Введение 3
1 Арктическая зона как объект государственного управления 5
1.1 Понятие арктической зоны, правовое регулирование 5
1.2 Сравнительно-правовое исследование арктической зоны в российском законодательстве и зарубежных стран 9
2 Анализ развития Туруханского района как территории, относящейся к Арктической зоне 15
2.1 Анализ реализации муниципальных программ в Туруханском районе (г.Игарка) 15
2.2 Перспективы развития Туруханского района, как арктического района 19
Заключение 23
Список литературы 25
Приложения 27
Читать дальше
В ходе проведенного исследования было отмечено следующее.
Арктический регион - уникальная экологическая система, индикатор климатических процессов, наиболее заметным образом испытывающая негативные последствия глобальных изменений, где динамика природных процессов замедлена, поглотительная способность природных объектов снижена, вследствие чего арктическая экосистема является особо уязвимой.
Одним из наиболее важных из принятых за последнее время документов являются Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике. В числе приоритетных национальных интересов Российской Федерации называют развитие Арктической зоны (АЗ) в качестве стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование в целях ускорения экономического роста страны.
Однако, перспективы развития отдельных городов Арктической зоны выглядят крайне неоднозначно, в Туруханском районе и в г. Игарка, в частности, наблюдается регулярный отток населения.
На смену советской стационарной системе работы и жизни приходят комбинированная и вахтовая, малолюдные схемы и внедрение автоматизированных комплексов. В целом наблюдаются широкие тенденции старения и смертности населения, замещения трудоспособного коренного населения приезжими трудовыми мигрантами, замедленного развития технологий.
На глобальной повестке дня остается неурегулированность стратегии развития транспортной системы и обеспечения жильем населения Арктической зоны, а также неопределенность развития Северного морского пути.
Перспективы развития будут очевидны после решения указанных проблем. На данный момент векторами развития являются либо уже сложившиеся – дальнейшее освоение промышленных районов, развитие связанных с этим отраслей, создание и поддержание действующих объектов транспортной инфраструктуры, развитие морских грузоперевозок, поддержание научно-исследовательских инициатив, развитие приграничного сотрудничества, либо – кардинальная замещение и смена векторов развития, создание различных ИТ- и бизнес кластеров и других отраслей, не имеющих необходимости к географической привязке и больших требований в существующей инфраструктуре. Важным фактором при всех сценариях развития должно являться финансовое, фискальное и налоговое регулирование, а также разработка моделей взаимодействия развития при непосредственном взаимодействии федеральных и региональных властей.
Читать дальше
1. Приказ Минвостокразвития России от 23.11.2020 № 181 «Об утверждении стандарта ответственности резидентов Арктической зоны Российской Федерации во взаимоотношениях с коренными малочисленными народами Российской Федерации, проживающими и (или) осуществляющими традиционную хозяйственную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации» //СПС
2. «КонсультантПлюс».Авхадеев В Р Правовое регулирование освоения морских биоресурсов Арктики: нормы международного права и механизмы сотрудничества государств // Право Журнал Высшей школы экономики 2020. – № 4 – С. 216–239
3. Автономов А.С., Малько А.В., Немченко С.Б. Правовая политика современной России в арктическом регионе // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. – № 1. – С. 8-17
4. Актуальные проблемы теории земельного права России: монография / Е.Н. Абанина, Н.Н. Аверьянова, А.П. Анисимов и др.; под общ. ред. А.П. Анисимова. М.: Юстицинформ, 2020. 800 с.
5. Емельянцев В.П., Валентей С.Д. Арктика в ракурсе новейших законодательных инициатив // Ж урнал российского права. 2020. № 2. С. 136-153. DOI: 10.12737/jrl.2020.023
6. Конвенция № 169 Международной организации труда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (Заключена в г. Женеве 27 июня 1989 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международнойконференцией труда. 1957-1990. Т. II. Ж енева: Международное бюро труда, 1991. С. 2193-2207
7. Подпункт 39 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ введен Федеральным законом от 13.07.2020 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» //СЗ РФ. 2020. № 29. Ст. 4504.
8. Сводный отчет о ходе реализации муниципальных программ Туруханского района в 2022 году – URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1695013673&tld=ru&lang=ru&name
9. Доклад Главы Туруханского района за 2022 год – URL: http://admtr.ru/content/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8B-%D0%B7%D0%B0-2022-%D0%B3%D0%BE%D0%B4
10. Проект Стратегии развития Туруханского района до 2030 года – URL: http://admtr.ru/content/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8-2030
11. Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года – URL: https://strategy.arctic2035.ru/c/documents/osnovy-gosudarstvennoy-politiki-rossiyskoy-federatsii-v-arktike-na-period-do-2035-goda/
12. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года – URL: https://strategy.arctic2035.ru/c/documents/strategiya-razvitiya-arkticheskoy-zony-rossiyskoy-federatsii-i-obespecheniya-natsionalnoy-bezopasnos/
Читать дальше