Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 5
1.1. Анализ понятия «речевое творчество» детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогическом контексте 5
1.2. Особенности формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста 8
1.3. Направления и методы развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста 11
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества 14
2.1Изучение состояния работы по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста 14
2.2Реализация организационно-педагогических условий развития образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества 21
2.3Результаты экспериментальной работы 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Читать дальше
Актуальность проблемы исследования определяется уникальными способностями старших дошкольников к речевому творчеству и особенно в области сочинения сказок и басен. Однако для формирования такого творчества необходимо создать оптимальные условия, которые будут способствовать максимальному развитию творческого потенциала каждого ребенка как личности.
Большую роль в этом играет родной (русский) язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках, и высший психический процесс - воображение. В условиях современного дошкольного образования проблема развития и совершенствования речевых навыков детей с помощью произведений устного народного творчества в последнее время стала весьма актуальной и получила широкое внимание среди педагогов и психологов.
Анализ научной, педагогической и методической литературы по проблеме речевого творчества (речевого творчества) или словесных композиций свидетельствует о том, что она не возникает самостоятельно. В его основе лежит восприятие произведений искусства, литературы и фольклора. Русский фольклор по праву занимает особое место в процессе словообразования.
Результаты экспериментальной работы позволяют сделать выводы об эффективности выполненной работы.
Произведения народного творчества всегда были близки детской природе. Простота этих работ, многократное повторение элементов, легкость запоминания, возможность игры и самостоятельного участия привлекают детей и им нравится использовать их в своей деятельности.
Знакомя ребенка с чудесным миром народного творчества, мы открываем жизнь общества и природы, которая его окружает. Устное народное творчество играет важную роль в патриотическом и интернациональном воспитании, в воспитании любви к Родине, к своему великому народу и интереса к людям других национальностей.
Создание организационно-педагогических условий для развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста имеет важное значение при приобщении детей к устному народному творчеству.
На основании анализа проделанной работы можно прийти к выводу, что устное народное творчество является эффективным средством развития речи детей старшего дошкольного возраста при целенаправленном использовании соответствующих возрасту произведений устного народного творчества. особенности детей в различных видах детской деятельности, повышение компетентности педагогов-профессионалов в развитии изобразительного языка детей посредством устного народного творчества, организация воспитательного взаимодействия с родителями по развитию изобразительного языка детей через устное народное творчество.
Читать дальше
1. Веснина О. А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2.1.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — URL: http://pedlib.ru/ Books/7/0060/7_0060-1.shtml (дата обращения: 15.11.2023).
3. Дмитриева В.Г. Развитие речи [Текст]: [для занятий взрослых с детьми (текст читают взрослые): издание развивающего обучения: для дошкольного возраста: 0+] / [Валентина Геннадьевна Дмитриева]. - Москва: АСТ, печ. 2016. - [14] с.
4. Ельцова О. М., «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета / О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016 -192 с. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова - М.: ТЦ Сфера, 2015–176 с. Ушакова О. С. Придумай слово: речевые игры для детей дошкольников / О. С. Ушакова - М.: ТЦ Сфера, 2016–208 с.
5. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Короткова. - 3-е изд. - Москва: Линка-Пресс, 2015. - 208 с.
6. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - 8-е изд. - Москва: Ленанд, 2014. - 211 с.
7. Маркова Т. М. Детский сад и семья [Текст] / Под ред. Т. А. Марковой; Н. Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др. - Москва: Просвещение, 2017. - 207 с.
8. Матвеева, А.С. Развитие речи. 6–7 лет. Говорю легко, красиво и правильно [Текст]: [для занятий взрослых с детьми (текст читают взрослые): для дошкольного возраста: 0+] / А. С. Матвеева, Н. Н. Яковлева. - Москва: АСТ, cop. 2016. - 79 с.
9. Мирошниченко, О.Ф. Особенности детской речи [Текст] / Мирошниченко О. Ф. - М., 2018.- 75с.
10. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2018. –256 с.
11. Пантина, Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве [Текст] / Н.С. Пантина. - М., 2018. - 272с.
12. Потменская, Е. В. Использование творческих упражнений в формировании эмоциональной культуры студентов-педагогов / Е. В. Потменская // Перспективы науки. — 2020. — № 1 (124). — С. 150–153.
13. Потменская Е. В., Зубкова Н. А. Психолого-педагогические условия развития речевого творчества старших дошкольников в театрализованной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 12–19. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo202/
14. Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия / [Авт.-сост. Л. Х. Головенкина и др.]; под общ. ред. В. К. Радзиховской. - Москва: Академия, 2018. - 460 с.
15. Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста / Е. В. Понкратова, С. П. Разумовская, З. В. Шихова [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 279–281. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100119/ (дата обращения: 15.11.2023).
16. Смирнова М. В. Особенности развития связной монологической речи старших дошкольников // Язык и актуальные проблемы образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва / под ред. Е. И. Артамоновой, О. С. Ушаковой. — М.: МАНПО, 2019 — С. 302–306.
17. Тимофеева Н. В. Развитие речевого творчества дошкольника: учеб. - метод. пособие / Н. В. Тимофеева. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. – 123 с
18. Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком [Текст]: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве / О. С. Ушакова; Российская акад. образования, Инт-психолого-пед. проблем детства. - Москва: Сфера, 2017. - 287 с.
19. Ушакова О. С. Программа. Методические рекомендации к развитию речи дошкольников / О. С. Ушакова. — М.: Академия, 2016
20. Шулежкова, С.Г. Крылатые выражения русского языка, их истоки и развитие [Текст] / С. Г. Шулежкова. – Челябинск: Восток, 2018. - 221с.
Читать дальше