Не нужно никуда ходить, заказать реферат онлайн в Хабаровске просто.
Все эти события влекут обостренный интерес к реформам прошлого, к их истокам, содержанию и результатам. Изучение истории является важным знанием для каждого гражданина. Джордж Сантаяна писал: «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь» . Наша тема: «Культура в Российской империи при Петре I», чрезвычайно интересна, важна и насыщена ключевыми историческими событиями в развитии России. Созданная Российская империя государем – монархом Петром Великим нужно рассматривать как неизбежный, динамический результат всего российского исторического процесса. Вся петровская модернизация была с политическим подтекстом и нацелена на технологические преобразования, что неизбежно повлекло за собой трансформацию всего российского общества. В культурно – историческом контексте, сложившая обстановка в Московском государстве петровские реформы стали необходимостью в тот исторический период. Детство и развитие Петра I оказало влияние на всю деятельность монарха, поэтому нужно сказать о том, что будущий император родился в Москве, отцом Петра являлся царь Алексей Михайлович и мать – Наталья Кирилловна Нарышкина. Наталья Кирилловна была из семьи западника А.С. Матвеева, и само убранство дома было изысканным и европейским. И во дворце Наталья с таким же вкусом и интересом занималась облагораживанием своего дома и окружающей обстановки. Таким образом, маленький Петр уже с самого детства впитывал в себя подлинно европейскую культуру, ее изысканность и атмосферу. Мальчика окружали заграничные новшества и чужеземные вещи, различные игрушки их других стран. Так же и все придворное общество отца – Алексея Михайловича увлекалось западными новшествами, конечно, все это значительно повлияло на развитие личности Петра. Одним из детских увлечений будущего монарха стоит считать предметы военного дела и игры, которые были связаны с военной техникой. Петру очень нравилось учиться разным наукам, ему доставляло удовольствие рассматривать книги с картинками и слушать различные рассказы своего учителя – Никиты Зотова, потому что он много времени уделял различным рассказам о русской истории, о Иване Грозном и Дмитрии Донском, о различных значимых исторических личностях, что вызывало неподдельный интерес маленького слушателя. Позже, Петр направит усилие на составление правильного и полного учебника истории. В самом подходе жизни Петра Великого отмечается предельный рационализм и практицизм. Стоит сказать, то государь был великим технократом и как можно судить по историческим источником, он проявлял интерес к различным отраслям знаний, явно отдавая предпочтение точным наукам и знаниям, которые имели практическое и прикладное применение. Петр I знал многие науки, такие как: математику, механику, кораблестроение, фортификацию, архитектуру, баллистику, черчение и многие другие, не говоря уже и о различных «ремесленных» и «рукодельческих» делах. Важным является и то, что своим собственным примером император показывал, каким должен был дворянин и каким набором знаний он должен обладать. Многие перечисленные науки должны были стать обязательными знаниями для настоящего дворянина, а так же, обязательным было владение шпагой, пистолетом и лошадью . Например, С.Ф. Платонов пишет следующее о личности Петра Великого: «Люди всех поколений в оценках личности и деятельности Петра сходились в одном: его считали силой. Петр был заметнейшим и влиятельнейшим деятелем своего времени, вождем всего народа. Никто не считал его ничтожным человеком, бессознательно употребившим власть или же слепо шедшим по случайному пути. Кроме того, Платонов уделяет много внимания личности Петра, выделяя его положительные качества: энергию, серьезность, природный ум и дарования, желание во всем разобраться самому» . Был издан указ о переводе важнейших книг из которых были перечислены: «механическое», «ботаническое», «архитектур милитарис, цивилис», а также, «анатомическое» и «хирургическое», а также «художества». Любовь Петра к медицине больше, чем плавание в неверной стихии моря или оглушительный рев пушек, испытываемых царем, приводила в трепет его приближенных, потому что Петр считал себя авторитетом в разных областях знаний . В реформах Петра I выделяются два важных направления – это государственное строительство и европизация культуры, что повлекло за собой «переворот в русской культуре». Благодаря этим преобразованиям происходит утрата органического единства, которое было свойственно Московскому государству. До сих пор мнения ученых историков делятся на два фронта на счет преобразований в России в первой четверти XVIII века . Как отмечал С.М. Соловьев: «Петр был действительно Великим, как и прозвали его в народе» – писал он. «Петр не был славолюбцем. Он жил и трудился на благо народа и заботился только о народе». Он заботился о состоянии народа, стремился сделать его образованным . Петровские преобразования являлись продолжением начавшихся изменений в культурной жизни русского общества XVII столетия, когда на Русь началось активное проникновение западной новой культуры, что породило серьезные проблемы и противоречия во всех сферах жизни людей. Позже, во время правление Петра Великого эти противоречия обострились и стали серьезнее. Император на протяжении всего времени своего правления предлагает обществу глобальную программу осуществления культурного и политического переворота в Российском государстве. Большое значение государь предает сфере досуга и в том числе, именно таким образом происходит приобщение приближенных дворян к европейской культуре. И получается, что на протяжении нескольких столетий личность Петра завоевывает активное мировое внимание историков и ученых, потому что предстает перед нами новатором и основателем новых направлений культурно-досуговой деятельности, непосредственно связанных с европейскими традициями . Все суждения о реформаторской деятельности императора сводились к одному основному положению о том, что все, что сделано Петром, является глубоким переворотом в жизни общества, обновившим все русское сообщество сверху донизу, до самых ее основ и корней, переворотом знаменитым, даже страшным, как называл его Соловьев, только вот одни считали этот переворот великой заслугой Петра перед человечеством, а другие, великим несчастьем для России. Люди, которые присутствовали при всех событиях в то время, что они присутствовали при полной перестройке русской жизни, при беспримерном переломе, давшем ей не только новые формы, но и совершенно новые начала. Надо сказать, что такое поведение характерно для людей, попавших в круговорот событий и впечатление от пережитого склонны преувеличивать . Например, один из сотрудников Петра I – Неплюев говорит следующие слова: «Сей монарх привел отечество наше в сравнение с прочими, научил узнавать, что и мы люди; одним словом, на что в России ни взгляни, все его начало имеет, и что бы впредь ни делалось, от сего источника черпать будут». Подобная мысль была высказана и канцлером, графом Головкиным в торжественной речи, обращенной Петру 22 октября 1721 года: «Вешими неусыпными трудами и руковождением мы из тьмы неведения на феатр славы всего света и, тако рещи, из небытия в бытие произведены и в общество политичных народов присовокуплены» . Время правления Петра великого является самым плодотворным периодом и отмечается огромным влиянием императора и перестройкой в политической, социальной и культурной жизни Российского государства. Он считал, что Россия сильно отстает в своем развитии от развитых государств и постарался преобразовать страну за не большой период своего правления. Правление первого русского императора до сих пор остается в центре внимания научных дискуссий. Сам же процесс изменения культуры в нашей стране являлся очень противоречивым и неоднозначным в оценках историков разных времен. Еще до Петра были созданы первые предпосылки формировавшихся и уже устоявшихся культурных ценностей и традиций у народа, заметно усилились связи и отношения с другими странами, и в Россию начинается проникновение различных не привычных нам культур. По оценке О.Г. Агеевой, такая политика носила варварский характер и подразумевала заимствование культурных стереотипов Запада и подавление потенции развития национальной культуры . Также, В.О. Ключевский отмечает, что добрый по природе как человек, Петр был груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других» . Ключевский говорит о таких качествах императора, как трудолюбие, усидчивость, энергичность. Возможно, именно из-за этого Петр преуспел во многом. Петр не переносил в Россию «готовые плоды чужого знания и опыта, теории и техники», а стремился «пересаживать самые корни на свою почву, чтобы они дома производили свои плоды… Это была всегдашняя мысль Петра, основная и плодотворнейшая мысль его реформы» - писал В.О. Ключевскй . Так, например, Н.В. Карамзин, отмечает следующее: «не только новое величие России, но и современное присвоение обычаев европейских» ставил своей целью император. Карамзин осуждает перестройку системы государственного управления, ликвидацию патриаршества, подчинение церкви государству, перенесение столицы в Петербург, ломку старых обычаев. Он считает, что Петр «насиловал» русскую природу и резко ломал старый быт. Карамзин так же отмечает, что все русское было искоренено, мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России, а виною тому – Петр» . В формировании реформ созданных Петром I имеет значение его путешествие в составе Великого посольства ряда европейских стран, после нее он направляет множество молодых наших дворян в другие страны для изучения различных специальностей, но приоритетным остается вопрос овладения морскими науками. Мы можем наблюдать и развитие образования в России, это открытие Академии науки и различных школ, о чем будет упомянуто ниже в работе. Петр стремился как можно скорее преодолеть возникшую с княжеских времен разобщенность России и Европы, например, даже сменив летоисчисление. Таким образом, актуальность темы исследования определяется колоссальным влиянием, оказываемым этим периодом на современный этап исторического развития нашей страны. Историческое прошлое имеет огромное значение и в современном мире, так как в историческом процессе содержатся ответы на многие вопросы, которые стоят перед государством сейчас. Многие ученые историки склоняются к мнению о том, что история развивается по спирали, поэтому можно сделать вывод, что процессы актуальные для XVIII века, могут быть актуальны сейчас. На сегодняшний день не угасает интерес к предпосылкам, ходу и итогам петровских реформ, к тем примерам и опыту, которое Россия может вынести из того сложного и противоречивого периода в жизни общества и государства, потому что значимость этого периода очень сложно переоценить. Анализ государственной модернизации начала XVIII века может показать нам ценнейший опыт нужный для сегодняшней модернизации для нашей страны, что становится очень актуальным в данный период времени. Также, важно то, что данная реформа значительно способствовала секуляризации русской культуры, что оставило серьезный отпечаток на менталитете общества и повлияло на дальнейший ход истории в России. Нужно отметить насильственные метод приобщения общества к новым веяниям, о чем мы сможем проследить в данной работе. Культурная реформа внесла серьезные изменения в общественный уклад, повлияла на быт дворян и их образ жизни. Все проводимые реформы Петром I были обусловлены временем, которое требовало серьезных преобразований во всем историческом ходе событий и развитии государства Российского. Стране было необходимо искать новые пути решения многих острых социальных, научных и культурных вопросов, этот огромный шаг вперед был необходим. Все реформы должны были вывести Россию на новый путь своего развития, что и случилось. Можно процитировать слова Михаила Ломоносова, чтобы подтвердить актуальность данной темы исследования, который говорит, что: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» . Также важными представляются слова Н.М. Карамзина: «История, в некотором смысле есть священная книга народов, главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего» . Стоит отметить, что и сама личность Петра I представляется отечественным и зарубежным историкам великой, потому что он стал ведущим политическим деятелем, государственным управленцем и дипломатом, который оказал огромное влияние на историю России, и именно в культурной жизни и быте людей. Реформа Петра Великого в культурной жизни общества затрагивала его верхи, дворянское сословие, приближенных императора, потому что именно эти люди воспринимали культурные новшества в той мере, которая сформировала у них особые предпочтения и вкусы. Именно в этом слое населения были постоянными контакты с иностранцами в области политики, экономики и культуры. Гости из других европейских стран взаимодействовали исключительно с дворянами, купцами и учеными, которые знали иностранные языки. Именно этой реформой император попытался привить вкус всему высшему сословию страны, обогатить русскую культуру надеясь тем самым укрепить отношения с гостями нашей страны, что создавало политическую подоплеку действий и всех реформ в государстве Российском. Император специально приглашал заморских гостей, демонстративно показывая общность культурных интересов и запросов. Объектом исследования является культурное реформирование Петра Великого и их содержание. Предметом исследования являются государственные преобразования в области культуры Петра I. Во введении дана общая характеристика исследования и характеристика эпохи правления Петра Великого. Основная часть данной работы содержит сведения о культурном устроении государства в XVII и XVIII веках, социальной характеристики, а также о реформах Петра Великого в разных сферах жизни, а вторая часть курсовой работы содержит сведения о культуры в быту и в области просвещения, образования и иных отраслях. Целью работы является изучение культурной реформы Петра I и ее значение в истории. Задачами исследования выступают: - кратко проанализировать духовное и культурное состояние России перед началом царствования Петра I; - рассмотреть реформы Петра Великого во внутренней политической системе государства; - изучить реформенные преобразования в культуре быта, науке, технологиях, просвещении, образовании, искусстве, переменах традиций и уклада жизни населения Российской империи; - проследить влияние личных предпочтений императора на бытовой уклад народа; - выявить влияние культурных реформ Петра I на дальнейшее историческое развитие страны; - проанализировать оценки петровских реформ учеными-историками; Методологическую основу исследования составляет хронологический и исторический метод, а также принципы структурного анализа и синтеза. Так же использован диалектический метод познания и логический и системный методы. Новизна исследования состоит в расширении базы источников исследования, исторических фактов, опору на исторические труды и статьи современных авторов, формирование представлений о личности монарха и его государственной деятельности, из которой складывалась традиция изучения этой проблематики в отечественной истории. Практическая значимость работы состоит в том, что сведения полученные в ходе данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения истории эпохи Петра Первого, и исследования проводимых им реформ и культурных преобразований. Ученые, которые трудились над темой петровских реформ и петровского времени, стоит назвать: Настоящая курсовая работа состоит из введения, заключения, библиографии, а также включает в себя две главы и четыре параграфа.