Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитательного аспекта использования исторического материала 5
1.1. Понятие и значение воспитательного аспекта на уроках истории 5
1.2. Методы и приемы воспитательного воздействия через исторический материал 6
1.3. Историческое сознание и воспитание гражданской позиции учащихся 8
Глава 2. Практическая реализация воспитательного аспекта на уроках истории России в 9 классе 11
2.1. Анализ учебных программ и учебников по истории России на предмет воспитательного содержания 11
2.2. Рекомендации по внедрению воспитательного аспекта в учебный процесс на уроках истории 16
Заключение 19
Список литературы 21
Читать дальше
В ходе проделанной курсовой работы, наш фокус был уделен анализу и исследованию тем, связанных с воспитательным аспектом использования исторического материала на уроках истории России в 9 классе. Важно подчеркнуть, что данная работа была систематически разбита на две основные главы, что позволило нам обозреть как теоретические аспекты данной проблематики, так и рассмотреть ее практическое воплощение.
Первая глава глубоко осветила теоретические основы воспитательного аспекта в использовании исторического материала. Основное внимание было приковано к понятию и значению этого воспитательного аспекта в рамках уроков истории. В результате анализа было выявлено, что исторический материал несет в себе огромное воспитательное значение, помогая формировать ценностные ориентации учащихся и развивать их критическое мышление, а также гражданскую позицию. Особое внимание было уделено методам и приемам воспитательного воздействия с использованием исторического материала, которые делают процесс обучения на уроках истории более увлекательным и познавательным. Кроме того, в главе акцентировалось внимание на значимости формирования исторического сознания и гражданской позиции среди учащихся, что является ключевой задачей в процессе их подготовки к будущей гражданской ответственности.
Во второй главе мы рассмотрели практическое применение воспитательного аспекта на уроках истории России в 9 классе. Здесь был проведен анализ учебных программ и учебников по истории России с учетом воспитательного содержания, что позволило выявить как сильные, так и слабые стороны существующего материала и подготовки учителей. По результатам анализа были сформулированы рекомендации по внедрению воспитательного аспекта в учебный процесс на уроках истории. Эти рекомендации охватывают широкий спектр мероприятий, начиная от использования исторического материала для продвижения образовательного контента, до разнообразных методов обучения, включая интерактивные формы, а также использование современных технологий, стимулирование активного обучения и междисциплинарные подходы.
В завершении хотелось бы подчеркнуть, что внедрение воспитательного аспекта на уроках истории России в 9 классе обладает высокой актуальностью и важностью для формирования образованных и граждански ответственных личностей. Правильное использование предложенных в данной работе рекомендаций и методов способствует не только улучшению интереса учащихся к предмету, но и формированию гражданских качеств, необходимых для успешного участия в современном обществе. Этот подход помогает учащимся глубже понимать исторические процессы и их воздействие на современный мир, что приобретает все большее значение в современной системе образования.
Реализация воспитательных задач на уроке – это длительный и кропотливый процесс, и постановка таких задач целесообразна на серию уроков или раздел. Если прежде приоритет всегда отдавался образовательным целям, то сегодня на первый план выступают воспитательные и развивающие цели, тем самым в содержании образования усиливается морально-нравственный аспект.
Урок истории обладает важным потенциалом влиять на становление очень многих качеств личности учеников. Воспитательный аспект урока должен предусматривать и использование содержания учебного материала, и оптимальный выбор технологий обучения, и продуманность форм организации познавательной деятельности. Всё это во взаимодействии способствует формированию и развитию патриотических, нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности школьника, что в свою очередь направлено на решение тех задач, которые перед нами выдвигает современная образовательная стратегия государства.
Читать дальше
1. Анализ рабочей программы по Истории России 6-10 классы Андреев И.Л., Данилевский И.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studylib.ru/doc/6213723/analiz-rabochej-programmy-po-istorii-rossii-6-10-klassy-an... (дата обращения: 23.10.2023)
2. Бакурова Е. Н., Аверкиева А. А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА //Ученые записки Крымского федерального университета имени ВИ Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2022. – Т. 8. – №. 4. – С. 48-59.
3. Воспитательные аспекты в обучении истории. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/vospitatelnie-aspekti-v-obuchenii-istorii-3915663.html (дата обращения: 23.10.2023)
4. Воспитательный потенциал урока истории. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/vospitatelnyi-potentsial-uroka-istorii.html (дата обращения: 23.10.2023)
5. Историческое сознание молодежи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.civisbook.ru/files/File/Istoricheskoe_coznanie.pdf (дата обращения: 23.10.2023)
6. Методология педагогики и методы педагогического исследования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kpfu.ru/portal/docs/F744995301/Pedagogika.v.sisteme.sovremennogo.antropologicheskogo.znaniya.Lekciya.3_4.pdf (дата обращение: 23.10.2023)
7. Науменюк Д. Н., Ковешникова О. Т. Использование исторической беллетристики на уроках истории в старших классах //Актуальные проблемы преподавания истории в образовательных организациях различных типов. – 2020. – С. 53-71.
8. Смыслов С. В. О некоторых методах раскрытия воспитательного потенциала уроков истории и обществознания //Universum: психология и образование. – 2020. – №. 3 (69). – С. 15-18.
9. History of Civics Education in the United States. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://civiced.org/papers/articles_role.html (дата обращения: 23.10.2023).
10. What the Research Says: History and Civics Education. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://circle.tufts.edu/latest-research/what-research-says-history-and-civics-education (дата обращения: 23.10.2023)
Читать дальше