Доверьте специалистам написание рефератов на заказ в Перми и посвятите время себе.
Вместо того, чтобы находить конструктивные выходы, они чаще прибегают к защитным механизмам, которые регулируют их поведение. В последнее время печатные издания и журналы стали все чаще информировать о враждебных проявлениях со стороны младших подростков в отношении педагогов. В принятых в 2020 году поправках к Конституции Российской Федерации подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим». На сегодняшний день здоровье и безопасность каждого ребенка – необходимое условие дальнейшего развития общества. В Следственном комитете подвели статистику привлекавшихся к ответственности в 2022 году младших подростков, и таким образом обвиняемыми по уголовным делам в производстве ведомства стали 10 843 несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, число тяжких преступлений в этой возрастной группе. [5] Заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик Российской академии образования А. Асмолов заметил, что сейчас наблюдается чрезвычайный подъем детской агрессии и сложного деструктивного поведения: «Прежде всего, это ответ на чрезвычайно агрессивную внешнюю среду, мир взрослых, – рассуждает эксперт. – Но вторая ключевая проблема – отсутствие даже элементарных форм диагностики опасных проявлений. В результате получаем классическую ситуацию, когда у семи нянек дитя без глазу». [6] Часто образовательные организации прибегают к отдельным мероприятиям, которые направлены на запугивание младших подростков, а не на их позитивное развитие (это видно, например, введением в школы «Совета профилактики» с участием полиции). Однако, вместо того чтобы активно работать с родителями и предотвращать агрессивное поведение младших подростков, образовательные организации ограничиваются лишь коррекцией уже сформировавшихся нежелательных форм поведения у младших подростков. Это приводит к недостаточному вниманию к более глубоким проблемам, которые могут возникнуть в школьной среде. Например, межличностные конфликты, проблемы адаптации, психологические трудности и другие аспекты, влияющие на общую атмосферу и успех учащихся. Предотвращение агрессивного поведения должно стать приоритетом для образовательных организаций, и это требует более системного подхода. Тема агрессии в психологической науке является давней и хорошо изученной. Существует множество фундаментальных теорий исследований, которые помогают нам понять причины агрессивного поведения у подростков. Известные ученые, такие как З. Фрейд, К. Лоренц, Л. Берковиц, А. Басс, А.Бандура, А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, Л.М. Семенюк, Ф.Е. Василюк, Ю.В. Егошкин, внесли значительный вклад в наше понимание природы и механизмов агрессии [70; 35; 11; 9; 8; 44; 26; 58; 16; 21]. Индивидуальные и типологические особенности агрессии разъяснены такими учеными как Р. Бэрон, Д. Ричардсон, П.А. Ковалев, Т.Н. Курбатова, О.Ю. Михайлова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева [14; 25; 32; 37; 53; 56]. Проблемы профилактики агрессивного поведения подростков представлены в исследованиях З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, А. Басса, А. Бандуры, А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского, Р. Бэрона, Д. Ричардсон, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева и др. [70; 35; 11; 9; 8; 44; 26; 14; 53; 56]. В психологических исследованиях агрессии ученые всегда интересовались ее происхождением и пытались выяснить причины и особенности ее проявления в разных возрастах. Также они исследовали зависимость агрессивного поведения от личностных черт и ситуационных факторов. Исследования показывают, что именно в критические периоды жизни агрессивность достигает своего пика. Это отражается как во внешнем поведении индивида, так и в его внутренней психологической организации. Изучение динамики агрессивности на протяжении младшего подросткового возраста имеет большое значение не только для коррекции, но и для психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения. Результаты анализа научных и психолого-педагогических исследований выявили противоречие: между возрастающими потребностями общества в решении проблемы агрессивного поведения младших подростков и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения для психолого-педагогической профилактики в условиях общеобразовательной организации. Проблема исследования: каковы методы и формы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации? Цель исследования разработка и апробация программы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации. Объект исследования процесс психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации. Предмет исследования методы и формы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в общеобразовательной организации. Гипотеза основана на предположении о том, что деятельность по психолого-педагогической профилактике агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации будет эффективна, если будет реализовываться в соответствии с психолого-педагогической программой, которая включает комплекс мероприятий, направленный на обучение ребенка способам выражения гнева, навыками контроля и управления собственным гневом, формирование конструктивных навыков общения, обучение педагогов и родителей приемам эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми. Задачи: 1) Уточнить понятия «агрессивность», «агрессивное поведение», «психолого-педагогическая профилактика агрессивного поведения». 2) Выявить специфику проявления агрессивного поведения у младших подростков, его виды, формы, причины и мотивы. 3) Охарактеризовать возрастные и психолого-педагогические особенности младших подростков в контексте рассматриваемой проблемы. 4) Сравнить отечественный и зарубежный опыт в области профилактики агрессивного поведения подростков. 5) Разработать, теоретически обосновать программу по профилактике агрессивного поведения младших подростков, провести ее апробацию в условиях общеобразовательной организации. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: 1) Теоретические методы: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме, изучение документации, сравнение и обобщение данных. 2) Эмпирические методы: наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, анализ учебной документации и продуктов деятельности детей, эксперимент. 3) Метод обработки данных: ранжирование, регистрация, количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая и графическая обработка результатов экспериментальной деятельности. Эмпирическая база исследования: констатирующий и формирующий эксперимент проводился в МАОУ «СОШ № 4 им. Е.А. Жданова» г. Колпашево. В эксперименте приняли участие учащиеся 5 «Б» и 5 «В» классов в количестве 40 человек. Практическая значимость результатов исследования: Разработанная психолого-педагогическая программа по профилактике агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации «Учимся управлять собой» внедрена в образовательную практику МАОУ «СОШ № 4 им. Е.А. Жданова» г. Колпашево. Результаты исследования могут служить теоретической и практической базой для решения проблемы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации. Материалы исследования, включая программу психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков, программу диагностического исследования и памятку для родителей, могут быть использованы классным руководителем, социальным педагогом, педагогом-психологом, родителями. Апробация результатов исследования: основные идеи и результаты исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы на базе МАОУ «СОШ № 4 им. Е.А. Жданова» г. Колпашево. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (57 наименований) и приложения. В работе содержится 9 рисунков, 10 таблиц, общий объём работы 94 страницы.