ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 5 1.1. Понятие «самооценка» 5 1.2. Особенности адекватной самооценки младших школьников 13 1.3. Педагогические условия формирования самооценки у младших школьников 21 Выводы по главе I 29 II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30 2.1. Программа и результаты констатирующего этапа исследования 30 2.2. Формирующее исследование 35 2.3. Результаты контрольного этапа исследования 42 Выводы по главе II 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 48 ПРИЛОЖЕНИЕ 56

Педагогические условия формирования адекватной самооценки младших школьников

дипломная работа
Психология
55 страниц
86% уникальность
2023 год
13 просмотров
Орунова Л.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 5 1.1. Понятие «самооценка» 5 1.2. Особенности адекватной самооценки младших школьников 13 1.3. Педагогические условия формирования самооценки у младших школьников 21 Выводы по главе I 29 II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30 2.1. Программа и результаты констатирующего этапа исследования 30 2.2. Формирующее исследование 35 2.3. Результаты контрольного этапа исследования 42 Выводы по главе II 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 48 ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Читать дальше
Актуальность исследования. Актуальность данной темы обусловлена тем, что самооценка является главным компонентом произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности ребЕнка. Педагоги и психологи доказали зависимость самооценки в младшем школьном возрасте, с успешным обучением и становлением человека в более старших классах. В связи с тем, что требования общества к подрастающему поколению растут, проблема становления адекватной самооценки приобретает все более актуальных характер. Процесс развития самооценки должен быть постоянным и целенаправленным. Развитие самооценки с давних пор находится в центре внимания отечественной и зарубежной литературы. Ученые, такие как С.Л.


Дипломная работа по математике на заказ является подходящим решением для тех, кто не хочет писать работу самостоятельно. Доверьте ваш диплом профессиональным авторам Work5!


Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Б.С. Братусь, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, К.А.Абульханова-Славская и многие другие, определяли психологические особенности самооценки разных возрастов, в том числе и младшего школьного возраста, рассматривали вопросы самокоррекции самооценки, определяли место самооценки в структуре личности. На современном этапе развития, учитывая требования системы образования в рамках реализации ФГОС, можно отметить, что возрастает роль формирования у школьников личностных универсальных действий (УУД). Насколько ребенок усвоит личностные УУД, настолько полно он сможет соотносить свои поступки с принятыми в обществе нормами, будет способен оценивать свое поведение и поступки окружающих. Одним из обязательных компонентов личностных УУД является формирование самооценки у младшего школьника. Именно это влияет на его отношение к себе и к окружающему миру. Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного эмпирического исследования определить педагогические условия формирования адекватной самооценки младших школьников. Задачи: 1. На основе анализа психолого-педагогической литературе: - выявить сущность понятия «самооценка»; - определить особенности формирования адекватной самооценки младших школьников; - определить педагогические условия формирования адекватной самооценки младших школьников. 2. Разработать программу эмпирического исследования формирования адекватной самооценки младших школьников. 3. Апробировать программу педагогических условий формирования адекватной самооценки младших школьников. 4. Сделать выводы и обобщения. Объект исследования: самооценка. Предмет исследования: самооценка младших школьников. Гипотеза: если учитель начальных классов на уроках будет создавать педагогические условия посредством применения методов направленных на формирование уровня притязаний, то это будет способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников !!!! Методы: анализ, синтез, обобщение.

Читать дальше
Изучив литературу по теме, можно сделать вывод, что самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе. Развитие самооценки у младших школьников является одной из центральных проблем становления личности. Благодаря самооценке ребенок учится понимать себя, свои возможности, поступки, свое отношение к окружающим. Поэтому очень важно, чтобы оценка была адекватная. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования самооценки. Только помогая младшему школьнику, объясняя, подсказывая можно помочь ему в развитии правильной самооценки. Практическая часть данной работы посвящена исследованию уровня самооценки у младших школьников, отбору методов и приемов по развитию самооценки на различных уроках. Детям с низкой самооценкой необходимо помочь освободиться от психологического зажима, снять неуверенность в себе. Нужно учитывать, что такие дети боятся выступать перед аудиторией, им сложно высказать свое мнение. На них не должно быть давления, чтобы не усугубить их положение. В детях с завышенной самооценкой необходимо предотвратить развитие черствости, бессердечия и эгоизма. В них нужно пробудить сопереживание, сочувствие, заботу о товарище. Для формирования адекватной самооценки необходимо построить оценочную деятельность так, чтобы ребенок понял и принял как положительные, так и отрицательные результаты своей деятельности. Цель работы достигнута, задачи выполнены.
Читать дальше
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 15.04.2023). 2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. – М. : Наука, 2012. – 335 с 3. Агафонова, Е. В. Особенности самооценки младших школьников / Е. В. Агафонова, В. В. Белева, В. В. Нечепуренко // Развитие инструментов управления научной деятельностью : сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях, Уфа, 18 мая 2017 года. Том Часть 4. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2017. – С. 189-191. 4. Акишева, А. К. Девиантное поведение младших школьников и его связь с самооценкой / А. К. Акишева, А. Б. Кошегалдинова // Наука и реальность. – 2021. – № 2(6). – С. 249-252. 5. Алексеева, А. Е. Влияние детско-родительских отношений на самооценку младших школьников / А. Е. Алексеева // Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с терроризмом, коррупцией и наркотизацией общества : Сборник научных трудов ХIV Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 21 ноября 2019 года. – Чебоксары: Волжский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», 2020. – С. 13-17. 6. Алипханова, Ф. Н. Факторы, влияющие на формирование самооценки младшего школьника / Ф. Н. Алипханова // Стратегии социально-экономического развития Северного региона Крыма на долгосрочный период : Материалы I Межрегиональной научно-практической конференции, Армянск, 21 февраля 2018 года. – Армянск: Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Армянске, 2018. – С. 142-146. 7. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания (Серия «Мастера психологии»). – СПб. : Питер, 2001. – 642 с. 8. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М. : Смысл ; ИЦ Академия, 2012. – 414 с. 9. Бисаева, П. Х. Понятие самооценки в психолого педагогической литературе / П. Х. Бисаева, С. А. Башаева // Педагогическая деятельность как творческий процесс : Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Грозный, 29 октября 2022 года. – Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство АЛЕФ», 2022. – С. 95-103. 10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. 11. Братусь, Б. С. Смысловая сфера личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб. : Изд-во Питер, 2017. – 480 с. 12. Брызгалова, Е. Г. Педагогические условия формирования личностных самооценочных позиций младших школьников во внеурочной деятельности / Е. Г. Брызгалова // NOVAUV.RU. – 2019. – № 19. – С. 276-281. 13. Булуева, И. Ш. Психолого-педагогическая помощь родителей в развитии самооценки младших школьников / И. Ш. Булуева, Р. М. Абуев // Известия Чеченского государственного университета. – 2022. – № 1(25). – С. 95-101. 14. Голенко, Н. В. Педагогические условия формирования познавательной самооценки у младших школьников / Н. В. Голенко, Т. С. Анисимова // Молодой исследователь: вопросы науки и практики : Материалы региональной научно-практической конференции, Славянск-на-Кубани, 08 февраля 2018 года. – Славянск-на-Кубани: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. – С. 27-30. 15. Дергунова, А. А. Психолого-педагогические условия формирования самооценки младших школьников / А. А. Дергунова, О. В. Винокурова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : Электронный сборник статей по материалам LXV студенческой международной научно-практической конференции. Том 5 (65) : Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2018. – С. 326-330. 16. Донскова, Е. С. Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у детей младшего школьного возраста / Е. С. Донскова // Психология человека в образовании. – 2022. – Т. 4, № 1. – С. 41-52. 17. Доронина, Р. Д. Теоретические основы изучения самооценки в психологической литературе: этапы становления и факторы, влияющие на развитие самооценки / Р. Д. Доронина // Студенческий вестник. – 2019. – № 17-1(67). – С. 42-46. 18. Дорофеев Г.В. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразов. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука; Рос. акад. Наук, изд-во «Просвещение». – 4 изд. – М. : Просвещение, 2014. – 128 с. : ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива). 19. Жирнова, И. Г. Использование арт-терапии в формировании адекватной самооценки младших школьников / И. Г. Жирнова // Наука сегодня: задачи и пути их решения : Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Вологда, 30 мая 2018 года. Том Часть 1. – Вологда: ООО «Маркер», 2018. – С. 190-191. 20. Казакавова, Д. Х. Роль семьи в формировании самооценки младшего школьника, как важного элемента процесса самопознания / Д. Х. Казакавова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 12-1. – С. 164-167. 21. Кирюшина, О. Н. Формирование адекватной самооценки как условие успешности обучения младших школьников / О. Н. Кирюшина // Педагогическое образование: традиции и инновации. – 2022. – № 1. – С. 55-62. 22. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразов. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. / Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий; Рос. акад. Наук, изд-во «Просвещение». – 4 изд. – М. : Просвещение, 2012. – 160 с. : с ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива). 23. Климанова Л.Ф. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразов. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. акад. Наук, изд-во «Просвещение». – 4 изд. – М. : Просвещение, 2014. – 143 с. : ил. – (Перспектива). 24. Кобялковская, Т. Н. Педагогические условия формирования самооценки личности у младшего школьника / Т. Н. Кобялковская // Воспитание и обучение в современном культурно-образовательном пространстве начальной школы : сборник статей по материалам ХI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Пермь, 27 февраля 2020 года / Под общей редакцией М.А. Худяковой. – Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2020. – С. 156-161. 25. Когтева, Д. В. Проблемы самооценки / Д. В. Когтева, Н. Ф. Дианова // Вестник современных исследований. – 2018. – № 12.8(27). – С. 202-204. 26. Конюхова, Ю. В. Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки младшего школьника / Ю. В. Конюхова, С. Н. Олешко // Векторы образования: от традиций к инновациям : материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Анапа, 26–27 сентября 2018 года / Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский Дом – Юг», 2018. – С. 200-203. 27. Кузнецова, М. С. Влияние самооценки родителей на формирование самооценки младшего школьника / М. С. Кузнецова // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 53. – С. 229-235. 28. Лебеденко, О. А. Особенности социального интеллекта младших школьников с разным уровнем самооценки / О. А. Лебеденко, Е. М. Морозова, М. В. Остапенко // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – № 7. – С. 172-178. 29. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. : Академия, 2014. – 352 с. 30. Мухина, В.С. Возрастная психология. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 456 с. 31. Набуова, Р. А. Формирование навыков самооценки младших школьников / Р. А. Набуова, Р. К. Измагамбетова // Наука и реальность. – 2022. – № 2(10). – С. 63-66. 32. Петрова, Н. В. Развитие позитивных родительских чувств как фактор коррекции самооценки дошкольника / Н. В. Петрова, Ю. Ю. Шавернева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2020. – № 38. – С. 53-55. 33. Петровский, А.В. Психология. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 512 с. 34. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразов. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. Наук, изд-во «Просвещение». – 3 изд. – М. : Просвещение, 2013. – 143 с. : с ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива). 35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии (Серия «Мастера психологии»). – СПб. : Питер, 2008. – 713 с. 36. Саутина, М. А. Факторы, обусловливающие формирование адекватной самооценки у младших школьников в условиях современной школы / М. А. Саутина // Фундаментальные и прикладные науки сегодня : материалы XI международной научно-практической конференции, North Charleston, 10–11 апреля 2017 года. Том 2. – North Charleston: CreateSpace, 2017. – С. 66-68. 37. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов на Дону: Феникс, 2013. – 544 с. 38. Сумина, Д. А. Исследование самооценки младших школьников / Д. А. Сумина // Тенденции развития профессионального образования в современном мире : Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 28 мая 2019 года / Отв. редактор Е.Е. Журинская. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2020. – С. 127-129. 39. Суслова, Л. Н. Самооценка как одно из центральных образований личности младшего школьника / Л. Н. Суслова, Т. В. Елиференко, И. М. Ширшова // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : Двадцать вторая международная научно-практическая конференция, Белгород, 09 сентября 2019 года. – Белгород: ООО ГиК, 2019. – С. 33-36. 40. Сыкеева, И. Н. Понятие «самооценка» в системе личностного образования / И. Н. Сыкеева, Е. В. Положевец, Э. Э. Шубин // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2020. – № S2. – С. 136-138. 41. Тимиркаева, А. В. Понятие о самооценке, ее структура и функции / А. В. Тимиркаева // Анализ проблем внедрения результатов инновационных исследований и пути их решения : Сборник статей Международной научно-практической конференции, в 2-х частях, Иркутск, 09 июня 2020 года / Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Том Часть 2. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2020. – С. 252-256. 42. Уленброк, Е. Родительская самооценка и взгляд родителей на школу, личность учителя и его деятельность: представление кандидатской диссертации / Е. Уленброк // VIII Лазаревские чтения «Лики традиционной культуры в современном культурном пространстве: ренессанс базовых ценностей?» : Сборник материалов международной научной конференции: в 2 частях, Челябинск, 27–28 февраля 2018 года / сост. Л. Н. Лазарева. Vol. Часть II. – Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2018. – P. 148-151. 43. Ульябаева, Г. Ш. Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки / Г. Ш. Ульябаева, Д. М. Шакирова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 5-1(33). – С. 389-392. 44. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурносодержательные характеристики процесса развития личности. – М. : Флинта, 2004. – 670 с. 45. Чернова, Г. Р. Динамика самооценки, учебной мотивации и успеваемости младших школьников / Г. Р. Чернова, М. В. Сергеева, К. Ю. Пимская // XXI Царскосельские чтения : материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 25–26 апреля 2017 года. Том II. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2017. – С. 369-373. 46. Широбокова, П. С. Создание воспитывающих ситуаций как способ формирования адекватной самооценки у младших школьников / П. С. Широбокова // Наука и образование : В 5 томах, Томск, 16–20 апреля 2018 года. – Томск: Томский государственный педагогический университет, 2018. – С. 82-85. 47. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 3 класс. Учеб. для общеобразов. учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Величкина. - 5 изд. – М. : Просвещение, 2010. – 112 с. : ил.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Традиция паломничества и её влияние на экономику Японии
Количество страниц:
21
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2023
Предмет:
История
курсовая работа
Компьютерные термины: лексико-семантический и лингвостилистический анализ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Филология
курсовая работа
Общая оценка деловой активности организации
Количество страниц:
20
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image