Введение………….…………..……………….………..…..……………….....3
1. Формы государственного устройства……………………………………..4
1.1 Понятие и виды форм государственного устройства ………………….4
1.2 Федерализм как форма государственного устройства………………….5
2. Становление и развитие федерализма в России………………………….9
2.1 Зарождение федерализма в России………………………………………9
2.2 Развитие федерализма в России………………………………………...15
3. Современный российский федерализм и перспективы развития……...19
3.1 Принципы и особенности современного российского федерализма...19
3.2 Перспективы развития федерализма в РФ……………………………..20
Заключение…….…...……………………………..........................................24
Список использованной литературы ………….………………...….……...26
Читать дальше
Таким образом, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Будучи сложносоставным, термин «федерализм» включает в свое содержание характеризующие его ключевые элементы: неделимость территории, единство государственной власти, неотчуждаемость государственной власти и неотъемлемость составных частей федерации.
Данные элементы характерны для любой модели федеративного государства. Однако российская модель имеет и свои, уникальные черты. Прежде чем их выделить, следует отметить, что в научной литературе конституционным основам российского федеративного устройства уделено существенное внимание.
На основе принципов федерализма формулируются важнейшие для понимания основ конституционного строя конституционные положения, закрепленные в ст. 1, 4, 5, 6, 11 Конституции РФ.
По своей функциональной направленности конституционные принципы российского федерализма являются системообразующими. Прослеживается их системная взаимосвязь со ст. 65-79 Конституции РФ. С переходом Российского государства к федеративному устройству существенные изменения произошли в конституционном регулировании судебной власти, соответственно конституционные принципы российского федерализма получили свое выражение в ст. 118, 124, 125, 128 Конституции РФ. Не осталась не затронутой и концепция формирования системы прокуратуры. В ее основу также были заложены принципы федерализма.
Особенности данной системы конституционных принципов обусловлены их регулятивным свойством, определяющим особенности, с одной стороны, взаимосвязанности, с другой - индивидуализации составных частей федерации как между собой, так и с федерацией.
Понятия «федерализм», «федерация» и «федеративное устройство» часто употребляются в качестве синонимов. Однако данные понятия хоть и имеют родовую связь, но соотносятся как общее и особенное.
Федерация является наиболее законодательно урегулированной формой федерализма и наиболее изученной правовой доктриной. Выработана система признаков, характеризующих федерацию. Одной из значимых особенностей федерации является политическая и правовая возможность участия составных частей федерации в принятии и реализации общегосударственных вопросов.
Современная модель федеративного устройства Российской Федерации имеет двойственную правовую природу, характеризующуюся ее конституционным и договорным характером.
Принципы современного российского федерализма не только являются фундаментальными при формировании правового регулирования, но и выступают в качестве стратегии развития федеративных отношений; в их числе следует выделить:
- государственный суверенитет Российской Федерации,
- единство системы государственной власти в Российской Федерации,
- равноправие субъектов Российской Федерации,
- равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации,
- принцип разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами,
-принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов,
- принцип верховенства федерального права.
Таким образом, те задачи и цель, которые были поставлены в начале работы, достигнуты в полном объеме.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс
2. Авакьян С. А. Властеотношения: закономерности существования, субъективизм регулирования и правоприменения // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 5. С. 3-11.
3. Валентик О. Н. Федеральные территории как инструмент национальной безопасности // Развитие и безопасность. 2021. № 1 (9). С. 29-41.
4. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебное пособие для колледжей. 4-е изд., стер. М: Дашков и К, 2020. 238 с.
5. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебное пособие для колледжей. 5-е издание. М: Дашков и К, 2021. 238 с.
6. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Дашков и Ко, 2019. 238 с.
7. Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
8. Горохова С. С., Гуков А. С., Попова О. В. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 2. Особенная часть / под ред. Альбов А. П., Николюкин С. В. М: Юрайт, 2016. 338 с.
9. Горохова С. С., Ушаков А. И., Буреев А. А. Теория государства и права. Учебник. М: Феникс, 2016. 288 с.
10. Грачев Н. И. Формы государственного устройства в современном мире: основы теории и конституционно-правовая практика : учебное пособие. Волгоград : ВА МВД России, 2020. 524 с.
11. Грачев Н. И. Публичная власть как политико-правовая категория: понятие, основные признаки и формы // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2020. № 4 (55). С. 8-19.
12. Домуховский М. А. Сущность и место государства в политических идеях Ф. М. Достоевского: анархия или национальная идея // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 1. № 2(98). С. 5-10.
13. Заякин В. Г. Современные проблемы распределения полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов // Журнал «Молодой ученый». 2020. № 5. С. 7-11
14. Заметина Т. В. Конституционно-правовое регулирование территориального устройства России: проблемы и перспективы модернизации // Уральский Форум конституционалистов: материалы седьмого Уральского Форума конституционалистов. Екатеринбург, 2022. Вып. 7. Ч. 1. С.33-39.
Читать дальше