Введение 3 Глава I. История язычества в Риме 7 § 1. Причины возникновения языческой оппозиции в поздней Римской империи 7 § 2. Языческие религиозные традиции и практики в этот период 13 Глава 2. Христианское понимание язычества и языческих традиций 21 § 1. Христианская позиция по отношению к языческой оппозиции 21 § 2. Различные христианские взгляды на язычество и языческую оппозицию 30 Глава 3. Христианские авторы и их отношение к языческой оппозиции 46 § 1. Анализ текстов Блаженного Августина, Амвросия Медиоланского, Либания и Аммиана Марцеллина в контексте их отношения к языческой оппозиции 46 § 2. Исследование риторических приемов, использованных в текстах христианских авторов при описании языческой оппозиции 62 § 3. Сравнительный анализ текстов христианских авторов и языческих источников о языческой оппозиции 70 Заключение 80 Список используемых источников и литературы 83

"Языческая оппозиция" в поздней Римской империи в восприятии христианских авторов

дипломная работа
История
85 страниц
81% уникальность
2023 год
25 просмотров
Пашникова Е.
Эксперт по предмету «История»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава I. История язычества в Риме 7 § 1. Причины возникновения языческой оппозиции в поздней Римской империи 7 § 2. Языческие религиозные традиции и практики в этот период 13 Глава 2. Христианское понимание язычества и языческих традиций 21 § 1. Христианская позиция по отношению к языческой оппозиции 21 § 2. Различные христианские взгляды на язычество и языческую оппозицию 30 Глава 3. Христианские авторы и их отношение к языческой оппозиции 46 § 1. Анализ текстов Блаженного Августина, Амвросия Медиоланского, Либания и Аммиана Марцеллина в контексте их отношения к языческой оппозиции 46 § 2. Исследование риторических приемов, использованных в текстах христианских авторов при описании языческой оппозиции 62 § 3. Сравнительный анализ текстов христианских авторов и языческих источников о языческой оппозиции 70 Заключение 80 Список используемых источников и литературы 83
Читать дальше
Поздняя Римская империя являлась частью истории Римской империи, которая продолжалась с конца III века до начала V в. Этот период характеризовался политической нестабильностью, экономическим кризисом, военной защитой, миграцией народов и нашествиями варваров. Принятие христианства имело значительное влияние на позднюю Римскую империю. Христианство стало господствующей религией Римской империи к концу IV в.


Невозможно купить диплом официальный ? Возможно с Work5.


., когда император Константин I Великий принял христианство и провозгласил его официальной религией государства. Это привело к изменению религиозной ландшафта империи и сильно повлияло на политическую и социальную жизнь. Принятие христианства императорами способствовало единству империи, поскольку христианство предоставляло общий набор ценностей и верований для населения. Кроме того, церковь стала важным институтом, который оказывал влияние на политические решения и имела свою собственную организацию и иерархию. Смерть императора Александра Северуса в 235 г. стала началом периода, известного как "век анархии" или "кризис третьего века". В течение этого времени Римская империя столкнулась с серией неэффективных императоров, которые часто восставали против своих предшественников, что приводило к политической нестабильности и внутренним конфликтам. Власть менялась часто, и многие императоры умирали насильственной смертью. Было несколько случаев, когда несколько императоров правили одновременно в различных регионах империи, что создавало ситуацию политического раскола. Внешние враги, такие как германские племена и персидская империя, также использовали этот период нестабильности для атак и вторжений на территорию Римской империи. В результате этой анархии империя столкнулась с серией кризисов, включая экономический упадок, гиперинфляцию, сокращение территории и утрату контроля над важными регионами. Варварские нашествия и миграция народов также усилились в это время, угрожая безопасности и стабильности империи. С конца IV в. Римская империя была разделена на две части, Западную и Восточную. Одним из главных факторов упадка Римской империи был экономический кризис, вызванный ростом расходов на армию и уменьшением налоговых поступлений. Это привело к дефициту золота и серебра, а также к инфляции, что ухудшило экономическую ситуацию в империи. Несмотря на все эти проблемы, поздняя Римская империя также характеризовалась значительными культурными достижениями, включая литературу, искусство и архитектуру. Конец этого периода был отмечен падением Западной Римской империи в 476 г. Одной из наиболее значимых проблем данного периода являлось наличие языческой оппозиции. Проявлялась оппозиция в виде протестов против введения христианства в качестве государственной религии. 27 февраля 380 г. император Феодосий Великий провозгласил Христианство официальной религией Римской империи. «Последователям этого учения мы повелеваем именоваться православными христианами, остальных же присуждаем нести бесславие еретического учения» — говорится в Эдикте последнего императора единой Римской империи Феодосия Великого. Многие язычники были выражали недовольство этими изменениями, особенно когда христианство стало доминирующей религией в империи и началось преследование язычников. Один из наиболее известных проявлений языческой оппозиции был «паганин», или языческий мятеж, который произошел в 385 г. в городе Каллистратум. Язычники восстали против христианского епископа и запретили проведение христианских обрядов в городе. Мятеж был подавлен войсками Римской империи, и язычники были жестоко наказаны. Еще одним проявлением языческой оппозиции была создание неоплатонической школы в Афинах, которая была учреждена в IV в. и продолжала существовать до закрытия в 529 г. по приказу императора Юстинана I. Школа пропагандировала языческие учения и культуру, и привлекала студентов из разных регионов Римской империи. В целом, языческая оппозиция была довольно разнообразной и многообразной в поздней Римской империи, но она не смогла предотвратить установление христианства в качестве доминирующей религии в империи. Выбор темы "Языческая оппозиция в поздней Римской империи в восприятии христианских авторов" обусловлен несколькими факторами. Во-первых, этот период истории Римской империи является одним из наиболее интересных и изучаемых. Это время характеризовалось большими социальными, экономическими и религиозными изменениями, которые сильно повлияли на развитие Западной цивилизации. Во-вторых, языческая оппозиция является важным аспектом этого периода истории. Она отражает многоликость культурной жизни поздней Римской империи, а также противостояние двух главных религиозных направлений того времени – христианства и язычества. В-третьих, взгляды христианских авторов на языческую оппозицию представляют особый интерес, поскольку они выступали в роли пропагандистов христианской религии и отстаивали свои позиции в этом противостоянии. Данная тема актуальна для изучения, так как языческая оппозиция является важным аспектом этого периода истории. Она отражает многоликость культурной жизни поздней Римской империи, а также противостояние двух главных религий в Риме того времени – христианства и язычества. Также, взгляды христианских авторов на языческую оппозицию представляют особый интерес, поскольку они выступали в роли пропагандистов христианской религии и отстаивали свои позиции в этом противостоянии. Актуальность данной темы заключается в том, что изучение языческой оппозиции в поздней Римской империи через призму христианского восприятия позволяет более глубоко понять механизмы противостояния религиозных групп и процесс формирования культурного ландшафта того времени. Также это может иметь практическую значимость для современного общества, помогая лучше понимать проблемы религиозной толерантности и межконфессионального диалога. Объектом исследования является древнеримское общество, в котором происходил процесс распространения христианства и сопротивление ему со стороны языческих групп. Предметом исследования является взаимодействие христианской и языческой религиозных групп в поздней Римской империи и особенности христианского восприятия язычества. Тема языческой оппозиции в поздней Римской империи в целом хорошо исследована в исторической науке. Однако, специфический взгляд на эту проблему через призму христианского восприятия требует дополнительного исследования. Цель исследования – более глубокое изучение динамики и характера противостояния между языческими и христианскими группами в данном историческом контексте, а также выявление особенностей христианского восприятия язычества. Задачи исследования: 1. Исследовать социальные, политические и религиозные факторы, которые привели к возникновению оппозиции к христианству в древнеримском обществе. 2. Исследовать основные языческие религиозные системы и культы, которые существовали в поздней Римской империи. 3. Исследовать учения и убеждения христианской церкви относительно язычества и его практик. 4. Рассмотреть разнообразие христианских авторов и их взглядов на язычество и оппозицию к нему. 5. Изучить сочинения указанных христианских авторов и проанализировать их взгляды на язычество, языческие практики и причины оппозиции к христианству. 6. Выявить сходства и различия в представлении языческой оппозиции со стороны христианских авторов и языческих источников. Основой исследования являются письменные источники поздней Римской империи, включая произведения христианских авторов, таких как Аврелий Августин, Иероним Стридонский, Лактанций и другие. Также будут использованы материалы научные работы, темой которых являлось изучение языческой оппозиции в Древнем Риме. Для достижения целей и решения задач данного исследования используется ряд общенаучных методов: индукция и дедукция, которые позволяют сделать более точные выводы при изучении темы, анализ – изучение материалов по источникам; и синтез – объединение в единую систему данных, полученных при рассмотрении данных различных источников. Кроме общенаучных методов, использовались специализированные исторические методы, такие как сравнительно-исторический метод, который позволяет изучить влияние языческой оппозиции на последующие периоды и выявить общие характеристики данного явления в целом. Хронологические рамки исследования охватывают период от конца III в. до начала V в. н.э., то есть временной отрезок с конца кризиса III в. и до установления христианства в качестве государственной религии Римской империи в 380 г. н.э. В этот период происходили значительные социальные, политические и религиозные изменения, связанные с распадом Римской империи на Западную и Восточную части, усилением роли христианства и упадком язычества. Географические рамки исследования охватывают территорию Римской империи, включая Италию, Галлию, Испанию, Африку и Грецию. Структура работы включает введение, основную часть, заключение и список использованных источников. Во введении будет обоснована актуальность исследования, поставлена цель исследования и определены задачи. Основная часть будет состоять из глав и параграфов, где будут рассмотрены основные аспекты языческой оппозиции в поздней Римской империи в восприятии христианских авторов. В заключении будет подведен итог проведенного исследования, сделаны выводы и сформулированы возможные направления дальнейших исследований

Читать дальше
Исследование по теме "Языческая оппозиция в поздней Римской империи в восприятии христианских авторов" позволило выявить, что христианские авторы воспринимали язычников как оппонентов христианства и стремились дискредитировать язычество. Однако, это было не всегда объективно и аргументированно. Основной научный результат данного исследования заключается в том, что христианская традиция в поздней Римской империи показывала язычество как негативный и аморальный образ жизни. Эта традиция позволила христианским авторам создавать яркую оппозицию между язычеством и христианством. Из исследования следует, что христианские авторы преувеличивали негативные стороны язычества и недооценивали его положительные аспекты, такие как глубокая уважительность к природе, многогранность мифологических символов и архитектуры, а также высокий уровень этики. Однако, исследование также показало, что оппозиция между христианством и язычеством не была абсолютной. Некоторые христианские авторы стремились к диалогу и взаимопониманию с язычниками, а также пытались адаптировать идеи языческой культуры в христианстве. В результате исследования также были сделаны выводы, что, во-первых, языческая оппозиция была довольно сильной силой в поздней Римской империи, особенно среди элитных слоев общества. Во-вторых, христианские авторы воспринимали языческую оппозицию как угрозу для своей религии и для общества в целом. Они изображали язычников в крайне негативном свете, часто связывая их с преступлениями, развратом и магией. В-третьих, взгляды христиан на язычников были связаны с религиозной и культурной идентичностью, их представления о мире и морали, а также с политическими интересами. Перспективы дальнейшего изучения темы включают анализ более широкого круга источников, в том числе и нехристианских источников, и более глубокое исследование христианской адаптации языческих идей и символов в христианстве. Также возможны исследования сравнительной аналитики оппозиции между ранним и поздним христианством и язычеством. Также важно изучить социально-политический контекст, в котором происходила оппозиция между христианством и язычеством, включая политические и религиозные конфликты того времени, которые могли повлиять на взаимоотношения между христианами и язычниками. В дополнение к этому, можно провести исследования, направленные на понимание восприятия языческой оппозиции в современном обществе, и как оно может влиять на взаимодействие между разными религиозными и культурными группами. Таким образом, дальнейшее изучение темы "Языческая оппозиция в поздней Римской империи в восприятии христианских авторов" может привести к расширению нашего понимания взаимодействия между христианством и язычеством в прошлом, а также помочь развивать более толерантное и уважительное отношение между различными религиозными и культурными группами в настоящее время. Одним из возможных направлений дальнейшего исследования является более глубокое изучение концепции язычества в поздней Римской империи. Это может включать в себя анализ культурных и религиозных практик, традиций, обрядов и верований язычников того времени, а также роли, которую они играли в обществе и политике. Такой подход позволит более полно понять, почему языческая оппозиция возникла и как она развивалась в то время. Другим направлением может стать изучение влияния христианства на современную западную культуру и общество. Например, можно рассмотреть вопросы, связанные с христианским влиянием на европейскую и американскую литературу, искусство, музыку и театр. Это также может включать в себя изучение роли, которую христианство играло в формировании западных ценностей и моральных норм. Наконец, можно провести исследование восприятия христианами других религий и культур. Это может включать в себя анализ религиозных текстов, литературы и исторических документов, а также интервью и опросы с представителями разных религиозных и культурных групп. Такой подход позволит лучше понять проблемы, связанные с межкультурным и межрелигиозным диалогом, и разработать более эффективные стратегии для преодоления этих проблем. В целом, изучение языческой оппозиции в поздней Римской империи в восприятии христианских авторов представляет собой важную и интересную тему, которая может иметь множество перспективных направлений исследования.
Читать дальше
1. Андрианов В. М. История римской империи: учебное пособие / В. М. Андрианов, В. М. Смоляк, Н. В. Скорнякова. – М.: Юнити-Дана, 2017. 2. Зубкова Е. В. История римского государства: учебник для вузов / Е. В. Зубкова, В. В. Калмыков, М. В. Смирнов. – М.: Юрайт, 2019. 3. Подолян А. П. Римский мир и религии народов Древнего мира: Учебное пособие / А. П. Подолян, В. Н. Ларин. – Москва: Российская политическая энциклопедия, 2013. 4. Старкова Л. М. Религии и культы Римской империи: Учебное пособие / Л. М. Старкова, С. Г. Юшков. – Москва: Издательство Московского университета, 2007. 5. Шестопалов В. М. История Древнего мира: учебник для вузов / В. М. Шестопалов, И. В. Петрова, И. А. Чудинова. – М.: Флинта, 2017. Книги 6. Августин А. О граде Божием. СПб.: Издательство Алетейя, 2015. 7. Амвросий Медиоланский. Об упразднении заблуждений. М.: Издательство "Сретенский монастырь", 2012. Глава 11, "О противостоянии злу". 8. Амвросий Медиоланский. О вере. М.: Издательство "Православная энциклопедия", 2003. Глава 2, "Оппозиция против неверия". 9. Амвросий Медиоланский. О молитве. М.: Издательство "Православная энциклопедия", 2002. Глава 13, "Оппозиция против искушения". 10. Вайсман Э. И. Христианство и язычество в Римской империи: история и культура / Э. И. Вайсман. – М.: Издательский дом “Эксмо”, 2016. 11. Калашников Е. А. Рим в период упадка: государственное устройство и культура поздней Римской империи / Е. А. Калашников. – М.: Аспект Пресс, 2019. 12. Кругликов А. А. Римское государство и язычество: Опыт реконструкции системы ценностей позднереспубликанской и имперской Римской империи. – Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2009. 13. Либаний. Избранные творения. М.: Ладомир, 2006. "Оппозиция против разврата" (Гомилия 2). 14. Либаний. О молитве. М.: Издательский дом "Церковно-научный центр", 2001. Глава 8, "Оппозиция против лени и бездействия" и глава 9, "Оппозиция против искушения". 15. Либаний. О Божественной любви. М.: Издательство "Сретенский монастырь", 2009. Глава 7, "Оппозиция против гордыни и самолюбия". 16. Михайлов В. В. Язычество в Римской империи: Религиозные верования и обряды поздней империи. – Москва: Русский мир, 2019. 17. Поляков А. В. Язычество в Римской империи: социально-политические, культурные и религиозные аспекты / А. В. Поляков // Социально-гуманитарные знания. – 2019. – Т. 4. – С. 73-76. 18. Райгородский Д. Б. Религия в Древнем Риме. – Москва: Центрполиграф, 2010. 19. Трубецков Н. Л. Римское гражданство: исторические и юридические истоки. – Москва: Издательство «Директмедиа», 2014. 20. Яковенко В. М. Язычество в Римской империи: пантеон и культовые ритуалы / В. М. Яковенко. – М.: Аспект Пресс, 2018. Серийное издание 21. Бурцев Д. В. Христианская литература и язычество в Римской империи / Д. В. Бурцев // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. – 2014. – Т. 20. – С. 15-19. 22. Валеев Р. Р. Христианская риторика в контексте борьбы с язычеством в Римской империи / Р. Р. Валеев // Вестник Удмуртского университета. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2015. – Т. 25. – С. 32-36. 23. Городецкий И. Н. О языческой оппозиции в Римской империи / И. Н. Городецкий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия “История”. – 2011. – Т. 13. – С. 75-80. 24. Иванов Ю. И. Религиозная и политическая борьба в поздней Римской империи / Ю. И. Иванов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 10. – С. 30-34. 25. Курбатов С. И. Кризис язычества в Римской империи: причины и последствия / С. И. Курбатов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. – 2016. – Т. 33. – Вып. 21. – С. 62-70. 26. Ольхова Е. Л. Христианство и язычество в римской империи: взгляд из современной России / Е. Л. Ольхова // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. – 2012. – Т. 37. – Вып. 1. – С. 184-193. 27. Соловьев А. В. Христианская церковь и язычество в Римской империи IV-V вв.: взаимодействие и влияние / А. В. Соловьев // Вестник Пермского университета. История. – 2012. – Вып. 1 (15). – С. 92-99. 28. Терехина Е. В. Роль христианской церкви в борьбе с язычеством в Римской империи IV-V вв. / Е. В. Терехина // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. – 2014. – Т. 59. – С. 187-193. 29. Шабельникова О. Ю. Язычество в Римской империи: культурно-исторический и социально-политический аспекты / О. Ю. Шабельникова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – Т. 17. – С. 229-233. 30. Яковлев А. А. Язычество и христианство в Римской империи: К вопросу об изменениях в религиозных верованиях населения / А. А. Яковлев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политология. – 2014. – № 4. – С. 124-129. Автореферат диссертации 31. Кононов А. Н. Языческая оппозиция в ранней Христианской церкви: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Москва, 2002. 32. Манакина Т. А. Языческая религия в Римской империи: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Москва, 2005. 33. Сапронова О. В. Культовые центры римской империи: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Москва, 2003. 34. Чернявский А. А. Языческие элементы в латинской литературе IV-V вв.: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Саратов, 2017. 35. Шведова А. А. Религиозно-философские представления в эпоху поздней Римской империи: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. – Санкт-Петербург, 2009. 36. Якушева М. А. Культовые традиции поздней Римской империи в религиозной и политической жизни Западного Кавказа: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Махачкала, 2019. 37. Ярков И. Е. Языческие культы в римской империи: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Санкт-Петербург, 2003.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Различия в уровне удовлетворенности профессиональной деятельностью у работников с разными формами занятости.
Количество страниц:
40
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
дипломная работа
Финансовое планирование деятельности предприятия
Количество страниц:
60
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Виды эмоций и их общая характеристика: характеристика и анализ»
Количество страниц:
25
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Общая психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image