ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 3
2.1. Методология экспериментального исследования 3
2.2. Анализ и интерпретация результатов эксперимента 7
2.3. Практические рекомендации и направления дальнейших исследований 10
Выводы по второй главе 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
ПРИЛОЖЕНИЯ 19
Приложение 1. Стимулирующий материал 19
Приложение 2. Результаты исследования по методикам 25
Читать дальше
В ходе данной курсовой работы были изучены и проанализированы теоретические и практические аспекты агрессивности и конфликтности у подростков. Исследование включало теоретический обзор литературы и экспериментальную работу, направленную на выявление основных факторов, влияющих на данные явления, и разработку методов их коррекции и профилактики.
Цель исследования – выявить и описать особенности агрессивности и конфликтности в подростковом возрасте и разработать на основе полученных данных рекомендации для их коррекции – была достигнута. В ходе работы были использованы различные методы для оценки уровня агрессивности и конфликтности, что позволило получить многогранный взгляд на проблему.
Рабочая гипотеза о том, что агрессивное и конфликтное поведение подростков связано с семейным воспитанием и социальным окружением, нашла свое подтверждение. Показано, что стили воспитания, особенности взаимодействия в семье и социальном окружении оказывают значительное влияние на поведенческие реакции подростков. Особенно это касается подростков, воспитывающихся в условиях авторитарного стиля воспитания и неполных семей.
На основе проведенного анализа были разработаны практические рекомендации, включающие развитие образовательных программ для школ, направленных на формирование социальных и эмоциональных навыков у подростков, а также вовлечение семей в процесс воспитания через консультативные программы и тренинги. Подчеркнута необходимость индивидуальной работы с подростками, имеющими высокий уровень агрессивности, и разработки профилактических мер.
Для дальнейших исследований рекомендуется более глубокое изучение влияния цифровых технологий на поведение подростков, проведение долгосрочных лонгитюдных исследований, а также межкультурные сравнения, которые помогут разработать более эффективные стратегии коррекции и профилактики агрессивности и конфликтности в подростковом возрасте. Исследование дало обоснованные ответы на поставленные вопросы и оформило ценную основу для последующей практической работы в данной области.
Читать дальше
1. Иванова, А.Е. Психологические аспекты агрессивного поведения подростков / А.Е. Иванова // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 4. – С. 82-89.
2. Кузнецова, И.В. Конфликтность подростков и ее связь с социальной средой / И.В. Кузнецова // Журнал психологических исследований. – 2020. – № 3 (12). – С. 45-52.
3. Орлова, А.Ф. Методы профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте / А.Ф. Орлова // Педагогика. – 2021. – № 5. – С. 28-34.
4. Петрова, Н.С. Агрессивность в подростковом возрасте: причины и методы коррекции / Н.С. Петрова // Вестник психотерапии. – 2018. – № 6. – С. 134-138.
5. Смирнова, Е.М. Влияние семейных отношений на развитие агрессивности у подростков / Е.М. Смирнова // Социальная психология и общество. – 2019. – № 2. – С. 97-105.
Читать дальше