ВВЕДЕНИЕ 3
1. Роль античности в развитии массовой культуры 4
XX–XXI вв. 4
2. Настоящее античности: восприятие, восстановление, переосмысление Древнего мира в современной массовой культуре 7
3. Интерпретация мифологических образов в различных сферах современной массовой культуры 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Читать дальше
В массовой культуре прослеживается стремление авторов интерпретировать традиционный миф по-своему, поэтому создается абсолютно новый миф, отличающийся от своего прообраза. Также следует заметить, что в массовой культуре античность изображается через разрозненные, стереотипные образы, наделенные современными значениями.
Элементы античности можно встретить в любой сфере современного искусства, но риторика античности в этих сферах строится в большинстве случаев на различных клише.
В истории кино ушло несколько десятилетий на осознание того, на что европейской литературе понадобилось несколько столетий: античность ценна не как цель и образец, а как средство познания современности. При всем разнообразии форм трансформации античности в современной культуре главным становится выявление универсальных парадигм человеческого существования, т. е. – в противоположность предыдущим векам – художественным принципом для привлечения античных сюжетов и форм является не ограничение исторических и временных параметров, а возможность выйти за рамки любых конкретных параметров. В сочетании с востребованностью в массовой культуре это формирует новую, социокультурную форму рецепции античности наряду с традиционной эстетической.
На примере взаимодействия массовой культуры с античным наследием раскрываются такие черты последней, как «всеядность», поверхностность, приблизительность, отсутствие точности при обращении к классическим текстам. Упоминание античных имен, образов и сюжетов в пространстве массовой культуры представляет собой скорее неосознанную эксплуатацию античного наследия, нежели целенаправленную и культурно значимую рецепцию. Для характеристики специфического отношения массового сознания к античному наследию используется метафора игры.
Читать дальше
1. Запека О. А., Шовиков В. С. Дискурс античности в массовой культуре постмодерна и методы его интерпретации // Вестник славянских культур. 2018. №3. С. 122- 134. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-antichnosti-v-massovoy-kulture-postmoderna-i-metody-ego-interpretatsii (дата обращения: 29.11.2023).
2. Ильмова Ю. А. «Игра в античность» в пространстве современной массовой культуры // Ярославский педагогический вестник. 2015. №6. С. 324–344. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-v-antichnost-v-prostranstve-sovremennoy-massovoy-kultury (дата обращения: 29.11.2023).
3. Коптев А. В. Античное гражданское общество / под ред. Ю. К. Некрасова // Проблемы эволюции общественного строя и международных отношений в истории западноевропейской цивилизации: сб. ст. Вологда: Русь, 1997. С. 1130.
4. Семенов В. А. Массовая культура в современном мире / В. А. Семенов. – СПб.: Знание, 2012. 318 с.
5. Тронский И. М. История античной литературы: учебник для вузов / И. М. Тронский. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. 564 с.
6. Туркина В. Г., Антонова Е. Л. Массовая культура в ее современных феноменах // Наука. Искусство. Культура. 2019. №3 (23). С. 28–44.
7. Шапинская Е.Н. Массовая культура. Теории и практики / Е.Н. Шапинская. – М.: Академический проект, 2017. 214 с.
Читать дальше