В последние годы Россия частично продвинулась по пути экономических и политических преобразований: появились и активно развиваются институты развития; сфера услуг, необходимая для нормального функционирования современной рыночной экономики; запускаются крупные инфраструктурные проекты в сфере логистики и транспортного хозяйства страны. Совершенствуется законодательная база, которая создает единую основу для «здоровой» конкуренции.
Возрастание конкуренции приводит к тому, что собственники и менеджмент фирм прилагают усилия к поиску новых методов и инструментов конкурентной борьбы и коммерческой деятельности, позволяющих не только закрепиться на рынке, но и развивать фирму. Большое значение приобретает грамотная организация деятельности предприятия, которая предполагает оценку, учет и использование конкурентных возможностей.
При высокой степени неопределенности внешней среды предприятий и динамики происходящих изменений, а также возрастанием конкуренции обязательным условием выживания и развития современной компании является проведение анализа деятельности, повышения конкурентоспособности оказываемых услуг и выявления методов продвижения туристского продукта на рынок.
Выполненная дипломная работа позволяет сделать следующие основные выводы:
социально-культурный сервис и гостинично-туристический комплекс является динамично развивающейся сферой экономики России;
в то же время усиливается конкурентная борьба, что должно привести к улучшению качества предоставляемых услуг; дифференциации деятельности (ориентированность на узкие сегменты рынка) и усилению работы по повышению конкурентоспособности;
конкурентоспособность турагентства определяется его потенциалом, достаточным, чтобы удержать или расширить занимаемую долю рынка в условиях конкурентной борьбы. Конкурентоспособность любого турагентства, прежде всего, зависит от конкурентоспособности оказываемых им услуг или реализуемых туристских продуктов. Конкурентоспособность – всегда относительная величина. Она имеет содержание только в рамках процедуры сравнения конкурирующих турагентств;
существует достаточно проработанная в методологическом плане типология способов и методов повышения конкурентоспособности;
повышение конкурентоспособности может быть рассмотрено в качестве особого элемента все маркетинговой деятельности фирмы;
в последнее время методы повышения конкурентоспособности с использованием интернет-технологий завоевывают в России все большую популярность. Эта технология перестала считаться чем-то диковинным и активно используется отечественными специалистами. Тем не менее, многие возможности повышения конкурентоспособности остаются пока мало реализованными.
Дополнительно был проведен анализ такого элемента как туристическое хозяйство страны, что дает следующие результаты:
исследуемый элемент находится на стадии становления, заметно отличается по своей структуре от общемировых характеристик;
разрабатываются и реализуются различные инструменты государственной поддержки развития туризма;
отсутствует у многих туристских фирм ориентированность на конкретные сегменты, что сказывается на финансовых результатах;
обостряется конкурентная ситуация, что требует формирования видения и стратегии развития, основанных на результатах маркетинговых исследований и конкретизации направлений развития в виде разработки комплекса мероприятий по определенным направлениям.
Анализ позволяет туристской фирме: осознать в каких условиях она действует сегодня и в каких условиях будет действовать в будущем; оценить возможные перспективы развития и потенциальные угрозы, с которыми может столкнуться и соответствующим образом подготовиться. Сложность и турбулентность окружающей среды затрудняет прогнозирование возможных проблем. В связи со сложностью анализа окружающей среды туристской фирмы «ЕКАТУР» мы упростили процедуру, разбив на небольшие социальные, технологические, экономические и политические сферы. Далее эти сферы изучили с целью определения их потенциальных влияний на туристскую фирму и ее окружение, а также пути повышения конкурентоспособности услуг и продвижения туристских продуктов на рынок. Проведенный анализ внешней и внутренней среды туристской фирмы «ЕКАТУР» позволил выявить определенные возможности и угрозы, зная которые стало возможным проработать адекватные меры и предпринять правильные шаги, направленные на повышение эффективности коммерческой деятельности и конкурентоспособности.
Достигнутые результаты деятельности туристской фирмы «ЕКАТУР» в целом характеризуют достаточную экономическую эффективность, повышение суммы прибыли, в том числе в результате объема продаж.
К настоящему времени руководством туристской фирмы «ЕКАТУР» разработана целесообразная организационная структура, которая в большей степени характеризуется положительным эффектом.
В настоящее время туристская фирма «ЕКАТУР» занимает устойчивые позиции на рынке, уровень конкурентоспособности выше многих игроков рынка, но в то же время туристскую фирму нельзя причислить к однозначным лидерам. Следует уделить пристальное внимание работе с персоналом и повышению эффективности деятельности, поскольку есть серьезное отставание от лидеров рынка.
Несмотря на успешные рыночные результаты и высокую оценку этой деятельности, на наш взгляд, существует ряд недостатков в организации, прежде всего, маркетинговой работы. Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, отсутствуют стратегические ориентиры развития туристской фирмы, поскольку в рамках существующей формальной структуры данная обязанность возложена на одно директора по развитию, но он в большей степени занимается текущей работой. Поэтому в настоящее время требуется выработка принципов стратегического развития.
Во-вторых, следует признать недостаточной работу специалистов по поиску новых клиентов. На данный момент она сводится к мониторингу потенциальных потребителей и клиентов, обзвону потенциальных заказчиков и рассылке коммерческих предложений.
В-третьих, не ведется работа по формированию имиджа, хотя проведенный анализ показывает, что он может являться ключевым фактором успеха туристской фирмы в настоящее время.
В-четвертых, почти не используются инструменты, которые, по сути, являются маркетинговыми инструментами современности, и в достаточной степени эффективны: сайт необходимо доработать (ему не хватает функциональности), более активно использовать рекламу, конкурсы и т.п.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие рекомендации для практики в туристской фирме «ЕКАТУР»:
Маркетинговая стратегия должна базироваться на конкурентных преимуществах, прежде всего, возможности полного обслуживания клиентов любого характера;
Стратегия должна учитывать действия основных конкурентов по корпоративному сектору и VIP-турам;
Необходимо учитывать всплески спроса на туристские услуги при планировании рекламных кампаний и формировании маркетинговых программ;
Больше внимания нужно уделить коммуникативной политики, направленной на формирование знания потребителей об ООО «ЕКАТУР» и ее услугах, создание положительного имиджа в глазах потребителей и партнеров;
Доработать корпоративный сайт с широкими функциональными возможности и наполнить его содержание.
Исследованная туристская фирма «ЕКАТУР» в целом в настоящее время, к сожалению, не предпринимает активно эффективных методов повышения конкурентоспособности, хотя их необходимый комплекс был детально рассмотрен в теоретической главе дипломной работы.
Среди важнейших мероприятий были предложены:
1) повышение конкурентоспособности и продвижение туристских продуктов фирмы «ЕКАТУР» с использованием инструментов группы в социальной сети «вконтакте»;
2) разработка и реализация рекламных коммуникаций туристской фирмы «ЕКАТУР»;
3) набор дополнительного количества агентов (менеджеров-консультантов) для обеспечения высокого уровня обслуживания; разработка и внедрение в практику современной клиентской базы данных, позволяющей сократить временные издержки на выполнение стандартных операций и более полно учитывать потребности и требования клиентов.
Прогнозная оценка эффективности всех предложенных мероприятий может быть осуществлена в следующих аспектах: повышение уровня удовлетворенности клиентов; уровень узнаваемости туристской фирмы; повышение конкурентоспособности, прирост прибыли. Для точной оценки узнаваемости туристской фирмы требуется контроль по истечению определенного периода времени. Предварительно уровень узнаваемости за счет рекламных усилий составит 70% целевой аудитории в обозначенных территориальных границах (г. Екатеринбург).
Реализация программы обучения и мотивационного механизма, которые были предложены, позволит получить следующие эффекты:
изменится ориентированность работников на достижение основного результата – выполнение поставленных задач на текущий период;
увеличится объем продаж и оказываемых услуг за счет повышения интенсивности и качества труда;
повысится заработная плата, увязанная с конечным уровнем трудового вклада каждого работника;
будет простимулирована высокая отдача работников;
снизится текучесть специалистов, что позволит закрепить квалифицированных работников;
уменьшится количество посещений офиса туристской фирмы без покупок;
произойдет сближение работников разных уровней, что способствует поднятию командного духа и появлению чувства лояльности у работников к туристской фирме «ЕКАТУР».
Кроме этого, разработка и внедрение самостоятельной внутренней программы обучения с учетом специфики деятельности в сфере туризма фирме «ЕКАТУР» позволяет:
обеспечить уровень квалификации работников туристской фирмы, достаточный для качественного выполнения возложенных на них функции, задач и работы в процессе продажи туров и сопутствующих услуг;
повысить уровни знаний и навыков работников фирмы в области деятельности туризма;
определить потенциал работника для карьерного роста и планирования карьеры работника;
снизить затраты на поиск и привлечение работников за счет подготовки кадрового резерва.
Расчеты обосновывают экономическую эффективность предлагаемых мероприятий и их актуальность, что позволит привести к увеличению объема продаж на 12 100 000 руб. и прогнозной чистой прибыли на 2 951 920 руб.