Введение 3
Глава 1. Методология профориентационной работы в начальном звене общеобразовательной школы 5
1.1Профориентация в структуре деятельности педагога-психолога общеобразовательной школы 5
1.1.1Профориентация – это 5
1.1.2Профориентация в школе 6
1.1.3Анализ профориентационных задач в ФГОС НОО 7
1.1.4Профориентационные задачи в программе воспитания 8
1.1.5Задачи и методы профориентации младших школьников в профориентационном минимуме 9
1.1.6Вывод: задачи и направления профориентационной работы со младшими школьниками в деятельности педагога психолога 10
1.2 Задачи и направления профориентационной работы со младшими школьниками 10
Глава 2. Исследование заказа на профориентационную работу в начальном звене общеобразовательной школы 14
2.2 Организация экспериментальной работы 20
2.3. Итоги экспериментальной работы 22
Заключение 25
Список использованной литературы 28
Приложение 1 31
Приложение 2 32
Приложение 3 33
Читать дальше
Следующий диагноз профориентации характерен для детей младшего школьного возраста по их психолого-педагогическим особенностям.
В психолого-педагогической науке существуют различные методы, средства и приемы формирования ранней профориентации младших школьников, обладающие определенным активационным потенциалом. Частью системы профориентационного сопровождения учащихся является пропедевтика предпрофессиональной подготовки через индивидуализацию образовательного процесса начальной школы в рамках новых возможностей, установленных федеральными образовательными стандартами (ФСОВ). Участие в олимпиадах активизирует познавательную деятельность младших школьников, а также способствует формированию ранних профориентационных установок в процессе участия.
В результате участия во Всероссийской олимпиаде «Ремесла и мастера прошлого и настоящего» у младших школьников будут развиваться:
– исходные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
– уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
– базовые представления об основных профессиях;
– оценить отношение к учебе как виду творческой деятельности;
– элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
– начальные навыки работы в команде, включая разработку и реализацию образовательных и обучающих проектов;
– способность проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость при выполнении рабочих задач;
- умение поддерживать порядок на рабочем месте;
- бережный подход к результатам своего труда и труда
Основная цель профессионального самоопределения - постепенное формирование внутренней готовности младшего школьника к сознательному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития. Работа профориентационной работы в школе проходит в несколько этапов (этапов), которые предопределяются общими целями профориентационной работы и динамикой профориентационной работы ученика. Профориентация призвана обеспечить решение проблем профессионального образования и консультирования учеников, пробудить профессиональный интерес и склонность к определенной профессии, поэтому начинать профориентацию необходимо в раннем возрасте.
Проведя исследование, мы увидели, что у большинства детей сформировались представления о мотивах выбора будущей профессии.
Правильная организация профессионального самоопределения в средней школе позволяет решать проблемы жизненного самоопределения школьников на качественно новом уровне, повышая уровень их базовой культуры и профессиональной педагогической культуры учителей. Показателями неэффективного формирования культуры профессионального самоопределения учащихся младшего школьного возраста и их положительного отношения к труду являются:
1. Понимание требований к выбору профессии, включающее знания о трудящихся людях и мире профессий, осознание социальной значимости труда и профессиональной деятельности, наличие начальных навыков анализа содержания труда и профессий.
2. Интерес и активность к познанию мира профессий, что свидетельствует о наличии душевных переживаний, радости и удовлетворенности деятельностью, направленной на ознакомление с трудовыми процессами, стремлении самостоятельно получить знания о неизвестных профессиях.
3. Стремление приобрести общие трудовые навыки, твердое отношение к работе, необходимость активной проверки своих сил при выполнении различных видов работ, проявление самостоятельности и творческих способностей.
Читать дальше
Нормативные источники:
1. Концепция региональной системы профессиональной ориентации населения на период до 2020 года [Электронный ресурс] : протокол заседания Координационного совета по кадровой политике при Губернаторе Самарской области от 03.06.2014 г. № 25 // https://cposo.ru/rs/sovet/koncepcia_proforientaci.pdf
2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] / федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Интернет портал Российской газеты – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373 — Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ ФГОС_НОО.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
4. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ
5. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства Минтруда РФ от 27.09.1996 г. № 1 // https://base.garant.ru/136694
6. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 г. № 441 // http://economy.samregion.ru/upload/iblock/82a/strategiya-so_2020.pdf
Литература и статьи:
7. Антонова, М. В. Региональный технопарк: профессиональная ориентация с детьми младшего возраста [Текст] / М. В. Антонова // Платформа-навигатор: развитие карьеры. — 2018 — № 3 — С. 31–38.
8. Варламова Д.А., Судаков Д.В. Атлас профессий будущего. М. // Издательтво Интеллектуальная литература», 2019. С. 68.
9. Карпова И.И. Пекарь. М. // Издательство: Настя и Никита, 2019. С. 24-40.
10. Киструй, А. К. Профориентационная работа с младшими школьниками / А. К. Киструй. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 46–48. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72440/ (дата обращения: 17.10.2023).
11. Организация профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями [Текст]: метод. рекомендации / И. А. Килина, Е. А. Доренбуш, Н. В. Осипова, Е. В. Понамарева ; под общ. ред. В. И. Сахаровой. — Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2019 — 110 с. — (Профориентация).
Интернет-источники:
12. Бюро профориентации [Электронный ресурс] / 2017. Режим доступа: http://prof-buro.ru
13. Профессиональная ориентация младших школьников в школе [Текст] : метод. пособие / авт.-сост. И. А. Симонова. — Копейск : МУДПО «Учебно-методический центр», 2018 — 30 с.
14. Профориентация [Электронный ресурс] / 2017. Режим доступа: https://proforientator.ru
15. Профориентация для школьников по-новому [Электронный ресурс] / 2018. Режим доступа: https://academy-prof.ru/blog/proforientacija-vsovremennoj-shkole
16. Профориентация в начальной школе – первый шаг к выбору профессии [Электронный ресурс] / 2018. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/637831
17. Работа по профориентации в начальной школе [Электронный ресурс] / 2018. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialymo/2016/11/04/rabota-po-proforientatsii-v-nachalnoy-shkole
Зарубежные источники:
18. Kadriya, I. Pedagogical Potential of the Career Guidance Course “Professional Career Planning” to Form Pupils and Students’ Self-Determination in the Integrated System “School – Vocational College” / I. Kadriya. – Review of European Studies. – Vol. 7. – January 2018. – Pages 80–85.
19. Maltsev, A. Gender Approach in Professional Orientation of School Students / A. Maltsev. – The Fifth International Luria Memorial Congress «Lurian Approach in International Psychological Science». – April 2018. – Pages 577– 586.
20. Suryadi, B. Career orientation of senior secondary school students / B. Suryadi. – SHS Web of Conferences. – May 2018. – Pages 14–23
Читать дальше