ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Психологические особенности детей подросткового возраста 5
1.2. Факторы психического благополучия подростков 9
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА 15
2.1. Исследование личности подростка 15
2.2 Практическая работа по развитию личности подростка 18
2.3 Результаты исследования 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Читать дальше
Подростковый возраст имеет особую значимость в процессе формирования и развития личности. В этот период формируется нравственно-волевая сфера, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям, возрастает самостоятельность ребенка, становятся более многообразными и содержательными все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности.
В соответствии с целью и задачами работы был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме возрастных особенностей подростков и работы с ними. Итоги работы позволяют сформулировать несколько тезисов. Подростки часто имеют неадекватную самооценку, плохо контролируют свои эмоции, но при этом стремятся быть взрослыми. В то же время у подростков часто отмечается высокий уровень тревожности, завышенные притязания и избегание трудностей. У них часто возникают проблемы в общении и нетерпимость при неудовлетворенности потребностей, при этом для них очень важно мнение окружающих.
Формирование личности подростка - это процесс становления социального «Я», на который влияет множество факторов. Он включает в себя все формы вовлечения индивида в культуру, обучение и воспитание, благодаря которым личность приобретает социальную природу. Одним из основных звеньев формирования личности подростков является семья, хотя из-за радикальных изменений в семье происходит некоторое снижение их воспитательной роли. Большое влияние на формирование личности подростка оказывают также психологические факторы, особенно самосознание и самооценка.
Важной чертой личности подростка является стремление к самоутверждению, выражающееся в самостоятельности мнений, суждений, решений, стремлении занять свое место в обществе и, прежде всего, в среде сверстников. У подростков ярко выраженные чувства коллективизма, товарищества, долга и чести. Они быстро изучают моральные нормы и правила поведения, принятые в коллективе ровесниками, ценят общественное мнение товарищей.
На основе анализа этих материалов разработана программа с картотекой игр для обеспечения психолого-педагогических условий, способствующих формированию личности ребенка
Результаты экспериментального исследования показали, что у большого количества подростков высокий и средний уровень тревожности, при этом факторами высокой тревожности оказались: страх не соответствовать ожиданиям, общая тревожность к школе, страх ситуации проверки знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями. Некоторые подростки имели низкую самооценку. Согласно результатам по методике «Подростки о родителях» (Е. Шафер), подростки склонны считать, что в их семье родители слишком доминируют, не воспитывается самостоятельность, отношение к школе у них плохое, они считают воспитание жестким, отмечают, что в семье отсутствуют взаимопомощь и общность интересов. После первичной диагностики была проведена коррекционная работа, с применением игровых методик. Повторные результаты диагностики показали, что показатели улучшились.
Читать дальше
1. Гут Ю.Н. Проблема диагностики и профилактики девиантного поведения подростков в современном обществе / Ю.Н. Гут // В сборнике: Научная инициатива в психологии. Межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых. Курск, 2019. С. 71-75.
2. Зорина Н.С. Влияние семьи на поведение подростков / Н.С. Зорина, Д.Н. Зорин // В сборнике: Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. Научно-практическое ежеквартальное издание. Москва, 2021. – С. 359-362.
3. Индейкина О.С., Николаева А.О. Исследование тревожности у школьников 13-15 лет / О.С. Индейкина // Научный альманах. – 2021. –№10. – С. 136-138.
4. Ковалева Е.М. Мотивация поведения у подростков / Е.М. Ковалева // Научный альманах. 2020. – №3. – С. 89-91.
5. Королева А.Ф. Социально-психологические особенности подросткового возраста / А.Ф. Королева, Н.С. Королева // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – №118. – С. 76–78.
6. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология / И.Ю. Кулагина. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 480 c.
7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие / Л.Ф. Обухова. – М.: Москва. – 2021. – 249 с.
8. Разумова Е.М. Тревожность в структуре личности / Е.М. Разумова, Я.А. Павлушина // В сборнике: психология личности. – Магнитогорск, 2019. – С. 155-161.
9. Рахмонова Д.З. Самооценка, самоконтроль как механизм самовоспитания подростков / Д.З. Рахмонова // Вестник Таджикского национального университета. – 2019. – №10. – С. 261-265.
10. Савинова А.В. Взаимосвязь мотивации и самооценки личности подростков / А.В. Савинова, О.Д. Стародубец // Аллея науки. – 2021. – Т.1. – №7. – С. 58-63.
11. Сорокина Е.В. Теоретическое исследование особенностей подросткового возраста / Е.В. Сорокина // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – №51. – С. 143–148.
12. Чашкина Ю.А. Особенности социальной идентичности подростков, склонных к девиантному поведению / Ю.А. Чашкина // Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. 2019. С. 337-339.
13. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высшей. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Прогресс, 2019. – 296 с.
Читать дальше