Введение…………………………………………………………………………..3
1. Рыцарство как историческое и культурное явление и его отражение в литературе………………………………………………………………………..4
2. Творчество Кретьена де Труа в контексте жанра рыцарского романа…..7
3. Преломление рыцарской традиции в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»…………………………………………………………………………….12
4. Рыцарские мотивы в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»……..15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………..18
Читать дальше
Таким образом, мы видим, что идеология рыцарства, исповедующая понятия справедливости, чести и внимательного отношения к человеку, породившая значительный в истории мировой литературы жанр рыцарского романа, оказалась шире своего времени. Как выяснилось, эти идеалы были присущи всему человечеству, нашли отклик независимо от времени и территории.
Как видно из текстов произведений и проведённого анализа, в романе Кретьена де Труа кодекс рыцарской чести выступает, возможно, в несколько шаржированном, однако, весьма выразительном и показательном варианте.
Особенно характерно это проявилось в России, поскольку русской литературе всегда были присущи идеалы гуманизма, справедливости и непримиримости к неправедным поступкам. Все эти понятия сошлись в последнем прижизненном произведении Пушкина «Капитанская дочка», его своего рода поэтическом завещании, в котором он отразил свои глубоко гуманистические идеалы, вплоть до эпиграфа – «Береги честь смолоду». Его герой остаётся верен отечеству и любимой женщине, которую он взялся защищать, а также благородному отношению к другим, даже если они в итоге потом становятся его противниками (как это произошло с Пугачёвым).
В повести же А.И.Куприна «Гранатовый браслет» герой в силу своего положения может проявиться только в любви, но и там он по-рыцарски предан любимой женщине.
Тем самым, как видно из сказанного, тема рыцарской чести и рыцарского поведения весьма содержательно сказалась в литературах разных стран и народов.
Читать дальше
Волков А.А. Творчество А.И.Куприна. – М.: Сов. писатель, 1962. – 432 с.
2. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. – М.: Высшая школа, Издат. центр «Академия», 1999. – 464 с.
3. История французской литературы. Том 1. – М.-Л., Изд-во АН СССР, 1946. – 811 с.
4. Квашнина Л.П. Мир и слово «Капитанской дочки» // Московский пушкинист III. – М.: Наследие, 1996. – С. 202-268.
5. Кин М. Рыцарство. – М.: Научный мир, 2000. – 519 с.
6. Кретьен де Труа. Ланселот, или Рыцарь телеги. – М.: Common place, 2013. – 328 с.
7. Куприн А.И. Гранатовый браслет // Собрание сочинений в пяти томах. – Т. 3. – М.: Правда, 1982. – (Библиотека «Огонёк». Отечественная классика»). – С. 308-354.
8. Литературная энциклопедия: в 9-ти т. – М.: Сов. энциклопедия, 1962-1978.
9. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). – Л.: Худож. лит., 1982. – 464 с.
10. Михайлов А.Д. Молодые герои Кретьена // Кретьен де Труа. Ланселот, или Рыцарь телеги. – М.: Common place, 2013.
11. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 352 с.
12. Оксман Ю.Г. Пушкин в работе над романом «Капитанская дочка» // Пушкин А.С. Капитанская дочка. – М.: Наука, 1964. – 284 с. – (Лит. памятники).
13. Пушкин А.С. Капитанская дочка. – М.: Наука, 1964. – 284 с. – (Лит. памятники).
14. Руа Ж.Ж. История рыцарства. – М.: Алетейа, 2001. – 244 с.
15. Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века. – М.: Мол. гвардия, 2006. – 357 с. – (Повседневная жизнь человечества).
16. Штейн А.Л., Черневич М.Н. История французской литературы. Часть 1. – М, 1995. – 344 с.
Читать дальше