Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению формирования профессиональной мотивации студентов 5
1.1 Понятие и сущность профессиональной мотивации 5
1.2 Особенности формирования профессиональных мотивов в процессе подготовки студентов 9
Глава 2. Практическая работа по исследованию формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза 13
2.1 Организация и методы исследования 13
2.2. Результаты исследования 15
Заключение 22
Список литературы 24
Приложение 26
Читать дальше
Анализ литературных источников по теме исследования свидетельствует, что на сегодняшний день в психологической науке накоплен богатейший материал в области изучения профессиональной мотивации как уникального психологического феномена, однако, мало исследований посвященных изучению ее у студентов педагогического вуза.
В литературных данных есть несколько трактовок понятия «профессиональная мотивация», но они похожи. Чаще всего профессиональная мотивация определяется как система внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности
Для эмпирического исследования формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза были подобраны три методики. Первая методика Т.И. Ильиной «Мотивация обучений в вузе», вторая – методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин). Третья – методика «Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. А. Реана)».
В результате диагностики учебной мотивации по методике Т.И. Ильиной «Мотивация обучений в вузе» было выявлено, что профессиональные мотивы отличаются на разных курсах. Мотив «приобретения новых знаний», который отражает познавательную сторону учебной деятельности студентов, доминирует на первом и втором курсах обучения. Мотив «овладение профессией» на протяжении всего обучения выражен минимально, но особенно у студентов третьего курса.
Результаты диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза по методике А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой также позволили проследить динамику мотивации. Так, для первокурсников на первом месте стоят учебно-познавательные мотивы и мотив престижа, наименее значимы коммуникативные мотивы. На втором курсе чуть снижаются учебно-познавательные мотивы, мотивы престижа и избегания и увеличиваются мотивы творческой реализации и профессиональные мотивы. На третьем курсе возрастает значимость коммуникативных мотивов, продолжает снижаться мотив престижа. Учебно-познавательные мотивы на 3 курсе составляют минимальное значение за все время обучения. На 4 курсе снова возрастает значимость учебно-познавательного мотива и профессионального мотива. Пятый курс отличается максимальным значением учебно-познавательных мотивов и социальными мотивами, которые отражают понимание, что от успехов в учебе зависит уровень материальной обеспеченности в будущем, полученные знания позволят добиться всего необходимого.
Кроме этого, было выявлено, что у студентов педагогического вуза преобладает внешняя профессиональная мотивация и внутренняя, при этом внешняя отрицательная не выявлена.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Читать дальше
1. Бердникова Г.И. Приемы мотивации студентов профессиональных образовательных организаций к профессиональной деятельности // В сборнике: Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения. Материалы Четвертой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2019. – С. 54-58.
2. Домрачева С.А. Взаимосвязь учебной мотивации и стиля деятельности педагога // Мат-лы Международной научно-практической конференции «Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации». – 2018. – С. 251-253.
3. Есекеева Г.У.Методы и приемы формирования профессиональной мотивации современных студентов // Сборник статей XII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки и образования». Пенза, 2021. – С. 220-222.
4. Железкина В.М. Особенности мотивации учебной деятельности современных подростков // В сборнике: За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества. Курск, 2021. – С. 89-92.
5. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Деловая книга, 2013. – 336 с.
6. Ковалевская Ю.Н. Мотивации учения у студентов ВУЗА // В сборнике: Молодость. Интеллект. Инициатива. Материалы III Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. – Прищепа. – 2015. – С. 203.
7. Морозов А.П., Семено А.А. Актуальные вопросы мотивации учебной деятельности обучающихся старших курсов с различными уровнями профессиональной идентичности // В сборнике: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 2023. – С. 78-80.
8. Мухина М.В., Каткова О.В., Мухина Е.С., Романов В.В. Особенности мотивации студентов педагогического вуза заочной формы обучения // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. – №6. – С.45-49.
9. Нургалиева М.К..Особенности мотивации учебной деятельности студентов // Психолог. – 2022. – № 2. – С. 1 – 7.
10. Редина О.В. Управление мотивацией профессионального развития в условиях введения профессионального стандарта педагога // Вестник науки. – 2019. – Т.3. – №3. – С. 12-14.
11. Румянцева И. А., Жернакова М. Б., Кротенко Т. Ю. Исследование уровня и структуры мотивации к учебе студентов бакалавриата по направлениям подготовки «Менеджмент», «Экономика» // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). – 2023. – №1. – С. 87–94.
12. Снегова Е.С., Богданова С.В., Ефимова С.В., Романов В.В. Профессиональные предпочтения и мотивация обучающихся как составляющие профессиональной готовности к педагогической деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – №1. – С. 391-395.
13. Умаров Т. Н., Кошонова С. Ш., Бегматов С. И. Особенности формирования профессиональной мотивации студентов педагогических специальностей в образовательном процессе в вузе // Бюллетень науки и практики. – 2023. – Т. 9. – №3. – С. 312-319.
14. Хурум С.Х. Формирование мотивации достижения у подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2018. – №5. – С.205–209.
15. Цымбалюк А.Э., Кряжева Е.В., Данилова Л.В. Развитие мотивации студентов процессе обучения в вузе // Ярославский педагогический вестник. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2020. – № 4. – Т. II. – С. 130–136
16. Якобсон П.М. Учебная деятельность.— М.: Педагогика, 2014.– 158 с.
Читать дальше