ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 6 1.1 Сущность учебно-исследовательской деятельности 6 1.2 Психолого-педагогические основы организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников 12 1.3Дидактические возможности уроков окружающего мира для организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников 17 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 29 2.1 Сформированность навыков учебно-исследовательской деятельности у учащихся 2 класса 29 2.2 Апробация условий основы развития навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся 2 класса на уроках окружающего мира 33 2.3 Методические рекомендации учителям по развитию навыков учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира 64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79

Условия развития навыков учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира

дипломная работа
Педагогика
80 страниц
51% уникальность
2023 год
5 просмотров
Голощапова А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 6 1.1 Сущность учебно-исследовательской деятельности 6 1.2 Психолого-педагогические основы организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников 12 1.3Дидактические возможности уроков окружающего мира для организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников 17 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 29 2.1 Сформированность навыков учебно-исследовательской деятельности у учащихся 2 класса 29 2.2 Апробация условий основы развития навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся 2 класса на уроках окружающего мира 33 2.3 Методические рекомендации учителям по развитию навыков учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира 64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
Читать дальше
Актуальность данного исследования заключается в том, что одной из основных задач современного основного общего образования является не только приобретение знаний, но и приобретение учащимися разнопланового опыта, развитие умения самостоятельно ставить образовательные цели, предлагать способы реализовывать их, отслеживать и оценивать их достижения. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения учеников в активную познавательную деятельность, особенно исследовательскую. При организации масштабной образовательной деятельности или формировании ее отдельных компонентов в современной начальной школе активно используется исследовательский метод обучения, который способствует формированию исследовательских умений. Цель исследовательской деятельности – приобретение обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности и развития способности исследовательского типа мышления. Личностная позиция учащегося в образовательном процессе активизируется на основе приобретения субъективно новых знаний – самостоятельно приобретенных знаний, которые являются новыми и имеют личностное значение для конкретного учащегося. В 2022 году российские школы перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования третьего поколения (ФГОС НОО), в котором одно из центральных мест занимает проблема развития у учащихся исследовательских навыков.


Если вам нужна докторская диссертация на заказ в Тюмени переходите на сайт Work5.


В этих условиях возрастает интерес к личностям, обладающим исследовательскими навыками и способностями, способным к самореализации и созданию чего-то нового. Учебно-исследовательская и исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, наглядностью, мотивированностью и осознанностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективных новых знаний [12]. На данном этапе развития образования постоянно появляются новые подходы, методы и технологии обучения. Для развития исследовательских навыков необходимо найти и обеспечить условия, соответствующие цели, особенно целеустремленность и систематичность; мотивация; творческая среда, психологическое благополучие; личность учителя; с учетом возрастных особенностей. В педагогическом процессе сегодня становится актуальным использование методов и методических приемов, развивающих у школьников навыки самостоятельного приобретения новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы и делать выводы. Благодаря такому обучению ребенок во многом утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую деятельность. Результатом является утрата любознательности, способности мыслить самостоятельно, что в итоге делает практически невозможными процессы самообучения, самообразования и, следовательно, саморазвития. Актуальность проблемы, а также изложенное выше противоречие определили тему исследования: «Развитие исследовательских умений младших школьников в учебной деятельности». Объект исследования: исследовательские умения младших школьников. Предмет исследования: условия развития исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. Цель работы – изучить условия развития навыков учебно-исследовательской деятельности у младших школьников на уроках окружающего мира. Задачи исследования: 1. Определить сущность учебно-исследовательской деятельности и психолого-педагогические основы ее организации в младшем школьном возрасте. 2. Рассмотреть дидактические возможности уроков окружающего мира для организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников. 3. Провести практическую работу по развитию навыков учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира. 4. Разработать методические рекомендации учителям по развитию навыков учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, справочной, научно-методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация; психодиагностические методики, количественный и качественный анализ данных, эксперимент. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что педагоги, работающие в младших классах начальной школы, могут использовать в своей непосредственной практике положения и выводы, полученные в данной работе. База практической части исследования – МАОУ гимназия №6 г. Красноармейск. Исследование проходило в три последовательных этапа: В начале нашего исследования, на констатирующем этапе (сентябрь, октябрь 2023) для определения уровня развития исследовательских умений и навыков было уточнено место, составлена программа. На втором, формирующем этапе (ноябрь 2023 г. – март 2023 г.) была осуществлена экспериментальная проверка. На третьем, заключительном этапе (март, апрель 2023) проверялись результаты, полученные при проведении формирующего эксперимента и по результатам даны рекомендации. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений

Читать дальше
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, который создается в результате функционирования механизмов поисковой деятельности и строится на основе исследовательского поведения. Изучением исследовательской деятельности занимались такие педагоги и психологи, как А.В. Леонтович, А.Н. Поддяков, А.И. Савенков, Н.А. Разагатов и др. В результате исследования установлено, что проблема развития исследовательских навыков в начальной школе актуальна для современной школы, но в то же время недостаточно разработана в педагогической теории и практике. Учебно-исследовательская деятельность направлена на развитие различных групп исследовательских навыков. Речь идет о развитии умений организовывать свою деятельность, работать с информацией, проводить педагогические исследования, формализовать и представлять результаты исследований, анализировать и оценивать учебную и исследовательскую деятельность. В ходе исследования были выявлены, обоснованы и экспериментально проверены условия, обеспечивающие эффективность процесса развития исследовательских умений младших школьников: планирование с младшими школьниками проведения исследовательской деятельности на уроке и вне урока, строго координируя их с интересами, развитием и возрастом детей; дидактически целесообразно выбирать цикл занятий с учетом интересов и возраста детей; поддерживать у детей эмоциональный настрой и положительный мотив к участию в исследовательской деятельности. На выявляющем этапе работы с использованием диагностической методики А.И. Савенковой установлено, что в контрольных и экспериментальных классах преобладает низкий уровень развития исследовательских навыков. Поэтому был составлен комплекс аудиторных и внеклассных мероприятий по развитию исследовательских умений учащихся 2 класса «А», взятого в качестве экспериментального класса, в соответствии с педагогическими условиями, установленными в гипотезе. На формирующем этапе был реализован комплекс классных и внеклассных занятий об окружающем мире, направленных на развитие исследовательских умений младших школьников. Для учеников проводились специальные исследовательские занятия и внеклассные мероприятия. Они позволили активизировать исследовательскую деятельность детей. На этих занятиях дети овладевали первичными навыками самостоятельного исследования. Занятия способствовали созданию положительного эмоционального настроения, развитию творческих способностей и инициативы учащихся. На контрольном этапе было проведено повторное исследование. Это свидетельствовало об увеличении показателей высокого и среднего уровня в экспериментальном классе, а также о снижении показателей низкого уровня. Анализируя ответы детей, можно сделать вывод, что учащиеся старались правильно строить фразы, нерелевантные ответы стали даваться реже. В контрольном классе произошли лишь небольшие изменения показателей низкого и среднего уровня, а показатель высокого уровня остался прежним, то есть не изменился. Таким образом, цель исследования была достигнута, проблемы решены, гипотеза подтверждена. Составленный комплекс классных и внеклассных занятий по теме «Мир вокруг нас», направленный на развитие исследовательских умений младших школьников, может быть использован учителями начальных классов.
Читать дальше
1. Баженова, К.А. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / К.А. Баженова, А.М. Аронов. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 128 с. 2. Безукладников, К.Э. Формирование метапредметной компетенции младших школьников на основе технологии организации учебно-исследовательской деятельности [Текст] / К.Э. Безукладников, Е.В. Еремеева // Мир науки. – 2017. – Т. 5. № 1. – С. 20. 3. Бекташева, Л.Э. Формирование исследовательских умений и навыков у младших школьников в процессе организации учебной деятельности [Текст] / Л.Э. Бекташева, Н.Г. Тюрина // Проблемы современного педагогического образования. 2015. – № 47-2. – С. 33-39. 4. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 80–88. 5. Габеркорн, И.И. Подготовка будущих учителей к организации исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / И.И. Габеркорн // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 46-1. – С. 212-217. 6. Гайсина, Р.С. Некоторые аспекты организации исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Р.С. Гайсина, А.Р. Насырова // Электронный научный журнал. – 2015. – № 1 (1). – С. 264-267. 7. Долян, Е.И. Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития [Текст] / Е.И. Долян // Наука и современность. – 2014. – № 31. – С. 51-58. 8. Еремеева, Е.В. Развитие системы организации учебно-исследовательской деятельности как средства формирования метапредметных компетенций младших школьников в исторической ретроспективе [Текст] / Е.В. Еремеева // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 352. 9. Зимарина, А.Ю. Обоснование учебно-исследовательской деятельности младшего школьника как педагогической цели [Текст] / А.Ю. Зимарина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4. – С. 78-88. 10. Зимняя И.А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. – Ижевск, 2001. 11. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общей редакцией к. пс. н. А.С.  Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. 612 с. 12. Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах. Том I. Теория и методика: Сборник статей/ Под ред. А. С. Обухова. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – 701 с., С. 262–268. 13. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994. – С.84 14. Кобзарева, Т.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. 1-4 классы [Текст]/ Т.А. Кобзарева, И.Г. Судак, Т.В. Елиференко. – М.: Гринин Леонид Ефимович ИП , 2015. – 167 с. 15. Комарова, И.В. Технология организации проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС [Текст] / И.В. Комарова. – М.: Каро, 2015. – 128 с. 16. Корец, А.О. Особенности организации исследовательской деятельности младших школьников в рамках внеурочной деятельности [Текст] / А.О. Корец // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2014. – № 1 (1). – С. 177-179. 17. Кривобок, Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников. Программа. Занятия. Работы учащихся [Текст] / Е.В. Кривобок, О.Ю. Саронюк. – М.: Учитель, 2017. – 138 с. 18. Кусманова, З.С. Дидактическая модель формирования исследовательских умений младших школьников в информационно-образовательной среде начальной школы [Текст] / З.С. Кусманова // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2017. – № 1 (10). – С. 34-38.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Диахронический анализ ЛСГ ДРУЖБА на материале древнеанглийского и среднеанглийского языка (в лексикографическом освещении)
Количество страниц:
15
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Языкознание
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image