ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития 6 1.1. Понятие «коммуникативная деятельность» 6 1.2. Особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 10 1.3. Анализ методик обследования коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития 13 1.4. Анализ методик развития коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития 16 Выводы по первой главе 18 Глава 2. Эмпирическое исследование развития коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития 19 2.1. Организация, методики исследования общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (констатирующий этап) 19 2.2. Работа по развитию коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития (формирующий этап) 23 2.3. Анализ проведенного эмпирического исследования (контрольный этап) 25 Выводы по второй главе 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

«Развитие коммуникативной деятельности дошкольников с задержкой психического развития»

курсовая работа
Педагогика
25 страниц
80% уникальность
2023 год
22 просмотров
Тазабеков Э.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития 6 1.1. Понятие «коммуникативная деятельность» 6 1.2. Особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 10 1.3. Анализ методик обследования коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития 13 1.4. Анализ методик развития коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития 16 Выводы по первой главе 18 Глава 2. Эмпирическое исследование развития коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития 19 2.1. Организация, методики исследования общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (констатирующий этап) 19 2.2. Работа по развитию коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития (формирующий этап) 23 2.3. Анализ проведенного эмпирического исследования (контрольный этап) 25 Выводы по второй главе 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Читать дальше
Актуальность. В процессе усвоения различных форм общения дети овладевают коммуникативными навыками, такими как инициативность в общении; чувствительность при взаимодействии со сверстником; выбор и использование просоциальных действия, экспрессивно-мимических средств и активной речи. В то время как дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР) испытывают трудности в их формировании. Е.Е. Дмитриевой установлено, что у старших дошкольников с ЗПР доминирует ситуативно-деловая форма общения со взрослыми, которая у детей с нормальным психическим развитием [13, с.37]. Е.


Где найти заказ контрольных работ недорого в Хабаровске ? На Work5.


.С. Слепович отмечает, что у дошкольников с ЗПР уровень общения со сверстниками существенно отстает. Часто у детей с ЗПР снижена потребность в общении со сверстниками. Общение со сверстниками определяется в основном деловыми и личностными мотивами, реализуется только в игре или практической деятельности. Познавательные мотивы в общении со сверстниками практически отсутствуют [26, с.44]. Речь играет очень важную роль не только в психическом развитии детей, в развитии мышления, но также и в психической деятельности в общем. Включение речи в познавательную деятельность детей перестраивает их основные психические процессы. Мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция развиваются и совершенствуются по мере овладения речи. Развитие речи детей играет большую роль в формировании и становлении их психического развития. Отклонения в развитии детей разнообразны. Они захватывают все стороны психофизического развития детей их слуховую и речевую систему, зрительное восприятие, эмоционально-волевую сферу двигательной системы, интеллектуальную. Такие отклонения проявляются и другими разнообразными причинами. Дети с задержкой психического развития характеризуются низкой работоспособностью и продуктивностью, слабым развитием опосредованного запоминания, неустойчивости памяти [25, с.18] Дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушения различных сторон речи. У этих детей слабо сформированы коммуникативные навыки и умения [26, с.44]. Цель данного исследования: изучение и развитие коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития. Объект: коммуникативная деятельность у дошкольников с задержкой психического развития. Предмет: развитие коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования: 1.Проанализировать методики обследования коммуникативной деятельности 2.Организовать констатирующий этап исследования общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 3. Провести работу по развитию коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития 4. Проанализировать контрольный этап исследования. Теоретическую основу исследования о формировании коммуникативных умений составили положения:  об онтогенезе коммуникативной деятельности (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.); – о специфике коммуникативных умений (А.А. Бодалев, В.И. Загвязинский, В.И. Кашницкая); – об особенностях овладении речью детей с ЗПР (Н.Ю. Борякова, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович). Методы исследования: Теоретические:  теоретический анализ научной литературы;  изучение нормативно-правовых документов; Эмпирические:  эксперимент (констатирующий, формирующий этапы);  качественный и количественный анализ полученных результатов. Опытно-экспериментальная база исследования: экспериментальное исследование осуществлялось на базе МДОУ детский сад компенсирующего вида №1 г. Томск, в период с марта по апрель 2023 - 2023 года. В исследовании принимали участие 5 детей в возрасте 6 лет. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, где сформулирована актуальность темы и определен научно-методологический аппарат исследования, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Читать дальше
Таким образом, в настоящее время значительно возрастает количество научных трудов, в которых рассматривается процесс общения как одно из основных условий развития ребенка и как важнейший фактор формирования его личности. Сфера общения привлекает пристальное внимание исследователей. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения социологов и философов, психолингвистов, специалистов по социальной психологии, детской и возрастной психологии. Общение является решающим фактором общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве, оно имеет положительное воздействие во всех сферах психической жизни ребенка – от процессов восприятия до становления личности и самосознания. Период дошкольного возраста является одним из важных периодов в формировании коммуникативных навыков ребенка. Под задержкой психического развития ученые понимают замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Изучение детей с задержкой психического развития показывает, что среди множества психофизических особенностей, присущих им, на первый план выдвигается общее недоразвитие личности, эмоционально–волевая незрелость, трудности в произвольной регуляции деятельности, динамические нарушения во всех видах деятельности. В психолого-педагогических работах установлено, что к старшему дошкольному возрасту дети с ЗПР не достигают необходимого развития общения: им не хватает знаний и умений в сфере межличностных отношений, у них не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях людей, страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы. У старших дошкольников с ЗПР выявлено запаздывание по сравнению с нормой формирования социальных отношений. У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений, а также непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т.д.). Необходимо отметить что, хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению. Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности. На основании теоретических исследований было проведено исследование особенностей общения у детей дошкольного возраста с ЗПР. Целью исследования являлось выявление уровня и развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. У детей данной категории наблюдается снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности. Особенности общения детей с задержкой психического развития, сочетающиеся со спецификой умственной деятельности и сниженной познавательной активностью, препятствует их благоприятной социализации, становлению личности. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный сайт компании «Консультант Плюс»] Электронный ресурс: режим доступа //URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?Frame=1 129503 (дата обращения: 20.04.2023). 2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебное пособие для вузов / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2016. – 302 с. 3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – Москва: Мозаика–Синтез, 2016. – 272 с. 4. Бориснев, С.В. Социология коммуникации / С.В. Бориснев. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2013. – 270 с. 5. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование (проблемы психического развития детей) / Г.В. Бурменская – Москва: МГУ, 2018. – 149 с. 6. Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев Москва : Международная педагогическая академия, 2015. – 328 с. 7. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. – Москва : Просвещение, 2014. – 130 с. 8. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие / Л.Н. Блинова – Москва: НЦ ЭНАС, 2014. –140 с. 9. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С. Певзнер – Москва: Педагогика, 2014. –147 с. 10. Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. –Воронеж : НПО –Модек, 2013. – 264 с. 11. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2018. – № 2. С. 3 –55. 12. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2–7 лет. / Н.Ф. Губанова. – Москва: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2018. – 128 с. 13. Дмитриева, Е.Е. Шестилетние дети: проблемы в исследовании / Е.Е. Дмитриева. – Санкт-Петербург.: Речь, 2014. – 210 с. 14. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – Санкт–Петербург : Питер, 2016. – 544 с. 15. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина Москва: Просвещение, 2017. – 164 с. 16. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И. Ю. Левченко. – Москва: Коррекционная педагогика, 2015. –118 с. 17. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. – Москва : Педагогика, 2016. – 104 с. 18. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. Москва: Смысл, 2017. – 287 с. 19. Лосева, А.Д. Особенности социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / А.Д.Лосева // Международный научный журнал «Вестник науки» №7 (7) Том 3. С.116-122. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoypsihicheskogo-razvitiya 20. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. – Москва : Просвещение, 2014. – 112 с. 21. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре /Д.В. Менджерицкая. Москва : Просвещение, 2013. – 132 с. 22. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко. Москва : Просвещение, 2017. – 167 с. 23. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – Москва : МГППУ, 2015. – 140 с. 24. Переслени, Л.И. Задержка психического развития – вопросы дифференциальной диагностики / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова. – Москва : Просвещение, 2015. – 240 с. 25. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР / Е. С. Слепович – Москва: Академия Холдинг, 2014. – 235 с. 26. Слепович, Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович // Дефектология. – 2016. – №1. – С. 6–74. 27. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – Москва: Академия, 2016. – 312 с. 28. Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник для вузов / Е. О. Смирнова. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. − 304 с. 29. Холмогорова, А.Б. Частная патопсихология / А.Б.Холмогорова, Н.Г.Гаранян, М.С.Радионова, Н.В.Тарабрина. – Москва : Академия, 2017. – 432 с. 30. Ярошевский, М. Г. Психологический словарь / М. Г. Ярошевский, А.В. Петровский. – Москва: Просвещение, 2015. – 320 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Управление качеством в сфере заведений быстрого питания
Количество страниц:
90
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Управление качеством
дипломная работа
Специфика освещения кризисных политических ситуаций в российской онлайн-журналистике на примере интернет-издания Life.ru
Количество страниц:
55
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Журналистика
курсовая работа
ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ БЕРЕМЕННЫХ С АНЕМИЕЙ
Количество страниц:
20
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Акушерство
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image