ВВЕДЕНИЕ 5 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ 8 1.1 Синдром эмоционального выгорания: понятие, характеристика 8 1.2 Развитие и формирование личностных особенностей педагогов 17 1.3 Факторы развития и профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов 24 Выводы по главе 1 33 Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ 35 2.1 Диагностика уровня синдрома эмоционального выгорания педагогов 35 2.2 Система работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов 45 2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 71 Выводы по главе 2 75 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78 ПРИЛОЖЕНИЕ 85

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

дипломная работа
Психология
82 страниц
83% уникальность
2023 год
10 просмотров
Голубев Г.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 5 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ 8 1.1 Синдром эмоционального выгорания: понятие, характеристика 8 1.2 Развитие и формирование личностных особенностей педагогов 17 1.3 Факторы развития и профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов 24 Выводы по главе 1 33 Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ 35 2.1 Диагностика уровня синдрома эмоционального выгорания педагогов 35 2.2 Система работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов 45 2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 71 Выводы по главе 2 75 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78 ПРИЛОЖЕНИЕ 85
Читать дальше
Актуальность исследования: На сегодняшний день, проблема эмоционального выгорания педагогов одна из важнейших в образовании и психологии. Деятельность учителя постоянно связана с большим кругом людей, такими как обучающиеся, коллеги, администрация, родители, следовательно, преподаватель склонен к постепенному эмоциональному изнеможению, усталости и опустошению, что может негативно воздействовать на исполнение профессиональной деятельности, ухудшение психического и физического самочувствия. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов, работающих в общеобразовательной школе влияет на качество выполнения педагогических обязанностей в образовании. Все вышеизложенное и определяет актуальность исследуемой темы, а именно то, что учителя, в силу выполнения своих профессиональных обязанностей, связанных с постоянными контактами с большим количеством людей, более других подвержены синдрому эмоционального выгорания и с ними необходимо проводить работу по профилактике данного синдрома.


У наших авторов написание сочинений на заказ в Воронеже занимает минимум времени.


Исходя из актуальности темы была сформулирована проблема исследования, которая заключается в противоречие между наличием симптомов «эмоционального выгорания» у педагогов общеобразовательной школы и умением осуществлять профилактику данного синдрома. Объект исследования: эмоциональное выгорание педагогов общеобразовательной школы. Предмет исследования: работа по профилактике эмоционального выгорания педагогов общеобразовательной школы. Гипотеза исследования: профилактическая работа с педагогами общеобразовательной школы снижает уровень выраженности синдрома эмоционального выгорания. Цель данной работы состоит в составлении системы работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы. Исходя из поставленной цели, были определенны следующие задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие «синдром эмоционального выгорания», дать характеристику данному понятию; 2. Рассмотреть развитие и формирование личностных особенностей педагогов общеобразовательных школ; 3. Изучить факторы развития и профилактики синдрома эмоционального выгорания; 4. Провести эмпирическое исследование по определению уровня эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы; 5. Составить и реализовать систему работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов общеобразовательной школы. 6. Проанализировать эффективность составленной программы посредством полученных в результате контрольного этапа эксперимента, сделать выводы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обобщена и систематизирована информация о феномене эмоционального выгорания учителей, о факторах его возникновения и частоте проявления у педагогов общеобразовательных школ. Проведенный теоретический анализ синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ позволяет расширить представление об этом феномене. Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования, а также составленная система работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания, могут быть использованы психологами, а также непосредственно учителями для профилактики и коррекции эмоционального выгорания педагогов общеобразовательных школ. Степень разработанности исследования: в отечественной и зарубежной психологии существует большое количество исследований, посвященных синдрому эмоционального выгорания. Данной проблемой занимались такие авторы как А. Лэнгле, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.С.Старченкова, В.Е. Орел и др., зарубежные ученые - К. Маслач, М. Буриш, Г. Фреденбергер и многие другие. Однако проблема особенностей эмоционального выгорания учителей общеобразовательных школ является недостаточно изученной и требует дальнейшего рассмотрения. В работе использовались следующие методы исследования: - Теоретические методы: сравнение, анализ, классификация, обобщение. - Эмпирические методы: анкетирование, наблюдение. - Методы математическо-статистического анализа: анкетирование, составление таблиц, построение диаграмм, определение среднего арифметического показателя. Методики исследования: 1. «Диагностики эмоционального выгорания» В.В. Бойко; 2. Анкетирование учителей с помощью авторской разработанной анкеты. Эмпирическая база исследования: исследование проходило в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Гимназия №1» (МБОУ Гимназия №1), г. Мариинский Посад Чувашской Республики. Структура исследования: Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Читать дальше
В настоящее время, время социально-экономических перемен к специалистам, выполняющим свои профессиональные обязанности в постоянном контакте с другими людьми, общество предъявляет повышенные требования. Эти люди должны обладать рядом качеств, которые диктует их социальное окружение: коммуникативные и организаторские способности, умение быть уступчивым и добиваться своей цели, умение слушать и слышать собеседника, умения прислушиваться к советам окружающих и многое другое. Однако, самим работникам, постоянно находящимся в контакте со множеством людей, довольно сложно соответствовать всем этим критериям. Это приводит к повышенному состоянию тревожности и стресса, ухудшению как физического, так и психического здоровья работника «субъект-субъектной» сферы труда. Одной из проблем, связанной с психическим здоровьем, является проблема формирования «феномена эмоционального выгорания». Действие многочисленных объективных и субъективных эмоциогенных факторов вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, ведет к кризисам в работе, истощению и выгоранию. Анализируя результаты исследования выгорания у представителей разных профессиональных групп можно выделить, что наиболее подвержены влиянию психического выгорания представители профессий типа «человек-человек», к которым относится и профессия учителя общеобразовательной школы. Было определено, что большое количество учителей находятся в фазе формирования эмоционального выгорания, а значит необходима работа по профилактике и коррекции этого синдрома. Развитие синдрома эмоционального выгорания не зависит от стажа работы и характерно для всех этапов профессиональной педагогической деятельности, его диагностика возможна на различных стадиях. Своевременные профилактические и коррекционные мероприятия снижают отрицательное воздействие синдрома эмоционального выгорания на личность профессионала. В связи с этим одна из актуальных задач, представлена организацией деятельности в области сохранения психического здоровья специалистов, где важнейшей психолого-педагогической проблемой является эмоциональная саморегуляция личности и развития профессионализма специалиста на высоком соответствующем уровне. Рассматривая целевые ориентиры модели психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания, можно выделить преимущественную направленность на реализацию комплексной, системной и систематической профилактики и коррекции уровня синдрома эмоционального выгорания. По результатам исследования была разработана программа и даны рекомендации по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания. По результатам исследования можно сделать следующие выводы: 1. Синдром эмоционального выгорания является недостаточно изученной проблемой; 2. Синдром эмоционального выгорания чаще всего возникает у людей, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере «человек-человек»; 3. Многие педагоги общеобразовательной школы обладают симптомами «эмоционального выгорания»; 4. Люди с синдромом «эмоционального выгорания» нуждаются в проведение с ними профилактических и коррекционных занятий по уменьшению уровня выраженности данного симптома; 5. Программа по профилактике и коррекции синдрома «эмоционального выгорания» показывает вою эффективность при проведении регулярных и систематических занятий. Таким образом, выдвинутая гипотеза была подтверждена в ходе эмпирического исследования, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
Читать дальше
1. Алехин, М.Д. Профилактика профессионального выгорания учителей [Текст] / М.Д. Алехин Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психологические науки. – 2021. – №2 (56). – С. 225-228. 2. Бабич, О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения [Текст] / О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с. 3. Багнетова, Е.А. Профессиональные факторы здоровья и качества жизни педагогов [Текст] / Е.А. Багнетова, Е.Р. Писарева, Т.И. Понамарева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №5. – С. 66. 4. Баландин, С. А. Особенности эмоционального выгорания педагогов ООШ [Текст] / С. А. Баландин // Молодой ученый. – 2020. – № 46. – С. 524-527. 5. Бартош, Т.П. Оценка риска развития профессионального эмоционального выгорания школьных педагогов с разным профилем деятельности [Текст] / Бартош Т.П., Бартош О.П., Мычко М.В. // Российский психологический журнал. – 2019. – Т.16. – №3. – С. 45-58. 6. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] / СПб.: Речь. – 2014. – 272с. 7. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы [Текст] / М.: РАН, Институт психологии. – 1995. – 136 с. 8. Бойко, В.В. Психоэнергетика [Текст] / В.В. Бойко. – СПб. : Питер, 2008. –416 с. 9. Болдырев, А.В. Маркеры эмоционального выгорания в семантическом смысле пространства личности [Текст] / А.В. Болдырев, Т.А. Болдырева, Л.В. Тхоржевская // Прикладная юридическая психология. – 2015. – №1. – С. 81-89. 10. Борисова, Е.Н. Учитель и ученик: позитивное мышление как профилактика эмоционального выгорания / Е.Н. Борисова [Текст] // Высшее образование сегодня. –2019. – №9. – С. 45-49. 11. Боровкова, А.С. Развитие эмоциональной сферы человека [Текст] / А.С. Боровкова, И.П. Шкрябко // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. –2015. – №3. – С. 207. 12. Боярищева, О.П. К проблеме профилактики и преодоления эмоционального выгорания педагогов [Текст] / О.П. Боярищева // Современный образовательный процесс: теория и практика внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения. Материалы Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции. 2018. Издательство: Издательство «Перо». (Москва). – 30 марта. 2018. – С. 150-152. 13. Варданян, Ю.В. Тренинг как средство развития срессоустойчивости педагогов с формирующимся эмоциональным выгоранием [Текст] / Ю.В.Варданян, А.А. Парамонов // Учебный эксперимент в образовании. – 2020. – №2 (94). – С. 4-14. 14. Вахабова, С.А. Эмоциональное выгорание педагога: симптомы, меры, профилактики [Текст] / С.А. Вахабова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 4-7 (60). – С. 46-48. 15. Винокурова, А.С. Некоторые аспекты синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ [Текст] / А.С. Винокурова, Е.В. Катаманова, И.А. Денисова, Д.А. Катаманов, О.К. Андреева // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – №3. – С. 109. 16. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер. 2008. – 358 с. 17. Вырвич, А.Ч. Взаимосвязи между урентной аддикцией, синдромом эмоционального выгорания и прокрастинацией у учителей / А.Ч. Вырвич, И.Н. Андреева [Текст] // Вестник Полоцкого государственного университета. СерияЕ. Педагогические науки. – 2020. – №15. – С. 82-87. 18. Гончаренко, Ю.В. Эмоциональное выгорание как социальная и личностная проблема преподавателя [Текст] / Ю.В. Гончаренко, М.В. Петровская // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. – С.13-19. 19. Гречищева, Л.С. Профессиональное «Выгорание» педагога [Текст] / Л.С. Гречищева, Хорошева О.А., Игнатова С.П. // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2015. – №1. – С. 112-119. 20. Даллакян, Р.О. Факторы, способствующие образованию синдрома эмоционального выгорания, в профессиональной деятельности учителя / Р.О. Даллакян [Текст] // Инновации, наука, образование. – 2021. – №25. – С. 1378-1383. 21. Козлова, М.В. Зависимость эмоционального выгорания от индивидуального стиля педагогической деятельности [Текст] / М.В. Козлова, А.И. Алонцева // Творчество и современность. – 2017. – № 1. – С. 101–107. 22. Колесов, В.И. Факторы внешних условий учителя как основа для предотвращения социально-эмоционального выгорания [Текст] / В.И. Колесов// Актуальные вопросы перспективных научных исследований. – 2020. сборник научных трудов по материалам V Международной научно-практической конференции, Смоленск, 16 марта 2020 года. Издательство: МНИЦ «Наукосфера», 2020. – с. 23-25. 23. Костин, Е.Ю. Исследование эмоционального выгорания педагогов, взаимодействующих с детьми со сложной структурой дефекта / Е.Ю. Костин [Текст] // Мир науки, культуры, образования. – 2013. –№ 6 (43). – С. 134–136. 24. Кроиториу, Н. Способы преодоления синдрома выгорания у учителей [Текст] / Н.Кроиториу // Участие детей в решение вопросов, затрагивающих их интересы: современное состояние, проблемы и перспективы. – 2019. Материалы международной научной конференции 09–11 октября 2019 года; ответственный редактор А.Г. Филипова. – СПб.: Издательство: Центр научно-информационных технологий «Астерион», Владивосток, 2019. – С. 241-244. 25. Кубекова, А.С. Анализ синдрома эмоционального выгорания и способов его преодоления у педагогов [Текст] / А.С. Кубекова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – №7. – С. 117-118. 26. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа [Текст] / А. Лэнгле // Вопросы психологии. 2008. – №2. – С. 3-17. 27. Малышев, И.В. Взаимосвязь адаптационных составляющих личности и проявлений эмоционального выгорания у учителей школ [Текст] / И.В.Малышев // Мир науки: педагогика и психология. – 2020. – Том 8. – №5. – С. 1-19. 28. Мальцева, Н.В. Исследование синдрома психического выгорания в связи с личностными свойствами учителей / Н.В. Мальцева [Текст] // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – №27-1. – С. 115-120. 29. Малюкова, Т.И. Проблема эмоционального выгорания педагогов [Текст] / Т.И. Малюкова // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки. – 2019. – С. 91-96. 30. Маслач, К. Эмоциональное выгорание: как люди справляются [Текст] / К. Маслач // Вопросы психологии. – 1984. – № 7. – С. 45–49. 31. Мусиенко, Н.В. К вопросу профессионального выгорания учителей / Н.В.Мусиенко [Текст] // Новая наука: теоретический и практический взгляд. – 2016. – №3-2 (69). – С. 179-192. 32. Наличаева, С.А. Связь самоактуализации и профессионального выгорания педагогов / С.А. Наличаева [Текст] // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер.3. Педагогика и психология. – 2011. – № 1. – С. 134–139. 33. Науменко, М.В. Особенности взаимосвязи профессиональных представлений и эмоционального выгорания учителей средней школы [Текст] / М.В. Науменко, И.А. Панкратова // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2015. – №4-2. – С. 52-59. 34. Никифоров, Г.С. Психология здоровья [Текст] / СПб.: Речь. – 2012. – 256с. 35. Ножичкина, Л.В. Синдром эмоционального выгорания педагогов: проблемы и способы коррекции / Л.В. Ножичкина [Текст] // Среднее проф. образование. – 2009. – № 6. – С. 66–68. 36. Нуркенова, А.С. Особенности профессионального эмоционального выгорания учителя средней школы [Текст] / А.С. Нуркенова // Научно-методический электронный журнал: Калининградский вестник образования. – 2019. – №4. – С. 9-15. 37. Ожогова, Е.Г. Взаимосвязь «психического выгорания» и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ [Текст] : автореф. дис. … канд. психол. наук. / Е.Г. Ожогова. – Саратов, 2008. – 24 с. 38. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел [Текст] // Психологический журнал. – 2001. – №1. – С. 59–72. 39. Петрова, Е. Г. Проблема эмоционального выгорания у представителей педагогической профессии [Текст] / Е.Г. Петрова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2015. – № 2. – С. 288– 293. 40. Попова, Н.А. Проблема профилактики эмоционального выгорания социальных работников [Текст] / Н.А. Попова // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – №10. – С. 84-89. 41. Проничева, М.М. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов (возрастной аспект) [Текст] / М.М. Проничева // «Мир науки». – 2018. – №6. –С. 2309-4265 . 42. Редина, Т. В. Эмоциональное выгорание педагогов специальных коррекционных образовательных учреждений / Т.В. Редина [Текст] // Знание, понимание, умение. – 2010. – № 1. – С. 222–227. 43. Рожок, Т.С. Становление профессионального мастерства и индивидуального стиля деятельности учителя начальных классов [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т.С. Рожок. – М., 2000 – 24 с. 44. Розенова, М.И. Профилактика эмоционального выгорания и профессиональных деформаций учителя: актуальность, проблемы и возможности [Текст] / М.И. Розенова // Технологии построения систем образования с заданными свойствами – 2014. Материалы V-й Международной научно-практической конференции. МГГУ им. М.А. Шолохова. 2014. Издательство: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (Москва). – С. 252-255. 45. Рыбина, Е.А. Эмоциональное выгорание современного педагога: причины и стадии [Текст] / Е.А. Рыбина, А.И. Торопова // Психология, социология и педагогика. – 2022. – №1. – С.65-69. 46. Саматеева, М.З. Готовность к переменам, жизнестойкость и синдром «эмоционального выгорания» учителей средней общеобразовательной школы [Текст] / М.З. Саматеева // Discovery scince. – 2016. Сборник конкурсных работ международного интеллектуального конкурса студентов и аспирантов. Москва, 2016. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Русальянс «Сова». (Москва). – С. 284-293. 47. Силантьева, У.А. Синдром эмоционального выгорания педагога и его профилактика как актуальная проблема системы образования [Текст] / У.А. Силантьева // В сборнике: Компетентностный подход: современные аспекты развития образования. –2017. – С. 254-255. 48. Тимофеева Т.С. Особенности профессионального выгорания учителей (результаты эмпирического исследования) / Т.С. Тимофеева, О.В. Голубь [Текст] // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2020. – №1 (144). – С. 28-31. 49. Тулегенова, А.Г. К вопросу исследования феномена эмоционального выгорания как проблемы профессиональной деятельности педагога [Текст] / А.Г. Тулеганова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2014. – Т.21. – №1. – С. 93-100. 50. Трухманова, Е.Н. Влияние профессионального выгорания учителя на стиль педагогического управления / Е.Н. Трухманова [Текст] // Психология обучения. – 2012. – №4. – С. 92-99. 51. Черникова, Т.В. Рефлексивно-вербальные индикаторы эмоционального выгорания учителя / Т.В. Черникова [Текст] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: философия, психология. – 2019. – Том 19. – С. 76-82. 52. Чукина, А.И. Факторы эмоционального выгорания педагогов с разным стажем работы [Текст] / А.И. Чукина // В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. – 2015. –С. 68-70. 53. Эльбуздукаева, М.И. Синдром эмоционального выгорания учителей [Текст] / М.И. Эльбуздукаева // Учитель создает нацию. – 2018 Сборник материалов III международной научно-практической конференции, Грозный, 20 ноября 2018 года; Изд-во ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2018. – С. 622-627. 54. Юрьева, Л.Н. Психологический подход к трудовой деятельности – ресурс для повышения эффективности профессионального образования специалистов сферы охраны психического здоровья [Текст] / Л.Н. Юрьева // Вопросы повышения эффективности профессионального образования в современных условиях – 2014. Материалы VI Междунар. учебно-методической конференции. – Чебоксары, 2014. – 260с
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Что значит модель воплощения смысла по В. Франклу. Покажите, как взаимозависят смысл и самоуважение и самооценка
Количество страниц:
17
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
курсовая работа
Определение прибыли: проблемы и решения
Количество страниц:
45
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Гражданство Российской Федерации
Количество страниц:
25
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Конституционное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image