ВВЕДЕНИЕ 3 1 АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 6 1.1 Общее понятие творческого мышления 6 1.2 Особенности творческого мышления у детей младшего школьного возраста 8 1.3 Особенности творческого мышления у детей с интеллектуальными нарушениями 10 1.4 Приемы развития и коррекции творческого мышления у детей с интеллектуальными нарушениями методами арт-терапии 12 Выводы по первой главе 14 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 16 2.1 Описание процессуальных аспектов исследования 16 2.2 Представление результатов входной диагностики 18 2.3 Описание программы коррекции творческого мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями с применением методов арт-терапии 20 2.4 Анализ полученных данных 22 2.5 Практические рекомендации 24 Выводы по второй главе 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Коррекция и развитие творческого мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития методами арт-терапии

курсовая работа
Психология
30 страниц
44% уникальность
2023 год
30 просмотров
Зеленцова Е.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1 АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 6 1.1 Общее понятие творческого мышления 6 1.2 Особенности творческого мышления у детей младшего школьного возраста 8 1.3 Особенности творческого мышления у детей с интеллектуальными нарушениями 10 1.4 Приемы развития и коррекции творческого мышления у детей с интеллектуальными нарушениями методами арт-терапии 12 Выводы по первой главе 14 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 16 2.1 Описание процессуальных аспектов исследования 16 2.2 Представление результатов входной диагностики 18 2.3 Описание программы коррекции творческого мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями с применением методов арт-терапии 20 2.4 Анализ полученных данных 22 2.5 Практические рекомендации 24 Выводы по второй главе 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Читать дальше
Педагоги находятся в постоянном поиске новых, более эффективных способов передачи знаний, умений, навыков. Большую актуальность приобретает поиск средств в коррекции нарушений высших психических функций младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность усиливается, когда речь идёт об обучающихся с интеллектуальными нарушениями.


Если вас беспокоит вопрос, где можно заказать реферат по БЖд, оставляйте заявку у нас. Мы в кратчайшие сроки подготовим реферат по вашей теме.


Нарушения интеллекта – это стойкое органическое поражение головного мозга, при котором наблюдается нарушение нормального развития высших психических функций, особенно высших познавательных процессов [5]. По современной международной статистической классификации болезней 11 пересмотра (МКБ-11) в разделе психические и поведенческие расстройства отмечается умственная отсталость. В рамках нашего исследования, нами будет рассматриваться лёгкая степень интеллектуальной недостаточности у младших школьников. Проблема обучения детей с нарушениями интеллекта привлекала внимание отечественных и зарубежных учёных таких, как Г. Зондерзорге, Х. Барт, Ф. Хилл, Э. Фишер, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева и др. В своих исследованиях авторы отмечали, что данная категория детей достаточно разнородна по своему составу и по этиологии, и по степени нарушения, состояния, имеющие стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Мышление детей с недостатками умственного развития развивается по тем же законам, что и в норме: у них формируются те же виды мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; те же операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Но существуют и специфические черты, которые в основном заключаются в замедленном темпе развития, в более поздних сроках начала и в растянутости этапов становления мышления [15]. Специфика развития творческих способностей этих детей наиболее ярко проявляется при оценке мышления. Изучению этого вопроса были посвящены труды Л.С. Выготского. Учёный писал, что конкретность в области мышления и тугоподвижность в области динамических систем внутренне связаны и представляются единством, а не двойным случайно сочетающимся у такого ребенка признаком. Конкретность мышления и действия ребенка с умственной отсталостью означает, таким образом, то, что всякая вещь и всякое событие приобретают свое значение в зависимости от ситуации. Поэтому всякое абстрагирование затруднено. Все связанное с понятием, с воображением, с творчеством оказывается в высшей степени затруднительно [4]. Всё вышесказанное позволило обозначить необходимость поиска средств развития творческого мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития. Практический опыт психо-коррекционной работы средствами арт-терапии с умственно отсталыми детьми описан в работах О.В. Боровика, О.В. Гаврилушкиной, И.А. Грошенкова. Исследователи-практики подчёркивают эффективность арт-терапии в работе с рассматриваемой категорией детей. Итак, нами была обозначена проблема исследования: «Коррекция и развитие творческого мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития методами арт-терапии». Объект исследования: процесс коррекции и развития творческого мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития. Предмет исследования: арт-терапия как средство коррекции и развития творческого мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития. Цель исследования: теоретически обосновать и практически реализовать разработанную программу коррекции творческого мышления у детей с интеллектуальными нарушениями с применением методов арт-терапии. Задачи исследования: 1. Обозначить современное понимание термина «творческое мышление» и особенности данного процесса у детей младшего школьного возраста. 2. Определить особенности творческого мышления у детей с интеллектуальными нарушениями. 3. Изучить приёмы развития и коррекции творческого мышления детей с интеллектуальными нарушениями средствами арт-терапии. 4. Описать процессуальные аспекты исследования и результаты входной диагностики. 5. Разработать и реализовать программу коррекции творческого мышления у детей с интеллектуальными нарушениями с применением методов арт-терапии. 6. Проанализировать полученные результаты и обозначить практические рекомендации. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что коррекция творческого мышления у детей с интеллектуальными нарушениями будет проходить эффективнее с использованием средств арт-терапии. Методологические основы: в основу методологии настоящего исследования положены современные теоретические и практические основы отечественной и зарубежной специальной педагогики и психологии. В исследовании приняли участие 10 младших школьников с умственной отсталостью легкой степени. Исследование организовывалось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. База исследования: Краевое государственное общеобразовательное учреждение, реализующее основные адаптированные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 5», класс 3 «А». Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Читать дальше
Проблема обучения детей с нарушениями интеллекта очень остро существует в настоящее время. В частности, развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. В ходе исследования нами были решены следующие задачи. 1. Обозначено современное понимание термина «творческое мышление» и особенности данного процесса у детей младшего школьного возраста. На основании проанализированной литературы под творческим мышлением в настоящее время понимается продуктивная мыслительная деятельность, приносящая неочевидный результат. Как отмечают исследователи в младшем школьном возрасте творческое мышление приобретает внутреннюю связь между процессуальным компонентом и личностно-регулятивной частью. Этому способствует и возрастающая самостоятельность детей. 2. Определены особенности творческого мышления у детей с интеллектуальными нарушениями. Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволило прийти к выводу о том, что становление у детей с лёгкой степенью умственной отсталости творческих способностей характеризуется значительными трудностями. Главная причина этого заключается в недоразвитии интегративной деятельности коры головного мозга, что приводит к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, навыками общения со взрослыми и сверстниками, продуктивными видами деятельности. 3. Изучены приёмы развития и коррекции творческого мышления детей с интеллектуальными нарушениями средствами арт-терапии. Одним из наиболее эффективных методов развития и коррекции творческого мышления младших школьников с нарушениями интеллектуального развития будет являться арт-терапия, в частности изотерапия. Наиболее эффективными приёмами являются – рисование по точкам, рисование в воздухе и рисование воском. 4. Описаны процессуальные аспекты исследования и результаты входной диагностики. Нами было организовано экспериментально исследование в три этапа. На констатирующем этапе была адаптирована методика исследования «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. По результатам проведенной диагностики были получены следующие данные – 30% детей экспериментальной группы со среднем уровнем развития творческого мышления, 70% - с низким уровнем, высокого уровня выявлено не было. 5. Разработана и реализована программа коррекции творческого мышления у детей с интеллектуальными нарушениями с применением методов арт-терапии. На формирующем этапе нами была составлена программа коррекционной работы с применением арт-терапии, в частности изотерапии на специальных коррекционных занятиях во внеурочной деятельности, а также внедрением отдельных приёмов в урочную деятельность. 6. Проанализированы полученные результаты и обозначены практические рекомендации. На контрольном этапе была выявлена эффективность разработанной программы коррекции: средний уровень показали 100% детей экспериментальной группы, низкого и высокого уровня не было выявлено, также стоит отметить о качественной динамики развития творческого мышления детей экспериментальной группы. Таким образом цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Арт-терапия - новые горизонты / под ред. А. И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2009 336 с. 2. Бокова А.А. Арт-терапия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016 т.11. 210 с. URL: http://e-koncept.ru/2016/86429.htm. (дата обращения: 27.02.2021). 3. Васик Н.В. Детская арт-терапия и её использование // Молодой ученый. 2017 № 45 223 с. URL https://moluch.ru/archive/179/46303/ (дата обращения: 25.02.2021). 4. Воспитание и обучение во вспомогательной школе [Текст] / Сост. В.В. Воронкова. – М.: Школа-ПРЕСС, 1994. – 416 с 5. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с 6. Дыба Д.П. Особенности развития творческих способностей у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в процессе изобразительной деятельности // Вестник науки. 2020. №12 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-u-mladshih-shkolnikov-s-legkoy-stepenyu-umstvennoy-otstalosti-v-protsesse (дата обращения: 11.05.2023). 7. Лютова Е.К. Развитие личности и креативность школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта: авт. дис. … канд. психол. наук. – СПб.: 2000. – 18 с. 8. Коррекционная педагогика. Учебное пособие для педагогич. вузов / Под ред. Кукушина В.С. – Ростов-на-Дону: Издат. центр «Марат», 2002.– 304 с. 9. Куликова Н.С. Психолого-педагогические особенности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием // Специальное образование. 2016. №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov-s-intellektualnym-nedorazvitiem (дата обращения: 11.05.2023). 10. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 352 с. 11. Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно-отсталых школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. – М.: Академия, 2002. – 160 с. 12. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1979 – 192 с. 13. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющего развития // Дефектология, – 2000 – №1. – с. 66–75 14. Чернецкая Н.И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте // Концепт. 2012. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-tvorcheskogo-myshleniya-v-mladshem-shkolnom-i-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 11.05.2023). 15. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Техника импортных продовольственных сделок
Количество страниц:
30
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
курсовая работа
БУЛЛИНГ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Количество страниц:
50
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
курсовая работа
Управление маркетингом на предприятии
Количество страниц:
35
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image