ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ФОЛЬКЛОР И ЕГО РОЛЬ В ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.1 Понятие и классификация фольклора 5
1.2 Фольклор и литература: общие и специфические черты 9
1.3 Фольклор в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина: историко-культурный контекст 11
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОЛЬКЛОРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА 14
2.1 Методология исследования 14
2.2 Фольклорная составляющая в «Диком помещике», «Истории одного города» и «Коняге» 15
2.3 Выводы о роли и специфике использования фольклора в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина 20
Выводы по второй главе 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Читать дальше
В рамках данной работы было проведено исследование использования фольклорных элементов в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Основное внимание было уделено трем произведениям писателя: «Дикий помещик», «История одного города» и «Коняга». Был произведен анализ содержания этих произведений с целью выделить ключевые фольклорные элементы и оценить их функции и роль в контексте каждого из произведений.
Основной целью исследования было выяснение, как Салтыков-Щедрин использует фольклор в своих произведениях и какую роль фольклорные элементы играют в его творчестве. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что цель достигнута. Было обнаружено, что Салтыков-Щедрин активно использует фольклорные элементы для создания своих персонажей и обстановки, а также для выражения своих идей и критики общества.
Помимо этого, было обнаружено, что Салтыков-Щедрин использует фольклор не только в качестве источника вдохновения, но и как средство создания нового, уникального художественного пространства. Он играет с фольклорными элементами, искажая их или используя в неожиданных контекстах, чтобы создать эффект сатиры и иронии.
Таким образом, рабочая гипотеза о важной роли фольклора в творчестве Салтыкова-Щедрина подтвердилась. Однако это открытие вызывает необходимость дальнейших исследований. В частности, может быть интересным исследовать, как использование фольклора меняется в зависимости от темы и жанра произведения, а также как оно взаимодействует с другими элементами произведений Салтыкова-Щедрина, такими как язык, структура и символика.
Важность фольклора для Салтыкова-Щедрина подчеркивается его способностью использовать его как инструмент критики и анализа общества, которое он иллюстрирует в своих произведениях. Народные образы, присказки и народная мудрость играют важную роль в обнажении недостатков и абсурда поведения его персонажей. Это позволяет читателю увидеть общественные проблемы через призму фольклора, углубляя понимание их сути и последствий.
Стоит отметить, что использование Салтыковым-Щедриным фольклора отражает его уважение к народному источнику, его желание сохранить и передать уникальный народный дух через литературу. Это, безусловно, придает его работам особую ценность и значимость как в контексте русской литературы, так и в контексте всемирного литературного наследия.
Однако, несмотря на проведенное исследование, многие аспекты использования фольклора в произведениях Салтыкова-Щедрина остаются неизведанными. Будущие исследования могут сосредоточиться на более глубоком изучении функций и значений фольклорных элементов в его работах, а также на анализе его влияния на последующие поколения писателей. Это поможет нам лучше понять и оценить его вклад в литературу и его заслуги как писателя.
Итак, исходя из проведенного анализа, можно заключить, что использование фольклора является важной и характерной чертой творчества Салтыкова-Щедрина. Этот элемент играет ключевую роль в формировании структуры и содержания его работ, служа источником вдохновения и инструментом критики. Такой подход не только отражает мастерство Салтыкова-Щедрина как писателя, но и показывает его глубокое понимание и уважение к русской народной традиции.
Читать дальше
1. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу / А. Н. Афанасьев. – М.: Индрик, 1995. – С. 25-50.
2. Барсукова, Л. И. М. Е. Салтыков-Щедрин в восприятии современников / Л. И. Барсукова. – Л.: Лениздат, 1981. – С. 35-55.
3. Библер, В. С. Человек в литературе / В. С. Библер. – М.: Искусство, 1990. – С. 118-135.
4. Гулина, М. И. Фольклор и литература в контексте истории культуры / М. И. Гулина. – М.: Литература, 1989. – С. 78-101.
5. Деревянко, М. Н. Сказочная традиция в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина / М. Н. Деревянко. – М.: Наука, 1992. – С. 56-80.
6. Елисеев, И. В. Черты народного творчества в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина / И. В. Елисеев. – М.: Литература, 1985. – С. 102-127.
7. Кирсанов, С. В. М. Е. Салтыков-Щедрин и русская словесность / С. В. Кирсанов. – М.: Наука, 1988. – С. 170-191.
8. Михайлов, К. В. Салтыков-Щедрин и русская действительность / К. В. Михайлов. – М.: Художественная литература, 1983. – С. 120-145.
9. Морозов, А. А. Фольклор и литература: между традицией и инновацией / А. А. Морозов. – СПб.: Искусство, 2002. – С. 40-65.
10. Назаренко, А. В. Концепция «народ» в литературном творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина / А. В. Назаренко. – М.: Наука, 1991. – С. 189-213.
11. Пушкин, А. С. Письма о литературе / А. С. Пушкин. – М.: Художественная литература, 1988. – С. 98-123.
12. Салтыков-Щедрин, М. Е. Собрание сочинений в 20 томах / М. Е. Салтыков-Щедрин. – М.: Художественная литература, 1970. – Т. 1. – С. 5-346.
13. Тихонов, А. Н. Жанровая специфика романа М. Е. Салтыкова-Щедрина / А. Н. Тихонов. – М.: Наука, 1987. – С. 150-175.
14. Фролов, Б. Т. Народная традиция в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина / Б. Т. Фролов. – М.: Наука, 1994. – С. 80-105.
15. Шишкин, В. В. Салтыков-Щедрин и проблемы народного творчества / В. В. Шишкин. – М.: Наука, 1988. – С. 125-150.
Читать дальше