Введение 3
Глава 1. Защита прав и свобод человека и граждана Российской Федерации 6
1.1 Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации 6
1.2 Правозащитные институты Российской Федерации 8
Глава 2. Государственные правозащитные институты Российской Федерации и их административно-правовой статус 11
2.1 Уполномоченные по правам человека в Российской Федерации 11
2.2 Совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 14
Глава 3. Негосударственные правозащитные организации Российской Федерации и их административно-правовой статус 18
3.1 Классификация негосударственных (неправительственных) правозащитных организаций и их административно-правовой статус 18
3.2 Примеры негосударственных (неправительственных) правозащитных организаций и их основные цели 22
Заключение 25
Список использованных источников 27
Читать дальше
Анализ действующих нормативно-правовый актов показал, что, права и свободы человека и гражданина гарантируются основным законом государства – Конституцией Российской Федерации, а защита этих прав и свобод является важнейшей задачей государства.
Для защиты своих прав и свобод граждане Российской Федерации в рамках действующего законодательства имеют право создавать негосударственные (неправительственные) правозащитные организации.
Правозащитная система Российской Федерации состоит из государственных и негосударственных правозащитных институтов, которые должны взаимодействовать для достижения общей цели обеспечения прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.
В Российской Федерации сформированы специализированные институты по защите прав человека и гражданина, при создании которых учитывался международный опыт, тенденции развития национальных демократических институтов и другие факторы.
В Российской Федерации основными государственными институтами по защите прав человека и гражданина являются две структуры. Это институт Уполномоченного по правам человека и Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Административно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации определяется соответствующим федеральным конституционным законом.
Правовой статус Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека определяется Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2011 № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека».
Анализ сложившейся правозащитной системы в Российской Федерации показал, что важным и неотъемлемым элементом этой системы являются негосударственные (неправительственные) правозащитные организации, которые создаются по инициативе граждан для защиты прав и свобод человека и гражданина.
Анализ действующих нормативно-правовых актов показал, что административно-правовой статус негосударственных (неправительственных) правозащитных организаций определяется положениями Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и другим нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Все правозащитные организации свою деятельность по защите любых прав и свобод человека и гражданина должны осуществлять в рамках существующего правового поля. При необходимости они могут предлагать изменения и дополнения в существующие нормативно-правовые акты для повышения эффективности деятельности как государственных, так и негосударственных правозащитных институтов.
Таким образом, все поставленные в курсовой работе задачи решены, а цель достигнута.
Читать дальше
Нормативные правовые акты
1 «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
2 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
3 Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 29.05.2023) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
4 Федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
6 Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об общественных объединениях» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
7 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О некоммерческих организациях» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
8 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
9 Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
Учебная и научная литература
10 Волков В. Ю. Особенности административно-правового статуса коммерческих и некоммерческих организаций / В.Ю. Волков // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2020. – Т. 6 (72). № 3. – С. 304-311.
11 Голованев И. В. Административно-правовые средства формирования правового порядка при реализации конституционных прав и свобод / И.В. Голованев // Административное право и процесс. 2007. № 4. С. 12 19.
12 Глущенко П.П. Актуальные проблемы дальнейшего совершенствования правозащитной деятельности / П.П. Глущенко // Социология и право. – 2013. № 2 (19). – С. 51 55.
13 Гриб В.В. Правовые основы правозащитной деятельности на международном и федеральном уровне / В.В. Гриб // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2018. № 1 (41). – С. 48-57.
14 Збаражский Н.В. Виды и классификация правозащитных организаций применительно к защите прав человека / Н.В. Збаражский // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 1. С. 13 15.
15 Малько А.В., Пономаренков В.А. Неправительственные правозащитные организации в системе субъектов гражданского общества / А. В. Малько, В. А. Пономаренков // Вісник Маріупольського державного університету серія: Право, 2013, ВИП. 5. – С. 18-23.
16 Мархгейм М.В. Правозащитная деятельность публичных структур в Российской Федерации. Монография. / М.В. Мархгейм. – Ростов на Дону: Ростиздат, 2006. – 111 с.
17 Михайлов А.Н. Правозащитная деятельность в Российской Федерации / А.Н. Михайлов // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2021. №2. С. 36–40.
18 Невская Э.А. Классификация правозащитных неправительственных организаций в Российской Федерации / Э.А. Невская // Достижения вузовской науки. 2016. С. 244 249.
19 Обеспечение законности, соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. В. В. Барбина. – М.: Академия управления МВД России, 2019. – 108 с.
20 Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти: учебник / под общ. ред. В. В. Барбина. – М.: Академия управления МВД России, 2020. – 320 с.
21 Пантелеев К.Г. Правозащитные организации: понятие, виды и особенности / К.Г. Пантеллев // Эпоха науки. 2018. № 16 – Декабрь. Юридические науки. С. 49-51.
22 Перепелицена В. А. Административно-правовые механизмы защиты прав и свобод человека / В.А. Перепелица // Молодой учёный. – 2016. № 26 (130). Декабрь. С. 490-492.
23 Права человека: учебник / ответственный редактор Е. А. Лукашева – 3-е изд., перераб. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 512 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// znanium.com/bookread.php?book=492335.
24 Правозащитные организации и институты в Российской Федерации: учебное пособие / О. А. Гуреева, М. Б. Кабанова, В. В. Лавров, Я. К. Чепенко; под общ. ред. В. В. Лаврова. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2022. – 63 с.
25 Резер Т. М. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина : учеб. пособие / Т. М. Резер, Е. В. Кузнецова, М. А. Лихачев / [под общ. ред. Т. М. Резер]; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 110 с.
26 Рязанова М.Н. Юридическая основа ограничений правозащитного движения в Российской Федерации / М.Н. Рязанова // Вестник экономики, права и социологии. 2019. № 2. С. 73 76.
27 Сайт Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://president-sovet.ru.
28 Сайт уполномоченного по правам человека Российской Федерации // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.ombudsmanrf.org/russia/content/list?ysclid=lkgjlihhj8433385259.
29 Чекардина В.С. Классификация правозащитных организаций в современной России / В.С. Чекардина // Вестник магистратуры. 2017. № 2-1(65). С. 180-182.
30 Чуксина В.В. Правозащитная деятельность государства в области прав человека в условиях глобальной стандартизации прав человека / В.В. Чуксина // Вопросы российского и международного права. 2018. – Том 8. № 4А. С. 17 24.
31 Шалаева А. А., Алёхина И. С. Правозащитные организации: понятие и проблемы классификации // Управленческое консультирование. № 5. 2018. С. 53 58.
Читать дальше