ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 6 1.1 Моральное развитие как психолого-педагогическая проблема 6 1.2 Генезис морального развития 15 1.3 Методы морального развития 21

Диагностика морального развития: методы и методики

курсовая работа
Психология
25 страниц
36% уникальность
2023 год
3 просмотров
Божко В.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 6 1.1 Моральное развитие как психолого-педагогическая проблема 6 1.2 Генезис морального развития 15 1.3 Методы морального развития 21
Читать дальше
Изучение морального развития дошкольника в последнее время приобретает особую актуальность. Постоянно меняющиеся политические и социальные векторы развития современного общества предъявляет новые требования к системе образования в целом и особенно, к дошкольному воспитанию. Проблема морального развития остро стоит в современном обществе, предлагающем растущему субъекту различные, иногда противоречивые моральные ценности и ориентации. Морально-нравственное развитие подрастающего поколения являлось всегда одной из актуальных задач воспитания. Механизм глубоких изменений во всех сферах жизни нашей страны коренным образом меняет систему требований общества к личности, в результате чего особо остро ощущаются проблемы, связанные с моральным развитием подрастающего поколения. Дошкольный возраст - важнейший период в развитии ребенка, оказывающий влияние на всю последующую жизнь. В этом возрасте закладывается фундамент целостной нравственной личности. Основополагающей предпосылкой этого процесса выступает развитие моральной сферы ребенка. Анализ психологической литературы по проблеме развития моральной саморегуляции выявил недостаточную разработанность таких ключевых понятий, как связь морального и личностного развития, наличие противоречия между «вербальным» и реальным поведением в ситуации морального выбора. В настоящее время, в существующих подходах к проблеме условий выработки нравственной позиции личности, в основном описываются отдельные аспекты формирования нравственности у детей.


Если срочно нужны курсовые работы, цены на нашем сайте вам понравятся.


. Достаточно фундаментальная, но односторонняя теоретическая проработка проблемы моральной саморегуляции привела к появлению многочисленных недостаточно интегрированных к данному моменту воспитательных практик. Многие исследователи выделяют необходимость построения современных воспитательных, обучающих и коррекционных программ, направленных на активизацию нравственного развития ребенка. (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, С.Г. Якобсон и др.) [31]. С середины прошлого века большое количество фундаментальных работ, выполненных Ж. Пиаже, Л. Кольбергом, Г. Линдом и под их руководством, были посвящены изучению проблемы оценки моральной компетентности. Интересы этих психологов были нацелены и на поиск оптимального метода измерения моральной компетентности. Подытоживая одну из своих работ, Г. Линд утверждает, что до сих пор между понимаемым содержанием и измерением моральной компетентности существует большой разрыв, и результаты, полученные с помощью имеющихся методов, не позволяют достоверно утверждать наличие определенной моральной компетентности, но и не опровергают этот факт. Это заключение подводит к выводу о необходимости продолжать как исследование психологического содержания, так и разработку адекватного инструмента для оценки моральной компетентности. Таким образом, актуальность психологического изучения морального развития ребенка обусловлена недостаточно полной проработанностью теоретических вопросов моральной саморегуляции, с другой стороны потребностями психолого-педагогической практики. Объектом исследования является моральная сфера личности Предмет исследования - психологическое содержание моральной компетентности личности дошкольников Цель исследования анализ современных подходов диагностики морального развития личности дошкольников. Гипотеза исследования – моральное развитие дошкольников будет более эффективным при создании благоприятной развивающей предметно-пространственной среды и атмосферы. Задачи: 1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы морального развития как психолого-педагогической проблемы. 2. Дать характеристику генезиса морального развития. 3. Описать методы морального развития. 4. Провести эмпирическое пилотное исследование морального развития детей дошкольного возраста. Методы исследования: – теоретические: изучение психолого-педагогической литературы, анализ, классификация и обобщение теоретического материала; – эмпирические: беседа, опрос, педагогическое наблюдение, количественная и качественная интерпретация данных. Практическая значимость: заключается в том, что в своей практической работе в дальнейшем педагоги и психологи могут использовать отобранные методы и методики для диагностики морального развития дошкольников. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во введении обоснована актуальность данного исследования, определены объект, предмет, цель и задачи, методы исследования, описана степень изученности темы и практическая значимость исследования. Первая глава посвящена теоретическому анализу проблемы морального развития. Во второй главе представлено эмпирическое пилотное исследование морального развития детей дошкольного возраста. В заключении подведены основные итоги и сформулированы выводы.

Читать дальше
Читать дальше
1. Авдулова Т.П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника [Текст]: учебник/ Авдулова Т.П., Е. Аксенова, Т. Захароваю.- Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. – 50 с. 2. Алимова Л. У., Самойлова Л. В. Экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: / Вопросы науки и образования 2019. - №3(47). – с. 120-125. 3. Божович Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности Психология формирования и развития личности [текст]: учебник/Отв. ред. Л. И. Анцыферова. — М.: Издательство «:Наука», 1981. — С. 257—284. 4. Божович Л. И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст]: // Вопросы психологии. 1975. № 1. – с. 80-90. 5. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов.[Текст]: учебное пособие пособие для академического бакалавриата /М. Юрайт, 2019. – 218 с. 6. Гуляева А.Л. Проблемы развития морального сознания детей дошкольного возраста в психологии и педагогике [Текст]: // Молодежная наука: тенденции развития. 2019. № 4 (13) С. 29-35. 7. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. [Текст]: учебник М., 1977. – 333 с. 8. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии [Текст]: Учебник/ Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева, - СПб.: Речь, 2010. – 172 с. 9. Зебзеева В. А., Карева С. М. Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста //Проблемы современного педагогического образования, 2019. – с. 79-82. 10. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности [Текст]: Хрестоматия по педагогике/ А.В. Зосимовский. - Барнаул, 1999. – 143 с. 11. Коломийченко Л.В. Концепция программы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «От сердца к сердцу»//Дошкольное воспитание, 2022. – №1. – с. 2-9. 12. Колпакова М. Ю. К проблеме ценностного самоопределения [Текст]: // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 53–65. 13. Колпакова М.Ю. Основные современные подходы в психологии морального развития [Текст]: /Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология 2016. Вып. 4 (43). С. 91–102 14. Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость [Текст]: Психология развития. Хрестоматия / Сост. и общая ред.: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. СПб.: Питер, 2001. 15. Купрейченко А. Б. Предмет и перспективы психологических исследований нравственности.. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России[Текст]: / Воловикова М. И., отв. ред. М., 2011. – 320 с. 16. Липницкая А.В. Программа нравственного воспитания дошкольников. [Текст]: – Минск: Народная асвета, 2003. – 150с. 17. Мамутова З. С., Халилова Э. З. Экспериментальное исследование по формированию нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: //Вопросы науки и образования 2019. - №3 (47).- с. 131-134 18. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук/Н.В. Мельникова. - Казань, 2009. 19. Молчанов С.В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию [Текст] / С.В. Молчанов// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2011. No 2. – с. 59-72. 20. Новикова С. А. Средства и методы формирования нравственности и морали у дошкольников [Текст]: // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук 2015. - №3. – с. 139-142. 21. Овчарова Р.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника [Текст]/ Р.В. Овчарова, Н.В. Мельникова. – СПб.: Амалтея, 2008 – 376 с. 22. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России [Текст]: / Воловикова М.И., отв. ред. М., 2011. – 319 с. 23. Самсоненко Л.С., Шавшаева Л.Ю. Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях приобщения к искусству [Текст]: // Азимут научных исследований: педагогика и психология 2019. - №1 - с. 244-247 24. Сенченко Н. А., Панасюк А. А. Экспериментальное исследование по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр [Текст]: // Вопросы науки и образования 2019. - №4 (49). – с. 83-87. 25. Соколов, Д. Сказки и cказкотерапия. [Текст]: учебник/ – М.: Эксмо – Пресс, 2011 – 304 c. 26. Старченко Л.В. Нравственность как проблема педагогической теории и практики [Текст]: / Л.В. Старченко // Вестник СевКавГТУ. Серия Гуманитарные науки. – 2004. - №2(12). – с. 11-14. 27. Cубботский Е. В. Исследование морального развития ребенка в зарубежной психологии [Текст]: // Вопросы психологии. 1975. № 6. – с. 149-157. 28. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания : Опыт этикофилософского исследования. [Текст]: учебник/ М.: Мысль, 1974. 279 с. 29. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой : Для работы с детьми дошк. возраста / Л. Б. Фесюкова. - Харьков : Фолио ; М. : АСТ, 2000. - 460 с. 30. Харабаджах М. Н. Проблема формирования культуры поведения детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования [Текст]: // Проблемы современного педагогического образования 2019.. №64-2 с. 195-197. 31. Хвостов А.А. Диагностика морального сознания в зарубежных исследованиях. [Текст]: // Журнал развитие личности, 2016. - №3 с. 113-138 32. Холина Н.А. Развитие у дошкольников морального выбора в условиях воображаемого действия: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук / Н. А, Холина. – 2000. 33. Черняева, С. А. Психотерапевтические сказки и игры [Текст]: С. А. Черняева. – М.: Сфера, 2011; СПб.: Речь, 2011 – 166 с. 34. Шинкарёва Н. А., Рожкова Е. Ю. Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста [Текст]: // Журнал Педагогический имидж, - 2019. - №1. с. 5-18. 35. Шульгина Е.В.Формирование социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками [Текст]: / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Челябинск 2021. – 26 с. 36. Шульгина, Е. В. Проблемные ситуации как средство формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста [Текст]: / Е. В. Шульгина // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2019. – № 2(47). – С. 430-435. 37. Этика: Учебник [Текст]: / Под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. - М.: Гардарики, 2003. - 496 с. 38. Этика: [Текст]: Учеб. пособие/Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова, Э90 Н.И. Мушинский и др.; Под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. — Мн.: Новое знание, 2002. — 509 с. 39. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. [Текст]: учебник - М.,1984. – 143 c, 40. Duska R., Whelan M. Moral development: A guide to Piaget and Kohlberg // Introduction to developmental theories / Ed. by R. Duska. N.Y., 1975. P. 5—41.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Идентификация продовольственных/непродовольственных товаров
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Товароведение
курсовая работа
Государственная поддержка малого бизнеса в условиях кризиса на примере ИТ -отрасли
Количество страниц:
45
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Антикризисное управление
курсовая работа
Права, обязанности и ответственность бухгалтера организации
Количество страниц:
30
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономическое право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image