Введение 3 1. Исторический обзор взглядов на феномен моторной алалии в междисциплинарных исследованиях 6 2. Клиническое направление исследований феномена моторной алалии 14 3. Психологическое и лингвистическое направление исследований феномена моторной алалии 24 Заключение 32 Список литературы 34

Феномен моторной алалии в междисциплинарных исследованиях

курсовая работа
Педагогика
32 страниц
51% уникальность
2023 год
15 просмотров
Маслова Ю.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Исторический обзор взглядов на феномен моторной алалии в междисциплинарных исследованиях 6 2. Клиническое направление исследований феномена моторной алалии 14 3. Психологическое и лингвистическое направление исследований феномена моторной алалии 24 Заключение 32 Список литературы 34
Читать дальше
Актуальность исследования. Проблема изучения алалии является одной из актуальных в отечественной логопедии. Алалия – сложное структурно-семантическое расстройство, при котором нарушается как понимание обращенной речи, так и собственное программирование речевой деятельности. В настоящее время увеличивается количество детей с алалией разной степени тяжести – от полного отсутствия речи до элементов лексико-грамматического недоразвития. Важность и востребованность диагностики и коррекции нарушений речи у детей с алалией, сложность и неоднозначность проявлений нарушений речевых и неречевых симптомов у них требует различных подходов к пониманию патогенеза алалии и разработке методов логопедического воздействия.


Если вас интересуют профессиональные чертежи , заказать их можно на сайте Work5.


. Всесторонний подход к оценке речевого нарушения не только не противоречит, но и безусловно дополняет и уточняет структуру дефекта с точки зрения двух классификаций: клинико-педагогической и психолого-педагогической. Однако, достижения отечественной логопедии с точки зрения клинической типологии речевого нарушения являются фундаментальными и актуальными в настоящее время. Проблемой обучения и воспитания детей со структурно-семантическими расстройствами занимались Токарева О.А., Хватцев М.Е., Маркова А.К., Балаева В.И., Гриншпун Б.М. и многие другие. Впервые в 1925 году Либманн А. описал формы алалии, используя термины, которые в настоящее время не применяются в практике логопедической работы. Однако это была первая попытка анализа нарушений речи при разных формах алалии. Токарева О.А. выделила клинические формы алалии по очагу поражения. Под сенсорной алалией она понимала нарушение процесса понимания обращенной речи при относительно сохранных речедвигательных механизмах. Многие другие ученые и исследователи подробно описывали симптоматику, этиологию и патогенез алалии. Ковшиков В.А. (1985 г.) выделял экспрессивную и импрессивную формы алалии. Соботович Е.Ф. в это же время рассматривала формы алалии с точки зрения нарушенных механизмом восприятия или воспроизводства речи. Гуровец Г.В. определяла формы алалии по этиопатогенетическому принципу, подробно описала, какие зоны коры головного мозга и как поражаются при разных формах алалии. Степени тяжести алалии выделяли Левина Р.Е., Мелехова Л.В., Трауготт Н.Н. Были подробно описаны 4 степени тяжести алалии: отсутствие речи, отсутствие фразы, аграмматичная фраза и элементы лексико-грамматической недостаточности, что имело соответствие с уровневой теорией развития речевой деятельности в онтогенезе и позволило в дальнейшем качественно описать нарушение речи детей с общим недоразвитием речи. Подходы к изучению проблемы недоразвития речи у детей носят многоаспектный характер. Специалисты разного профиля анализируют проблему недоразвития речи с точки зрения клинической типологии нарушения, описывают психолого-педагогические особенности детей с недоразвитием речи, все более широко используется психолингвистический аспект изучения вопроса о недоразвитии речи у детей. Однако, проблема несформированности слоговой структуры слова, которая является характерным признаком моторной алалии, недостаточно описана, а методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными. Это и определило актуальность проведенной работы и её практическую значимость. Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос, какие результаты междисциплинарных исследований обеспечат более глубокий анализ феномена алалии, позволив многоаспектно рассматривать этиопатогенез и структуру данного дефекта у дошкольников? Тема исследования: «Феномен моторной алалии в междисциплинарных исследованиях». Объект исследования: феномен моторной алалии. Предмет исследования: междисциплинарные исследования феномена моторной алалии у дошкольников. Цель исследования: теоретический анализ феномена моторной алалии в междисциплинарных исследованиях. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие моторной алалии в междисциплинарных исследованиях. 2. Представить исторический обзор истории возникновения учений о моторной алалии в междисциплинарных исследованиях. 3. Дать представление о научных взглядах на этиопатогенез моторной алалии у дошкольников. 4. Проанализировать клиническое, психологическое и лингвистическое направления исследований феномена моторной алалии. Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение научной литературы по теме исследования. Структура исследования: введение, четыре параграфа, заключение, список литературы.

Читать дальше
Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме изучения алалии у дошкольников позволил определить, что проблема детей с алалией стала изучаться сравнительно давно. Значительный вклад в изучении алалии внесли такие исследователи как М. Е. Хватцев, Н. Н. Трауготт, Р. Е. Левина, Е. Ф. Соботович, Е. М. Мастюкова, С. Н. Шаховская и другие. Согласно рассмотренным исследованиям алалия представляет собой отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. В качестве одной из задач которая была поставлена перед началом исследования заключалась в обосновании особенностей этиологии и симптоматики алалии. Так было выявлено, что алалия может стать следствием асфиксии новорожденного, недоношенности, родовых травм. Иногда такое нарушение встречается у детей после преждевременных или затяжных родов. Провоцирующими факторами могут стать осложнения при беременности и родах, перинатальные патологии. Причинами возникновения алалия обычно являются: инфекционные заболевания; гипоксия; асфиксия; токсикозы; травма плода; травмы при родах или беременности; риск самопроизвольного прерывания беременности; ряд хронических заболеваний у женщины. Среди этиопатогенетических факторов появления заболевания необходимо выделить энцефалиты, менингиты, травмы головы, ряд соматических заболеваний, влияющие на центральную нервную систему. Охарактеризовав состояние речевой функции при алалии удалось определить, что речевые нарушения проявляются в следующем: трудности в понимании обращенной речи; бедность активного словаря, медленное и искаженное его развитие; активное использование жестов взамен слов; позднее формирование грамматического строя; отклонения в воспроизведении слогового состава слова; трудности построения речи. Клинический подход к теории недоразвития речи предусматривает необходимость постановки невропатологом медицинского диагноза, вскрывающего структуру речевой недостаточности при различных формах алалии. Педагогический подход учитывает систему организации помощи детям с алалией в образовательных учреждениях с точки зрения обучения и воспитания. Правильное понимание структуры речевого недоразвития в каждом случае является необходимым условием наиболее эффективной логопедической и медицинской помощи детям. Подводя итоги выше сказанного можно сделать вывод о том, что недоразвитие речи по типу алалии с одной стороны одно из наиболее изученных, а с другой стороны одно из наиболее сложных речевых нарушений. В настоящее время нет достоверных статистических сведений о распространенности алалии в различных регионах России. Несмотря на большой теоретический опыт отечественной логопедии, сложным и дискуссионным является вопрос о механизмах недоразвития речи при алалии. Подходы к изучению проблемы недоразвития речи у детей носят многоаспектный характер. Специалисты разного профиля анализируют проблему недоразвития речи с точки зрения клинической типологии нарушения, описывают психолого-педагогические особенности детей с недоразвитием речи, все более широко используется психолингвистический аспект изучения вопроса о недоразвитии речи у детей. Цель исследования достигнута, задачи решены в полном объеме, тема курсовой работы раскрыта.
Читать дальше
1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З. Е. Агранович. – М. : Детство-Пресс, 2018. – 381 c. 2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Уч. пос. / Под ред. Л. С. Цветковой. – М. : МОДЭК, 2016. – 296 с. 3. Бадалян Л. О. Детская неврология: учебное пособие / Л. О. Бадалян. – М. : МЕДпресс-информ, 2019. – 608 с. 4. Бернштейн Н. А. О построении движений / Н. А.Бернштейн – М. : Книга по Требованию, 2018. – 253 с. 5. Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников / Р. А. Белова-Давид. – М. : Наука, 2018. – С. 9-31 6. Белоусова М. В. Алалии и дизартрии у детей: междисциплинарный подход: Учебно-методическое пособие / М.В. Белоусова, М. А. Уткузова, Е. Е. Иванова. – Казань : Отечество, 2019. – 58 с. 7. Большакова С.Е. Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня / С.Е. Большакова. – М.: Грифон, 2019. – 256 с. 8. Большинская А.А. Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции / А.А.Большинская. – М.: Владос, 2018. – 240 с. 9. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. – М. : АСТ Астрель Транзиткнига, 2015. – 384 с. 10. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2018. – 133 с. 11. Выготский Л. С. Мышление и речь: психологические исследования / Л. С. Выготский. – М. : Наука, 2014. – 324 с. 12. Гегелия Н. А. Исправление недостатков произношения у подростков и взрослых. Пособие для логопеда / Н. А. Гегелия. – М. : Книга по Требованию, 2019. – 272 c. 13. Демина И. И. Логопедическая помощь заикающимся детям и пути ее совершенствования: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Акад. пед. наук РСФСР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. – М. : [б. и.], 2019. – 16 с. 14. Жукова Н. С. Логопедия: Преодоление общ. недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : Литур, 2019. – 317 с. 15. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / Пер. с чешского Е. О. Соколовой. – М. : Академия, 2012. – 299 с. 16. Зуева Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников / Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко. – М. : АСТ, Астрель, 2018. – 80 c. 17. Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М. : Академия, 2016. – 320 с. 18. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия / В. А. Ковшиков. – М. : «Институт общегуманитарных исследований», 2015. – 96 с. 19. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. – СПб. : Речь, 2016. – 380 с. 20. Левина Р. Е. Исправление недостатков произношения чтения и письма у учащихся / под ред. Р. Е. Левиной. - М. : научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР; Учпедгиз, 1960. - 212 с. 21. Либманн А. Патология и терапия заикания и косноязычия / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. // Хрестоматия по логопедии. – М. : ВЛАДОC, 2017. – 208 с. 22. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 2018. – 680 с. 23. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Р. Лурия. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 384 с. 24. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. – М. : Наука, 2017. – 504 с. 25. Маркова, А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми наружениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Наука, 2014. – С. 59-70 26. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста / Ю. В. Микадзе. – СПб. : Питер, 2018. – 288 с. 27. Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 2015. – С. 46-66 28. Практикум по детской логопедии: Учеб. пособие для студентов пед ин-тов / В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Т.Н. Воронцова, Ю.Г. Гаубих; Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1995. – 354 с. 29. Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. – Л.: Светоч, 2018. – 345 с. 30. Развитие мышления и речи у аномальных детей / Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Л.: Светоч, 2019. – 421 с. 31. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидев- ского, Б.М. Гриншпуна. - М.: Просвещение, 2018. – 250 с. 32. Синяк В.А. Логопедия: Учебное пособие для студентов-заочников дефектологических факультетов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2018. – 199 с. 33. Соботович Е. Ф. Речевое надоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) / Е. Ф. Соботович. – М. : Классикс Стиль, 2013. – 160 с. 34. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Педагогика и психология (дошк.) / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 2017. – 223 с. 35. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. 4-е изд. – М.: Просвещение, 1997.- 256 с. 36. Хватцев М. Е. Логопедия: учеб. пособие / М. Е. Хватцев. – М. : Наука, 2017. – 275 с. 37. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1997. – 456 с. 38. Хризман Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка / Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. Д. Лоскутова. – М. : Педагогика, 2014. – 231 с. 39. Чутко Л. С. Специфические расстройства речевого развития у детей: учебно-методическое пособие. / Л. С. Чутко, А. М. Ливинская. – СПб, 2016. – 48 с. 40. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность: Сборник работ / Ред. Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич. – М. : Наука, 2014. – 427 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Анализ и оценка эффективности различных мультипрограммных режимов работы ЭВМ
Количество страниц:
40
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Информатика
дипломная работа
Особенности бухгалтерского учета и налогооблажения на предприятиях малого бизнеса на примере ООО СибТрансСтрой
Количество страниц:
60
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
дипломная работа
Роль медицинской сестры в профилактике венерических заболеваний
Количество страниц:
40
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Сестринское дело
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image