. – 415 с. 11. Короткова, Э.П. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи [Текст] / Э.П. Короткова // Обруч. – 2020. – №5. – С.10-15 12. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. Электродное протезирование слуха [Текст] / И.В. Королева. – СПб.: КАРО, 2019. – 752 с. 13. Кузмичёва, Е.П. Развитие устной речи у глухих школьников [Текст] / Е.П. Кузьмичёва, Е. З. Яхнина. – М.: Владос, 2019. – 255 с. 14. Леонтьев, А.Н. и современная психология [Текст] / ред. А.В. Запорожец. – М.: Московский Университет, 2019. – 288 c. 15. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст]: избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. – Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та МОДЭК, 2019. – 398 с. 16. Психотерапия в дефектологии [Текст] / Б.И. Айзенберг, Л.З. Арутюнян, Н.А. Барышникова и др. – М.: Владос, 2018. – 128 с. 17. Развитие способностей у глухих детей с нарушением слуха в процессе обучения [Текст] Т. В. Розановой // Дошкольное образование. – 2019. – С.2-8 18. Слезина, Н.Ф. Формирование произношения у глухих школьников: Пособие для учителя [Текст / Н.Ф. Слезина. – М.: Просвещение, 2018. – 226 с. 19. Соколовская, Т.А. Коррекционно-педагогическая работа в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха : [учеб. пособие] [Текст] / Н.Ф. Слезина. – Барнаул: АлтГПА, 20192. – 137 с. 20. Шматко, Н.Д. Если малыш не слышит [Электронный ресурс] / Н.Д. Шматко / http://dgordgio.livejournal.com (дата обращения: 09.06.2023).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Влияние социальных сетей на эмоциональный интеллект студентов
Количество страниц:
30
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
курсовая работа
Гражданское общество и государство
Количество страниц:
30
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
Определение гражданских правоотношений: понятие, содержание
Количество страниц:
20
Оригинальность:
55%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image