Маркетинговая деятельность начинается с исследования рынка. Анализ выявляет факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей. Целью любого маркетингового исследования в конечном счете является формирование стратегии и тактики компании с учетом реально существующих и потенциально возможных факторов и условий рынка, с одной стороны, и ее позиции и перспектив – с другой.
В данной работе для проведения маркетингового анализа использованы такие методы, как: PEST, EFAS, SNW, SWOT-анализ, модель М. Портера и 4P:
PEST – это инструмент стратегического планирования, используемый для оценки влияния политических, экономических, социальных и технологических факторов на предприятие;
микросреда – это область прямого влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия. Основными элементами микросреды являются: потребители; поставщики; конкуренты; посредники; контактные аудитории. В качестве связующего звена между факторами внешней среды, исследуемыми в процессе PEST-анализа и организацией, является модель пяти сил М. Портера;
EFAS-анализ включает в себя оценку влияния факторов внешней среды на деятельность хозяйствующего субъекта. Каждой угрозе и возможности присваивается весовое значение и балльная оценка, что позволяет выявить наиболее значимые факторы;
метод «4P» представляет собой сравнительный анализ компании с конкурентами по четырем факторам: продукт, цена, сбыт, продвижение;
SNW-анализ – это анализ внутренних сильных, нейтральных и слабых сторон организации;
составление SWOT-матрицы позволяет систематизировать результаты выше приведенных методик и наглядно увидеть актуальные для компании угрозы и направления их устранения за счет сильных сторон и возможностей.
В современных условиях усилия менеджеров спортивных клубов направлены как на решение тактических и оперативных задач, основанных на комплексе маркетинга «4Р», так и на стратегических задачах и создании проектов, ориентированных на формирование ценностей и развитие долгосрочных взаимоотношений с потребителями спортивных услуг.
Спортивный клуб «WORK» имеет линейно-функциональную организационную структуру, предоставляет широкий спектр услуг в области спорта: занятия в тренажерном зале, персональные тренировки, групповые тренировки, занятия с детьми. Клубом разработан свой фирменный стиль, который используется в рекламной деятельности.
Функции по ведению маркетинговой деятельности в спортивном клубе возлагаются на его коммерческого директора. Организация стремится выстраивать позитивные отношения со своими клиентами, предоставляя высокое качество услуг по среднерыночным ценам. Спортивный клуб «WORK» продвигает свои услуги через официальный сайт и социальную сеть «Вконтакте». На сайте представлены основные направления деятельности клуба, прикреплены фото и видео обзоры залов, сделан акцент на преимуществе занятий в клубе для потребителей. Информация на странице во «Вконтакте» носит информационно-просветительский характер: оповещения о текущих акциях на абонементы и занятости, о предстоящих соревнованиях в клубе, о поступлении нового спортивного инвентаря. В целом при анализе эффективности продвижения спортивного клуба «WORK» в социальных сетях был сделан вывод о низкой развитости страницы, что показывают низкие коэффициенты вовлеченности подписчиков аккаунта. Было выявлено несоответствие между количеством подписчиков клуба и числом лайков, репостов, комментариев.
Маркетинговый анализ деятельности спортивного клуба «WORK» позволил выявить возможности и угрозы, сильные и слабые стороны организации в текущих экономических условиях. Угрозы: наличие риск роста заболеваемости в регионе и введения ограничительных мер, большое число конкурентов в г. Дзержинск, переход части потребителей в онлайн-тренировки из-за более низких цен. Возможности: увеличение спроса на здоровый образ жизни, развитие интернет-технологий и рекламы, ориентация потребителей при выборе спортивного клуба на спектр оказываемых услуг, соблюдение правил безопасности, обстановку. Сильные стороны клуба: ориентация на потребителя, построение сильного локального бренда, сотрудничество с тренерами с собственной клиентской базой. Слабые стороны: недостаточный ассортимент услуг, ограниченность сегмента потребителей, слабое продвижение.
С целью развития деятельности спортивного клуба «WORK» было порекомендовано реализовать проект по созданию и дальнейшему внедрению новой услуги под названием «Комплексная реабилитация легких, после перенесенного Covid-19», а также активизировать продвижение клуба в социальной сети «Вконтакте» через блогеров с привлечением внимания к новой услуге:
– единовременные затраты составят 1 410 000 руб.;
– постоянные расходы составляют 996 852 руб. в год;
– переменные затраты на единицу продукции составляют 181,42 руб.;
– цена услуги составляет 800 руб.;
– за 2024-2025 гг. прибыль составит 2 062 370 руб.;
– рентабельность инвестиций определена в размере 46,27 %;
– срок окупаемости мероприятий составит 2,16 года.
Социальная эффективность разработанных мероприятий заключается в повышении конкурентоспособности спортивного клуба «WORK» за счет создания уникальной спортивной услуги, повышения узнаваемости клуба и получения конкурентных преимуществ перед другими спортивными организациями г. Дзержинск.