Не знаете, где делают контрольные на заказ в Сургуте ? Обратитесь за помощью в Work5.
Смерть Николая I и поражение в Крымской войне оценивались современниками как важный рубеж в истории России . В это время в поэзии существовали два направления , одно из которых ориентировалось на теорию «искусство для искусства», либо его ещё называли «чистого искусства». К ним можно отнести таких авторов, как А. А. Фет, А. Н. Майков, Л. А. Мей, А. К. Толстой, Ф. И. Тютчев. Поэты данного направления уходили в мир философских и психологических проблем, сосредоточивали свое внимание преимущественно на личных, интимных переживаниях. Одни из этих поэтов иногда демонстративно сторонились политической и гражданской проблематики. Другие не избегали гражданственности, но многими особенностями своего творчества примыкали к указанному направлению. В целом их творчество - это лишь параллель на сложившемся сложнейшем историческом перекрестке России и Запада, когда приходилось решать главные «проклятые», «последние» вопросы. Все это вызывало у демократического читателя, который на крутом переломе истории желал найти в литературе прямые отклики на волновавшие его вопросы, активное неприятие. Однако, если начать разбираться в этой теме более глубоко, то мы дойдем до истины, ведь, например, Отечественная война 1812 года на протяжении всего девятнадцатого века вдохновляла поэтов на прославление героизма защитников России. Летопись войны 1812 года доносит до нас ту удивительную атмосферу патриотического подъёма, охватившего Россию, ту звенящую напряжённость чувств, поднявшую русских людей из разных местностей и сословий на подвиг, который потряс современников и вызвал законную гордость потомков. Поэтические шедевры, описывающие грозные события тех лет сильны своей документальной достоверностью. К примеру, двухтомник «Собрание стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году» был издан в Университетской типографии в Москве. Среди авторов были поэты разной величины: Г. Державин, В. Жуковский, Ф. Глинка, Д. Хвостов, П. Кутузов, И. Попов и др. Если вкратце, то сборник создает первую - поэтическую - историю войны между Россией и Францией. Стихотворения повествуют читателю также о заграничном походе, переходе через Рейн, «битве народов» при Лейпциге, взятии Парижа. Он был призван продемонстрировать патриотическое единство русского народа. У сборника была и другая цель: подчеркнуть главную роль России и Александра I в европейской победе над французскими войсками. Так, например, Г. Державин писал в стихотворении «Гимн лиро-эпический»: «Ты мнил попрать нас и мечом, / Забыв, что Северные силы / Всегда на Запад ужас наносили». Поэт создает между современными событиями и победами XVIII века единую, непрерывную героическую связь. Это поэтическое соотнесение указывало и на предначертанный характер итоговой победы русских над французами. В 1816-1817 годах Ф.Глинка опубликовал «Письма к другу», в одном из которых говорил о необходимости создания истории Отечественной войны: слава России гремела в устах иностранных народов. Характерно, что Глинка не анализирует суждения французских авторов об Аустерлицком сражении. А вот Лев Толстой выступил против чисто героического подхода к истории в романе «Война и мир» (1869) Писатель признался: «Мне было стыдно писать о нашем триумфе против Франции Бонапарта, не описав наших неудач и нашего позора». И в другом месте: «В другой раз я бросил начатое и стал писать со времени 1812 года». Но важнее всего то, что поэты включаются в формирование литературного канона официальной истории: интуитивно определяются строгий отбор событий и художественные правила их изображений. Поэты выдвигают на первый план победоносное прошлое, создавая пантеон славы и героев. Формирование неразрывной цепи военных подвигов исключало те обстоятельства, которые однажды привели к заключению мира с врагом. Поэт должен стать историком, претворить в художественное слово события прошедшей войны таким образом, чтобы для будущего поколения о них осталась память — живая, правдивая и достойная доверия. Тема истории, крупных событий прошлого, героических деяний в литературе считается одной из важнейших, прежде всего благодаря патриотическому потенциалу, воспитанию гордости за происходившие славные события, приобщению потомков к деяниям их предков, включению тем самым обычных людей в единый исторический процесс, когда они становятся его непосредственными участниками. Оригинальным приёмом в произведениях подобного жанра могло бы стать включение художественного вымысла и вымышленных персонажей в реальную историческую канву, их столкновение с реальными историческими персонажами (которые, впрочем, тоже становились под пером писателей) литературными героями. Так снималось бы противопоставление исторического и повседневного, повседневность бы вплеталась, врастала бы в известные исторические факты, образуя весьма своеобразный художественный синтез, новую художественную субстанцию. Особенно это относилось бы к произведениям о недавнем прошлом, современниками и очевидцами которого были или могли бы быть читатели, что выглядело бы в художественном отношении весьма выразительно. Несмотря на такую актуальность темы, включая её потенциал для патриотического воспитания людей, исследований в этом направлении явно недостаточно. Особенно это касается отражения в литературе, и поэзии в частности, не дел «давно минувших дней», а современности, в ходе которой создаётся живая история. Здесь политика вплотную соприкасается и претворяется в историю, исторический процесс творится на глазах современников. Между тем избранная нами тема во многом остаётся за пределами интересов исследователей. Именно поэтому материалы по ней приходится собирать буквально по крупицам. Историческое же прошлое России и других народов и его отражение в русской литературе неоднократно становилось предметом исследования , выходили сборники типа «Русская историческая поэма», сборники, посвящённые войне 1812 года (кажется, единственные в своём роде) и т.п. Хотелось бы отметить написанный Л.М.Лотман раздел «Лирическая и историческая поэзия 50-70-х годов» в двухтомном труде «История русской поэзии», где подробно рассматривается историческая тема в русской поэзии середины XIX века, впрочем, на материале произведений, посвящённых далёкому прошлому (например, в произведениях Л.Мея, А.К.Толстого в контексте исторических изысканий своего времени, в частности, в трудах Ф.Буслаева, фольклористики, в том числе славянофильской). Литературные сборники прозаических и поэтических произведений, посвящённых текущим и недавним событиям отечественной истории в наше время, как правило, ограничиваются, как мы уже сказали, событиями войны 1812 года (новый всплеск интереса к этой теме проявился не так давно, когда отмечалось 200-летие тех исторических событий). Сборники типа «Русская историческая поэма» или «Русская историческая повесть» (который выходил даже в двух томах) также в значительной степени посвящены событиям далёкого, почти мифологического, прошлого, и для темы нашей работы мало продуктивны. Необходимы новые собрания поэтических и вообще литературных произведений, относящихся к тем или иным знаковым событиям российской истории, на которые дружно откликалась вся художественная литература, в том числе и на такие неоднозначные, как Крымская война 1853-1856 или Балканская 1877-1878 годов . Требуются исследования отражения этих исторических эпизодов в отечественной литературе, потому что отклик на них был в самом деле значительным. Давно пора отбросить классовые предрассудки, что это были войны в интересах царского империализма, а поддерживающие их отклики – непременно «ура-патриотические», мракобесные и поддерживающие ненавистный царский режим. Все эти события – часть единого исторического полотна, о чём заявил ещё в 1941 году И.В.Сталин, поставив в один ряд полководцев прошлого – Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова и Кутузова – с современностью, когда шла новая, ещё более кровавая Отечественная война, и когда необходимо было собрать для отпора врагу воедино всё общество, включая писателей и других деятелей искусства. Цель данной работы - изучение и описание истории России в русской поэзии, в особенности истории, современной поэзии, и тенденций ее развития. На основе теоретических и практических материалов делаются выводы о значимости и влиянии поэзии на историю России, о взаимосвязи русской поэзии и жизни простого народа, их гражданских взглядов и патриотизма. Задачи работы – провести ряд исследований с разных точек зрения и по разным параметрам темы преломления мотивов истории России в поэзии середины XIX века, у различных авторов. Объектом исследования является русская поэзия середины XIX века, а предметом – преломление в ней темы русской истории на примере манер различных авторов. Методы исследования: 1. теоретические методы исследования: анализ литературных источников, сравнение, систематизация, обобщение и т.д. 2. методы обработки данных: количественные и качественные. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе были сформулированы следующие выводы: русская поэзия постоянно видоизменялась во взаимодействии с развитием событий истории России, сдвигая привычные очертания, тем самым на ней появлялись новые ландшафты, начинали звучать иные звуки. Работа состоит из трёх глав, соответствующих трём проявлениям исторической темы в русской поэзии середины XIX века. При этом каждая из глав имеет свою специфику и свой аспект рассмотрения темы. В первой главе делается обзор состояния русской поэзии в середине XIX века в целом, а также темы Крымской войны как важного исторического события современности и её преломления в русской поэзии. Вторая глава посвящена сопоставлению исторической темы у двух столь разных поэтов, как А.Н.Майков и А.К.Толстой, анализируются разные манеры подачи материала у обоих поэтов – официально-позитивная у Майкова и сатирическая у Толстого. В третьей главе производится анализ трёх произведений Ф.И.Тютчева на актуальные политические и исторические темы. Как видим, все три главы представляют собой своеобразие в плане подхода к рассмотрению заявленной темы.