Если вас беспокоит вопрос, где можно заказать реферат по БЖд, оставляйте заявку у нас. Мы в кратчайшие сроки подготовим реферат по вашей теме.
Нарушения интеллекта – это стойкое органическое поражение головного мозга, при котором наблюдается нарушение нормального развития высших психических функций, особенно высших познавательных процессов [5]. По современной международной статистической классификации болезней 11 пересмотра (МКБ-11) в разделе психические и поведенческие расстройства отмечается умственная отсталость. В рамках нашего исследования, нами будет рассматриваться лёгкая степень интеллектуальной недостаточности у младших школьников. Проблема обучения детей с нарушениями интеллекта привлекала внимание отечественных и зарубежных учёных таких, как Г. Зондерзорге, Х. Барт, Ф. Хилл, Э. Фишер, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева и др. В своих исследованиях авторы отмечали, что данная категория детей достаточно разнородна по своему составу и по этиологии, и по степени нарушения, состояния, имеющие стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Мышление детей с недостатками умственного развития развивается по тем же законам, что и в норме: у них формируются те же виды мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; те же операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Но существуют и специфические черты, которые в основном заключаются в замедленном темпе развития, в более поздних сроках начала и в растянутости этапов становления мышления [15]. Специфика развития творческих способностей этих детей наиболее ярко проявляется при оценке мышления. Изучению этого вопроса были посвящены труды Л.С. Выготского. Учёный писал, что конкретность в области мышления и тугоподвижность в области динамических систем внутренне связаны и представляются единством, а не двойным случайно сочетающимся у такого ребенка признаком. Конкретность мышления и действия ребенка с умственной отсталостью означает, таким образом, то, что всякая вещь и всякое событие приобретают свое значение в зависимости от ситуации. Поэтому всякое абстрагирование затруднено. Все связанное с понятием, с воображением, с творчеством оказывается в высшей степени затруднительно [4]. Всё вышесказанное позволило обозначить необходимость поиска средств развития творческого мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития. Практический опыт психо-коррекционной работы средствами арт-терапии с умственно отсталыми детьми описан в работах О.В. Боровика, О.В. Гаврилушкиной, И.А. Грошенкова. Исследователи-практики подчёркивают эффективность арт-терапии в работе с рассматриваемой категорией детей. Итак, нами была обозначена проблема исследования: «Коррекция и развитие творческого мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития методами арт-терапии». Объект исследования: процесс коррекции и развития творческого мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития. Предмет исследования: арт-терапия как средство коррекции и развития творческого мышления у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития. Цель исследования: теоретически обосновать и практически реализовать разработанную программу коррекции творческого мышления у детей с интеллектуальными нарушениями с применением методов арт-терапии. Задачи исследования: 1. Обозначить современное понимание термина «творческое мышление» и особенности данного процесса у детей младшего школьного возраста. 2. Определить особенности творческого мышления у детей с интеллектуальными нарушениями. 3. Изучить приёмы развития и коррекции творческого мышления детей с интеллектуальными нарушениями средствами арт-терапии. 4. Описать процессуальные аспекты исследования и результаты входной диагностики. 5. Разработать и реализовать программу коррекции творческого мышления у детей с интеллектуальными нарушениями с применением методов арт-терапии. 6. Проанализировать полученные результаты и обозначить практические рекомендации. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что коррекция творческого мышления у детей с интеллектуальными нарушениями будет проходить эффективнее с использованием средств арт-терапии. Методологические основы: в основу методологии настоящего исследования положены современные теоретические и практические основы отечественной и зарубежной специальной педагогики и психологии. В исследовании приняли участие 10 младших школьников с умственной отсталостью легкой степени. Исследование организовывалось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. База исследования: Краевое государственное общеобразовательное учреждение, реализующее основные адаптированные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 5», класс 3 «А». Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложения.