Для оценки рисковой составляющей проекта необходимо провести анализ внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся угрозы, связанные с экономической ситуацией в стране, рынков сбыта. К внутренним – эффективность управления организацией.
Внутренние риски:
– низкая посещаемость заведения вследствие неготовности специалистов и предпринимателей к переходу на работу в формате коворкинга. Решить эту проблему возможно при помощи продуманной маркетинговой стратегии, которая позволит донести до целевой аудитории все преимущества коворкинг-центров;
– снижение репутации самого коворкинг-центра в кругу целевой аудитории при ошибках в управлении или снижении качества услуг. Снизить риск возможно при тщательном отборе персонала и контроле за качеством предоставляемых услуг, а также мониторинге отзывов посетителей;
– сезонность продаж коворкинга: в периоды отпусков и праздников количество посетителей коворкинг центров сокращается. Чтобы нивелировать данный риск, предполагается использование альтернативных способов извлечения выгоды. Например, в период праздников рекомендуется использовать пространство коворкинг-центра как площадку для выставок, концертов, тематических вечеров и т.д. Другим методом привлечения посетителей может стать программа лояльности, акции и скидки. В летнее время можно адаптировать программу центра для студентов и школьников, предоставляя им скидки на посещение;
– поведение резидентов коворкинга. Поскольку коворкинг подразумевает объединение на одном пространстве различных людей, могут возникнуть трудности с дисциплиной. Для работы требуется поддержание определенной атмосферы и следованию правилам, обозначенным для посетителей коворкинг-центра. Этот риск является специфическим, бороться с ним достаточно тяжело. Минимизировать этот риск возможно за счет грамотной планировки рабочего пространства, предусматривающего наличие изолированных рабочих мест.
Внешние риски коворкинга:
– наличие более сильных и популярных конкурентов. Снизить влияние этого риска возможно при создании уникального предложения, которые не могут предложить конкуренты. Высокое качество услуг и гибкая ценовая политика являются основными конкурентными преимуществами, к которым должен стремиться коворкинг-центр;
– повышение стоимости закупочных материалов, аренды помещения. Нивелировать этот риск возможно при грамотном выборе партнеров и включении в договор всех необходимых требований и условий;
– снижение стоимости аренды под коворкинг традиционных офисных помещений из-за кризиса, что сделает коворкинг менее конкурентоспособным. Во избежание наступления этого риска необходимо создать разнонаправленный центр и диверсифицировать источники получения дохода.
Таблица 20 – Расчет средневзвешенной оценки риска по проекту
Наименование риска Средняя оценка экспертов Приоритет
(от 1 до 3) Вес риска (вероятность) Взвешенная оценка
Подготовительная стадия
1. Отношения с местной властью 50 2
2. Недопоставки комплектующих к оборудованию 80 1 0,14 11,2
3. Необходимость проведения НИОКР с заранее неизвестным результатом 45 1
Функционирование объекта
Финансовые риски
4. Неопределенность объема спроса на производимую продукцию (нестабильность сбыта) 51 2
5. Неопределенность уровня цен на производимую продукцию 51 2
6. Появление конкурентов 44 2
7. Рост цен на закупаемое сырье 60 1 0,16 9,6
8. Зависимость от поставщиков сырья 33 3
9. Недостаток оборотных средств 70 1
Социальные риски
10. Трудности с набором необходимого персонала
60
1
11. Уровень зарплаты, не устраивающий работников
45
2
12. Увольнение работника за нарушение ТК
35
3
13. Возможность получение производственных травм
60
2
0,09
5,4
Технические риски
14. Выход из строя оборудования 68 1 0,09 6,12
15. Нестабильность качества сырья 55 1
16. Непрерывность производства 40 1
Экологические риски
17. Вредность производства 10 3
18. Нарушение санитарных норм 100 1
Прочие риски
19. Недостаточный уровень менеджмента
60
2
20. Неорганизованность товаро- потока
40
1
21. Хищения 30 1
22. Пожар 75 3 0,3 22,5
23. Отключение электричества 70 3 0,22 15,4
24. Использование конкурентами активных маркетинговых действий
45
2
Итого: 1 70,22
Дисперсия:
(80-70,22)2*0,14+(60-70,22)2*0,16+(60-70,22)2*0,09+(68-70,22)2*0,09+(75-70,22)2*0,30+(70-70,22)2*0,22=13,39+16,71+9,40+0,44+6,85+0,01=46,8
Стандартное отклонение = 7,8 – средний риск
Выбирая ставку дисконтирования, следует учитывать, что чем выше ее значение, тем дольше срок окупаемости проекта. Однако слишком низкое значение ставки может привести к недооценке финансовых и предпринимательских рисков, неадекватной оценке планируемых доходов.
Для выбора ставки дисконтирования можно просто сложить данные относительные показатели или рассчитать среднее значение.
d= 1,13 / 1,15-1+0,078 = 0,061