ВВЕДЕНИЕ 3 1 Теоретические аспекты психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации 9 1.1 Понятия агрессии и агрессивного поведения младших подростков в психолого-педагогической литературе 9 1.2 Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения младших подростков 15 1.3 Анализ отечественного и зарубежного опыта психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков 25 2 Разработка программы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации 38 2.1 Содержательный и критериально-диагностический компоненты программы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации 38 2.2 Реализация программы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации 48 Заключение 68 Список использованных источников и литературы 72 Приложение А Аннотация 80 Приложение Б Результаты заимствования в тексте 84 Приложение В Методики исследования 85

Программа психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации

дипломная работа
Педагогика
79 страниц
56% уникальность
2023 год
27 просмотров
Преснова Е.
Эксперт по предмету «Социальная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1 Теоретические аспекты психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации 9 1.1 Понятия агрессии и агрессивного поведения младших подростков в психолого-педагогической литературе 9 1.2 Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения младших подростков 15 1.3 Анализ отечественного и зарубежного опыта психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков 25 2 Разработка программы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации 38 2.1 Содержательный и критериально-диагностический компоненты программы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации 38 2.2 Реализация программы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации 48 Заключение 68 Список использованных источников и литературы 72 Приложение А Аннотация 80 Приложение Б Результаты заимствования в тексте 84 Приложение В Методики исследования 85
Читать дальше
Исследование агрессивности младших подростков имеет особую актуальность в свете современных вызовов общественной жизни. Сегодняшний мир стал сложнее, и это связано с множеством факторов, которые оказывают влияние на подростковый возраст. Одним из них является разрыв между поколениями, который приводит к потере связи и последовательности в передаче ценностей и традиций. Многие подростки сталкиваются с отсутствием духовности в своей жизни, что может привести к эмоциональным и поведенческим проблемам. Важно отметить, что современные младшие подростки также подвержены влиянию посторонних ценностей и идеалов. С развитием технологий и доступом к информации, они сталкиваются с различными внешними воздействиями, которые могут влиять на их поведение и отношение к окружающему миру. Кроме того, падение образовательного и культурного уровня подрастающего поколения также оказывает свое влияние на агрессивность младших подростков. За последние годы наблюдается увеличение агрессивности среди младших подростков. Они проявляют эмоциональную грубость и злобу как по отношению к своим сверстникам, так и к взрослым вокруг них. Также отмечается повышенная тревожность и неспособность справляться с трудными ситуациями.


Доверьте специалистам написание рефератов на заказ в Перми и посвятите время себе.


Вместо того, чтобы находить конструктивные выходы, они чаще прибегают к защитным механизмам, которые регулируют их поведение. В последнее время печатные издания и журналы стали все чаще информировать о враждебных проявлениях со стороны младших подростков в отношении педагогов. В принятых в 2020 году поправках к Конституции Российской Федерации подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим». На сегодняшний день здоровье и безопасность каждого ребенка – необходимое условие дальнейшего развития общества. В Следственном комитете подвели статистику привлекавшихся к ответственности в 2022 году младших подростков, и таким образом обвиняемыми по уголовным делам в производстве ведомства стали 10 843 несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, число тяжких преступлений в этой возрастной группе. [5] Заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик Российской академии образования А. Асмолов заметил, что сейчас наблюдается чрезвычайный подъем детской агрессии и сложного деструктивного поведения: «Прежде всего, это ответ на чрезвычайно агрессивную внешнюю среду, мир взрослых, – рассуждает эксперт. – Но вторая ключевая проблема – отсутствие даже элементарных форм диагностики опасных проявлений. В результате получаем классическую ситуацию, когда у семи нянек дитя без глазу». [6] Часто образовательные организации прибегают к отдельным мероприятиям, которые направлены на запугивание младших подростков, а не на их позитивное развитие (это видно, например, введением в школы «Совета профилактики» с участием полиции). Однако, вместо того чтобы активно работать с родителями и предотвращать агрессивное поведение младших подростков, образовательные организации ограничиваются лишь коррекцией уже сформировавшихся нежелательных форм поведения у младших подростков. Это приводит к недостаточному вниманию к более глубоким проблемам, которые могут возникнуть в школьной среде. Например, межличностные конфликты, проблемы адаптации, психологические трудности и другие аспекты, влияющие на общую атмосферу и успех учащихся. Предотвращение агрессивного поведения должно стать приоритетом для образовательных организаций, и это требует более системного подхода. Тема агрессии в психологической науке является давней и хорошо изученной. Существует множество фундаментальных теорий исследований, которые помогают нам понять причины агрессивного поведения у подростков. Известные ученые, такие как З. Фрейд, К. Лоренц, Л. Берковиц, А. Басс, А.Бандура, А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, Л.М. Семенюк, Ф.Е. Василюк, Ю.В. Егошкин, внесли значительный вклад в наше понимание природы и механизмов агрессии [70; 35; 11; 9; 8; 44; 26; 58; 16; 21]. Индивидуальные и типологические особенности агрессии разъяснены такими учеными как Р. Бэрон, Д. Ричардсон, П.А. Ковалев, Т.Н. Курбатова, О.Ю. Михайлова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева [14; 25; 32; 37; 53; 56]. Проблемы профилактики агрессивного поведения подростков представлены в исследованиях З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, А. Басса, А. Бандуры, А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского, Р. Бэрона, Д. Ричардсон, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева и др. [70; 35; 11; 9; 8; 44; 26; 14; 53; 56]. В психологических исследованиях агрессии ученые всегда интересовались ее происхождением и пытались выяснить причины и особенности ее проявления в разных возрастах. Также они исследовали зависимость агрессивного поведения от личностных черт и ситуационных факторов. Исследования показывают, что именно в критические периоды жизни агрессивность достигает своего пика. Это отражается как во внешнем поведении индивида, так и в его внутренней психологической организации. Изучение динамики агрессивности на протяжении младшего подросткового возраста имеет большое значение не только для коррекции, но и для психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения. Результаты анализа научных и психолого-педагогических исследований выявили противоречие: между возрастающими потребностями общества в решении проблемы агрессивного поведения младших подростков и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения для психолого-педагогической профилактики в условиях общеобразовательной организации. Проблема исследования: каковы методы и формы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации? Цель исследования разработка и апробация программы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации. Объект исследования процесс психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации. Предмет исследования методы и формы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в общеобразовательной организации. Гипотеза основана на предположении о том, что деятельность по психолого-педагогической профилактике агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации будет эффективна, если будет реализовываться в соответствии с психолого-педагогической программой, которая включает комплекс мероприятий, направленный на обучение ребенка способам выражения гнева, навыками контроля и управления собственным гневом, формирование конструктивных навыков общения, обучение педагогов и родителей приемам эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми. Задачи: 1) Уточнить понятия «агрессивность», «агрессивное поведение», «психолого-педагогическая профилактика агрессивного поведения». 2) Выявить специфику проявления агрессивного поведения у младших подростков, его виды, формы, причины и мотивы. 3) Охарактеризовать возрастные и психолого-педагогические особенности младших подростков в контексте рассматриваемой проблемы. 4) Сравнить отечественный и зарубежный опыт в области профилактики агрессивного поведения подростков. 5) Разработать, теоретически обосновать программу по профилактике агрессивного поведения младших подростков, провести ее апробацию в условиях общеобразовательной организации. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: 1) Теоретические методы: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме, изучение документации, сравнение и обобщение данных. 2) Эмпирические методы: наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, анализ учебной документации и продуктов деятельности детей, эксперимент. 3) Метод обработки данных: ранжирование, регистрация, количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая и графическая обработка результатов экспериментальной деятельности. Эмпирическая база исследования: констатирующий и формирующий эксперимент проводился в МАОУ «СОШ № 4 им. Е.А. Жданова» г. Колпашево. В эксперименте приняли участие учащиеся 5 «Б» и 5 «В» классов в количестве 40 человек. Практическая значимость результатов исследования: Разработанная психолого-педагогическая программа по профилактике агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации «Учимся управлять собой» внедрена в образовательную практику МАОУ «СОШ № 4 им. Е.А. Жданова» г. Колпашево. Результаты исследования могут служить теоретической и практической базой для решения проблемы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации. Материалы исследования, включая программу психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков, программу диагностического исследования и памятку для родителей, могут быть использованы классным руководителем, социальным педагогом, педагогом-психологом, родителями. Апробация результатов исследования: основные идеи и результаты исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы на базе МАОУ «СОШ № 4 им. Е.А. Жданова» г. Колпашево. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (57 наименований) и приложения. В работе содержится 9 рисунков, 10 таблиц, общий объём работы 94 страницы.

Читать дальше
Проблема агрессивного поведения подростков в современном обществе является очень актуальной и охватывает множество аспектов. Научные исследования показывают, что наблюдается увеличение насильственных актов, связанных с агрессией и агрессивностью, которые могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами. Одной из причин агрессивного поведения подростков является влияние среды, в которой ребенок растет. В младшем подростковом возрасте наблюдается высокая частота агрессивного поведения, что является серьезной проблемой. Это связано с рядом факторов. Во-первых, подростки в этом возрасте проходят через значительные физиологические и психологические изменения, что приводит к нестабильности их эмоционального состояния. Они становятся более чувствительными к внешним воздействиям и готовыми защищаться, даже с использованием агрессии. Однако, необходимо отметить, что проблема агрессивного поведения подростков не ограничивается только их индивидуальными характеристиками. Также важным фактором является отсутствие системного подхода к профилактике агрессии в образовательных учреждениях. Необходимо разработать эффективные стратегии и методы, которые помогут предотвратить и снизить агрессивное поведение подростков. В свете этого, мы поставили перед собой цель исследования - определить содержание психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации. Теоретический анализ литературы показал, что: 1) Агрессивное поведение нельзя рассматривать без таких понятий, как «агрессия» и «агрессивность». Агрессия определяется любой формой поведения, имеющей цель нанесения вреда другому человеку. Агрессивность понимается как устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии. 2) Агрессивное поведение проявляется в различных формах, и нет единого основания для его классификации. Психолог А. Басс выделяет три основных параметра, чтобы охарактеризовать формы агрессивного поведения: физическую и вербальную агрессию, активную и пассивную агрессию, прямую и косвенную агрессию. С. Фешбах выделяет три типа агрессии: враждебную, инструментальную и экспрессивную. А.А. Реан обращает внимание на спонтанную и реактивную агрессию. Некоторые психологи, такие как Михайлова О.Ю., Можгинский Ю.Б. и Ратинов А.Р., выделяют мотивационную агрессию, агрессию как примитивную реакцию на неудовлетворительную ситуацию, как результат неправильной оценки ситуации и аффективную агрессию. Психолог И.А. Фурманов делит агрессивное поведение подростков на две формы: социализированная и несоциализированная. 3) Агрессивное поведение младших подростков может быть вызвано различными факторами, которые взаимодействуют между собой: – природный фактор, который связан с наличием агрессивности в личности подростка – некоторые подростки имеют склонность к агрессивным действиям уже с самого раннего возраста, что может быть связано с их генетической предрасположенностью или биологическими факторами – микросоциальные факторы, такие как взаимодействие в семье, референтной группе или школьном классе, могут оказывать значительное влияние на формирование агрессивного поведения младших подростков 4) Психолого-педагогическая профилактика агрессивного поведения -является самой эффективной формой воздействия на младших подростков. Она направлена на предотвращение негативных последствий агрессии, а не просто на ее исправление. Однако, несмотря на значимость данного аспекта, в настоящее время профилактические меры, предлагаемые практическими психологами в образовательных учреждениях, остаются недостаточно разработанными. 5) Системная профилактическая работа является одним из наиболее эффективных подходов к подростковой проблематике. Она направлена на обеспечение всестороннего развития подростка, а также на просвещение и консультирование его родителей и педагогов. Взаимодействие между подростком и его окружением, включая родителей и педагогов, играет важную роль в его развитии. На основании вышеизложенного нами была выдвинута гипотеза, основанная на предположении о том, что деятельность по психолого-педагогической профилактике агрессивного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной организации будет эффективна, если будет реализовываться в соответствии с психолого-педагогической программой, которая включает комплекс мероприятий, направленный на обучение ребенка способам выражения гнева, навыками контроля и управления собственным гневом, формирование конструктивных навыков общения, обучение педагогов и родителей приемам эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми. В МАОУ «СОШ 4 им. Е.А. Жданова» г. Колпашево было проведено исследование, целью которого было проверить предположение о том, что формирующий эксперимент может способствовать развитию коммуникативной компетентности и самосознания подростков, а также повышению информированности родителей и учителей о феномене возраста и индивидуальных особенностях младших подростков. Для этого были сформированы две группы учащихся 5-х «Б» и «В» классов. Одна группа была экспериментальной, а другая - контрольной. В экспериментальной группе проводился специально разработанный формирующий эксперимент, который включал в себя различные активности и задания, направленные на развитие коммуникативных навыков и самосознания младших подростков. Для решения поставленных в исследовании задач нами были применены методики на исследование склонности к агрессивному поведению: «Опросник Басса–Дарки», «Оценка агрессивности в отношениях» (А. Ассингер) в авторской модификации, «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой. В результате проведенной работы содержание исследования выглядит следующим образом: 1. По всем констатирующим срезам методик у подростков контрольной и экспериментальной групп достоверных различий не обнаружено, дети практически имеют одинаковые уровни агрессивности. 2. По всем итоговым срезам методик по уровням агрессивности подростков контрольной и экспериментальной групп существуют достоверные различия: у подростков из экспериментальной группы уровень агрессивности понизился по сравнению с детьми из контрольной группы. На наш взгляд, причина этого явления заключается в успешной реализации психолого-педагогической программы профилактики среди школьников из экспериментальной группы. В ходе этой программы подростки приобрели новые навыки социального поведения, что в целом способствовало их лучшему самосознанию. Кроме того, родители и учителя начали использовать более эффективные методы взаимодействия с подростками, что создало благоприятные условия для развития их коммуникативной компетентности и осознания себя. Программа профилактики имела значительный положительный эффект на уровень агрессивности подростков по сравнению с периодом до ее начала. Таким образом, полученные результаты позволяют нам констатировать тот факт, что профилактическая программа, реализованная нами в ходе формирующего эксперимента с экспериментальной группой, оказала влияние на снижение агрессивности подростков. Следовательно, заявленная нами в исследовании гипотеза о том, что психологическая профилактика агрессивного поведения младших подростков будет эффективна, если будет реализовываться в соответствии с психолого-педагогической программой, которая включает комплекс мероприятий, направленный на обучение ребенка способам выражения гнева, навыками контроля и управления собственным гневом, формирование конструктивных навыков общения, обучение педагогов и родителей приемам эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми подтвердилась.
Читать дальше
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Москва : АСВ, 1999. – 86 с. 2. Айдингер, Ч. А. Профилактика агрессивного поведения обучающихся младшего подросткового возраста / Ч. А. Айдингер, Н. М. Ноговицына // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 78-2. – С. 7-9. 3. Алифанова, Е. М. Формирование коммуникативной компетенции подростков средствами театрализованных игр / А.А. Алифанова. – Москва : АСВ, 2001. – 321 с. 4. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии / Б. Г. Ананьев. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2011. – 74 с. 5. Андрюшина Л. О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.03 / Твер. гос. ун-т. - Тверь, 2003. - 28 с. 6. Антонян, Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан. – М.: Наука, 1991. – 248 с. 7. Бабаева, М. М. Социальные нормы и регуляция поведения / М. М. Бабаева – М.: «Просвещение», 2010. – 189 с. 8. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс – М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. – 512 с. 9. Басс, A. Психология агрессии / А. Басс // Вопросы психологии. – 1967. - № 3. – С. 60-67. 10. Белокопытов Ю. Н. Синергетика психолого-педагогического взаимодействия в процессе управления поведением личности // Сибирский педагогический журнал. – 2004. - №3. – URL: file:///C:/Users/User/Downloads/sinergetika-psihologo-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-v-protsesse-upravleniya-povedeniem-lichnosti.pdf (дата обращения 06.10.2023). 11. Берковиц, Л. Агрессия : причины, последствия и контроль : лучший в мире учебник по психологии агрессии / Л. Берковиц [пер. А. Боричев, Л. Царук, Л. Ордановская]. - Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 510с. 12. Бойко, И.Б. Проявление агрессии несовершеннолетних осужденных женского пола // Вопросы психологии. – 1993. – № 4. – С. 27˗31. 13. Булгаков, А. Наши неуправляемые подростки / А. Булгаков. – М.: Издательство «Москва», 2010. – 432 с. 14. Бэрон Р., Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – Санкт-Петербург, 2001. – 352 с. 15. Варич, Л. А. Психофизиологические характеристики младших подростков, проявляющих агрессию / Л. А. Варич, Н. В. Немолочная, Э. М. Казин // Актуальные вопросы науки и техники: проблемы, прогнозы, перспективы : Сборник тезисов национальной конференции, Кемерово, 15 октября 2019 года / Под общей редакцией И.С. Морозовой, И.А. Короткого. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2019. – С. 5-7. 16. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Василюк Ф.Е. //Теоретическая и прикладная социальная психология. - 1984. - №7 - С. 9-16. 17. Выготский, Л. С. Детская психология // Собрание сочинений. Том 4. – М.: Педагогика, 1984. – 433с. 18. Гахова, А. С. Проявление агрессии у младших подростков при разных стилях семейного воспитания / А. С. Гахова, Е. Н. Каткова // Актуальные проблемы психологии воспитания : материалы Краевого научно-практического семинара, Комсомольск-на-Амуре, 02 октября 2020 года / Под ред. С.В. Яремчук. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2020. – С. 8-12. 19. Дубравина С. А. Учимся работать с агрессивными детьми. URL: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/uchimsya-rabotat-s-agressivnymi-detmi-944037 (дата обращения 06.10.2023). 20. Дубровина, Д. А. Вербальная агрессия как признак социально-психологической дезадаптации младших подростков / Д. А. Дубровина // Психология обучения. – 2015. – № 7. – С. 105-111. 21. Егошкин, Ю. В. Специальная психология : курс лекций / Ю. В. Егошкин ; ГОУ ДПО «Рязанский обл. ин-т развития образования». - Рязань : Изд-во Рязанского обл. ин-та развития образования, 2008. - 162 с. 22. Захаренко, Т. С. Особенности агрессивного поведения подростков / Т. С. Захаренко, Н. А. Мосина // Молодой ученый. – 2016. – №27. – С. 782-785. 23. Златогорская, О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков / О. Златогорская // Школьный психолог. – 2003. – № 30. – С. 32–40. 24. Карелина, А.А. Психологические тесты / А.А. Карелина. – Москва : Академия, 2001. – 118 с. 25. Ковалев, П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Рос. пед. ун-т. - Санкт-Петербург, 1996. - 18 с. 26. Коломинский, Я. Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.— 2-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1986.—223 с: ил. 27. Кон, И. С. Какими они себя видят? / И. С. Кон // Популярная психология для родителей под ред. А. А. Бодалева / И. С. Кон. – М.: Педагогика, 2008. – 256 с. 28. Креч, Д. Элементы психологии / Д. Креч, Р. Кратчфилд // Вопросы психологии. – 1992. – №1. – С. 84–89. 29. Крылов, А. А. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылов. – Санкт-Петербург, 1999. – 314 с. 30. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – Москва : УРАО, 2007. – 145 с. 31. Куликова, Н. Е. Агрессивное поведение младших подростков как психолого-педагогическая проблема / Н. Е. Куликова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях, Новосибирск, 02–04 декабря 2020 года / Под редакцией Н.Е. Лукьянова. Том Часть 1. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. – С. 61-62. 32. Курбатова Т. Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности «Hand-test» / Курбатова Т.Н., Муляр О.И. // Методическое руководство. -2001. - 64 с. 33. Литвак, Н. Наши хорошие подростки / Н. Литвак. – М.: Издательство «Альпина нон-фикшн», 2010. – 254 с. 34. Литвинова Г. Б. Программа профилактики агрессивного поведения детей. URL: https://studylib.ru/doc/783102/programma-individual._noj-raboty-profilaktiki-i-korrekcii- (дата обращения 06.10.2023). 35. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) / К. Лоренц – М.: Просвещение, 2009. – 365 с. 36. Макарова, И. А. К вопросу о проявлении агрессии у младших подростков / И. А. Макарова, Т. В. Дуденко // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии : сборник материалов X Международной научно-практической конференции, Махачкала, 22 мая 2016 года. – Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью «Апробация», 2016. – С. 112-113. 37. Михайлова, О. Ю. Криминальная сексуальная агрессия: теоретико - методологический подход : [Монография] / О.Ю. Михайлова; Рост. регион. отд-ние Рос. психол. о-ва [и др.]. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2000. - 146, [2] с. 38. Можгинский, Ю. Б. / Агрессивность детей и подростков // Ю.Б. Можгинский. – М: Когито, 2009. – 181 с. 39. Никитин, А. В. Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте / А.В. Никитин. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – 173 с. 40. Новик, H. H. Коммуникативные навыки и их формирование у подростков с отклоняющимся поведением / H.H. Новик// Филология и культура. – 2012. – №1. – С. 46–52. 41. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования / Р.В. Овчарова. – Москва: Проспект, 2000. – 63 с. 42. Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – Москва : Просвещение, 2001. – 274 с. 43. Островская, М. И. Проявление агрессии у детей младшего школьного возраста и подростков / М. И. Островская, И. И. Прудникова // Психологическая студия : Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова / под редакцией С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи. Том Выпуск 8. – Витебск : Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2016. – С. 171-173. 44. Петровский А. В. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. - М.: Политиздат,1998. - 494 с. 45. Погодаева, М. А. Взаимосвязь тревожности с агрессией у младших подростков / М. А. Погодаева, А. И. Алонцева // Инновационные научные исследования. – 2022. – № 2-3(16). – С. 64-70. 46. Полякова, А. С. Особенности проявления агрессивного поведения у детей младшего подросткового возраста / А. С. Полякова, К. С. Шалагинова // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. – С. 78. 47. Попов, В. А. Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков / В. А. Попов / учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. В. А. Попова. — М.: Академия. — 2013. — 176 с. 48. Прихожан, А. М. Тревожность у подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Москва : Проспект, 2000. – 216 с. 49. Прошкина З. А. Особенности агрессивности младших подростков с разным уровнем личностной тревожности / З.А. Прошкина, Г.П. Звездина // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2020. - № 18. – С. 44-64. 50. Психологический словарь / Под ред. В.Н. Зинченко, Б.Г.Мещерякова. Изд–е 2–е. М.. – ФЕНИКС, 2014.– 243 с. 51. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – Санкт-Петербург, 2000. – 342 с. 52. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. – Москва : Просвещение, 2002. – 239 с. 53. Реан, А. А. Психология изучения личности / А.А. Реан. – Москва : Академия, 2001. – 288 с. 54. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. / 2–е изд., перераб. и доп. / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 2000. – 384 с. 55. Романов, А. А. Направленная игротерапия агрессивности у подростков: альбом диагностических и коррекционных методик / А.А. Романов. – Москва : Романов, 2001. – 218 с. 56. Румянцева, Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. – С. 51-64. 57. Рычкова, И. А. Поведенческие расстройства у подростков. Диагностика, коррекция, психопрофилактика / И.А. Рычкова. – Москва : Просвещение, 2003. – 210 с. 58. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – Москва : Воронеж, 2006. – 214 с. 59. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416с. 60. Социологический энциклопедический словарь : На рус., англ., нем., фр. и чеш. языках / Ред.- координатор Г. В. Осипов; Ин-т соц.-полит. исслед. Рос. акад. наук. Ин-т социологии Рос. акад. наук. - Москва : Норма : НОРМА- ИНФРА. М, 2000. – 480с. 61. Степанова, Н. В. Взаимосвязь уровня агрессивности с типами темперамента младшего подростка / Н. В. Степанова // Студенческая наука и XXI век. – 2022. – Т. 19, № 1-2(22). – С. 279-280. 62. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 541 с. 63. Субботина, Н. Д. Естественные и социальные составляющие агрессии / Н.Д. Субботина // Гуманитарный вектор. Серия: педагогика и психология. – 2010. – № 4. – С. 88-99. 64. Сулимова, Т. С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов / Т.С. Сулимова. – Москва : Академия, 2003. – 234 с. 65. Тарасова С. Ю. Взаимосвязь тревожности и агрессивности школьников, обучающихся в образовательных организациях разного типа / С.Ю. Тарасова, А.А. Асриян // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. – 2020. - № 1. – С. 10-19. 66. Тетеркина, П. В. Взаимосвязь типа детско-родительских отношений с особенностями проявления агрессии у младшего подростка / П. В. Тетеркина, С. В. Котовская // Актуальные проблемы правового, экономического и социально-психологического знания: теория и практика : материалы V Международной научно-практической конференции, Донецк, 20 мая 2021 года / ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия». Том 3. – Донецк: Цифровая типография, 2021. – С. 380-387. 67. Фельдштейн, Д. И. Психология воспитания подростка / Д.И. Фельдштейн. - Москва : Знание, 1978. - 47 с. 68. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. – Москва : Генезис, 2001. – 310 с. 69. Фопель, К. Как научить подростков сотрудничать? Психологические игры и упражнения / К. Фопель. – Москва : Генезис, 2001. – 215 с. 70. Фрейд, З. Психология Я и защитные механизмы / З. Фрейд; – М.: Педагогика.– Пресс, 2015.– 207 с. 71. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск, 2003. – 192 с. 72. Хухлаева, О. В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья / О.В. Хухлаева, Т.Ю. Кирилина, О.В. Федорова. – Москва : ЭКСМО–Пресс, 2000. – 320 с. 73. Чубарова Т. Ж. Коррекционная программа профилактики и снятия агрессивных состояний у детей «Управление гневом». URL: https://pedportal.net/starshie-klassy/psihologiya/korrekcionnaya-programma-profilaktiki-i-snyatiya-agressivnyh-sostoyaniy-u-detey-quot-upravlenie-gnevom-quot-263030 (дата обращения 06.10.2023). 74. Швидкий, А. А. Профилактика агрессивности младших школьников / А. А. Швидкий // Педагогика & Психология. Теория и практика. – 2020. – № 6(32). – С. 71-74. 75. Шестакова, Е. Г. Личностные предпосылки агрессии / Е. Г. Шестакова, Л. Я. Дорфман // Мир психологии. – 2011. - N 1. – С. 211-225.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Участие государственного обвинителя в суде 1 инстанции 
Количество страниц:
35
Оригинальность:
47%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Право
курсовая работа
Анализ использования процедур и функций в языке Паскаль
Количество страниц:
6
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Программирование
курсовая работа
Денежно-кредитная политика: понятия и инструменты
Количество страниц:
35
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image