Право на доступ к правосудию признано государствами и международными организациями в качестве одного из ключевых прав человека, поэтому его становление характеризуется постепенным признанием во всем мире.
Международно-правовое регулирование права на доступ к правосудию имеет историю развития, начиная с появления в VI в. до н. э. положений в договорах между государствами, касающихся регулирования процессуальных прав индивидов. С тех пор развивалась практика государств по обеспечению доступа иностранных граждан к органам правосудия на их территории. К началу XX века были созданы международно-правовые обычаи, запрещающие отказ в правосудии иностранным гражданам, которые стали основой для современных стандартов права на доступ к правосудию. В XX веке практика международных органов по правам человека включила и обогатила стандарты права на доступ к правосудию, такие как запрет на создание намеренных препятствий для обращения к суду, предоставление разумного срока для подачи иска, право на доступ к расследованию и на исполнение судебного решения.
Принципы запрета отказа в правосудии, правового равенства и рассмотрения гражданского иска судом, стали основой для признания права на доступ к правосудию в решениях региональных международных органов по правам человека, несмотря на отсутствие явного закрепления этого права в соответствующих международных договорах.
С момента объявления права на доступ к правосудию в рамках ООН в 1985 году, можно говорить о современном этапе развития этого права. Он характеризуется увеличением числа субъектов, реализующих это право, а также созданием специализированных органов и усилением законодательных норм, которые гарантируют доступ к правосудию.
В настоящее время обязательство уважать право на доступ к правосудию закреплено в различных международных договорах, включая Орхусскую конвенцию 1998 года (47 государств-участников) и Конвенцию о правах инвалидов 2006 года (177 государств-участников).
Помимо признания права на доступ к правосудию государствами в их внутригосударственных актах, это право также находит молчаливое одобрение в решениях международных органов, устанавливающих обязательства государств признавать и обеспечивать данное право. Учитывая широкое признание права на доступ к правосудию в качестве правовой нормы, оно может быть рассматриваться как общепризнанное право человека.
Право на доступ к правосудию обеспечивает каждому заинтересованному лицу равные возможности обратиться к судебным и другим механизмам, которые обеспечивают правосудие, и принять участие в процессе рассмотрения спора на всех его стадиях. Это право является самостоятельным и гарантировано государством.
Доступ к правосудию предполагает, что субъекты международного права должны гарантировать преодоление различных видов препятствий, таких как правовые, организационные, экономические, физические, информационные, языковые и психологические, которые могут помешать индивидууму получить доступ к правосудию. Органы правосудия, в свою очередь, являются средствами разрешения споров, как судебными, так и внесудебными, которые должны соответствовать требованиям процессуального правосудия и обеспечивать минимальные гарантии справедливости вынесенного решения, включая соблюдение международно-правовых обязательств государства и наличие обоснованного решения.
На современном этапе развития прав человека, некоторые международные документы, которые закрепляют право на доступ к правосудию, содержат широкое понимание данного права. Оно включает в себя справедливое и публичное рассмотрение дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, а также получение возмещения ущерба. Причина такого широкого понимания понятия "право на доступ к правосудию" заключается в том, что данная формулировка позволяет органам правоохранительных органов широко трактовать право на доступ к правосудию.
Ограничение права на доступ к правосудию, вызванное государственным регулированием данного права, может сузить возможности лица обратиться к правосудию по сравнению с естественными пределами этого права. Такие ограничения могут быть допустимыми или недопустимыми в соответствии со стандартами защиты прав человека на международном уровне.
Ограничения права на доступ к правосудию могут иметь различную форму. Исходя из сути этих ограничений, можно выделить процессуальные, материально-правовые и юрисдикционные ограничения права на доступ к правосудию.
Согласно общим подходам в доктрине и практике международных органов, ограничения права на доступ к правосудию признаются допустимыми, если они способствуют балансу между частными и публичными интересами. Под публичными интересами подразумеваются: обеспечение правовой определенности, поддержание дружественных международных отношений, защиту суверенитета государства, обеспечение должного функционирования судебной системы, а также экономию судебных и других ресурсов государства.
В международном праве защита права на доступ к правосудию связана, прежде всего, с деятельностью международных органов по правам человека. Эти органы формируют структуру механизма защиты рассматриваемого права и проводят процедуры, направленные на его обеспечение.
Право на доступ к правосудию является всеобщим, и поэтому его защита может осуществляться через различные процедуры, предусмотренные международным правом, в зависимости от того, кто нарушает право (отдельное государство, группа государств или международная организация). Существуют различные процедуры, в том числе: рассмотрение периодических докладов, обращение между государственное в связи с нарушениями прав человека на территории других государств-членов международного договора, принятие индивидуальных обращений, а также рассмотрение конкретных ситуаций в определенной стране или тематических вопросов по всему миру. Международные стандарты являются правовой основой элементов международного механизма защиты права на доступ к правосудию. Они определяют модель поведения для всех участников процесса в различных стадиях процедуры разрешения споров при реализации права на доступ к правосудию.
Стандарты международного механизма защиты права на доступ к правосудию воплощают два правовых принципа: международный принцип защиты прав и свобод человека и общепризнанный принцип равенства перед законом и судом. Они получили широкое признание на международном уровне и являются образцом для деятельности субъектов международного права, а также критерием соблюдения ими международно-правовых обязательств в области прав человека. Эти стандарты являются основой современного международно-правового института доступа к правосудию, который составляет часть международного права человека.
Стандарты права на доступ к правосудию могут быть общими и специальными. Общие стандарты являются основой правового регулирования права на доступ к правосудию и прямо вытекают из сути рассматриваемого права. Они включают: право на информацию о правах и доступных средствах защиты; право на обращение к органу правосудия; право на недопустимость дискриминации при обращении к правосудию; право на защиту от любого вмешательства независимо от государственного уровня; право на необходимый срок для обращения в суд; право на юридическую помощь, включая бесплатную помощь, если это требуется ради цели правосудия; право на переводчика при необходимости; право на обоснованные и разумные расходы, связанные с обращением к правосудию; право на эффективное представительство в процессе; право на обоснованное решение органов правосудия; право на доступ к процедуре исполнения решения.
Международное признание стандартов права на доступ к правосудию и их интеграция в законодательство многих стран говорят о формировании общепризнанных стандартов, которые должны соблюдаться в каждом случае обращения любого человека к органам правосудия.
Хотя цифровизация судопроизводства достигла значительных результатов, все еще необходимо решать ряд вопросов, связанных с упрощением процедур гражданского процесса и их адаптацией к особенностям электронного правосудия. Кроме того, необходимо развивать систему электронного документооборота, создавать единый законодательный подход для повышения доступности и эффективности защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц и других участников судебного процесса.
Для разработки единого подхода к вопросу доступа к правосудию как на международном, так и на внутригосударственном уровнях, необходимо принятие общих международно-правовых стандартов на универсальном уровне. Это позволит унифицировать процедуры доступа не только к национальным, но и к международным судам, повышая эффективность доступности правосудия. Практическое внедрение таких стандартов и их развитие в форме всеобщих норм международного права в этой области было бы полезным.