Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы:
В процессе своей активной деятельности различные органы власти реализуют огромное количество функций, которые связаны с обеспечением правопорядка и обороноспособности, устойчивого развития социальной сферы и основных отраслей экономики, охраной окружающей среды, исполнением имеющихся международных обязательств и прочими направлениями развития современного государства. Указанные функции тесно связаны с уровнем экономической безопасности. Для реализации данных функций в настоящее время государственные и муниципальные заказчики осуществляют закупки соответствующих товаров, услуг и работ.
Контрактная система представляет собой совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими действий, которые направленных на обеспечение муниципальных и государственных нужд.
Сущность контрактной системы состоит в объединении различных субъектов сфере закупок для достижения единых целей. Значение контрактной системы заключается в непосредственном влиянии на экономику, за счет антикоррупционной направленности, влияния на национальный бизнес и выполнения государственных обязательств.
Объект закупки по 44 ФЗ – это товары, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта. Их описание обязательно содержится в документации по государственной закупке. За нарушение правил налагается штраф.
Описание объекта нужно, чтобы зафиксировать качественные и количественные характеристики (стандарт), которые позволяют идентифицировать то, что требуется государственному заказчику. Указываются как фиксированные показатели, так и допустимый диапазон. В закупочной документации описание объекта закупки должно содержать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые предусмотрены действующими техническими регламентами и стандартами, или обосновывать в документации необходимость использования других показателей и терминологии.
Мировой опыт закупок показывает, что конкуренция является действенным механизмом обеспечения экономической эффективности развития национальной экономики и экономики, а ее уровень является основным фактором, определяющим эффективность закупок.
Применяя конкурентные методы определения поставщиков, заказчик стремится сделать наиболее рациональный выбор выгодных предложений, как по цене, так и по другим технико-коммерческим условиям. Использование этих инструментов в госзакупках позволяет добиться нескольких решений – снизить себестоимость необходимой заказчику продукции, обеспечить более высокий уровень прозрачности и контролируемости процесса купли-продажи и, в конечном счете, бороться с коррупцией.
В России использование этих методов также имеет свои особенности и недостатки. В целях дальнейшего совершенствования применения методов идентификации поставщиков, используемых при государственных закупках в России, устранения существующих недостатков необходимо изучение передового опыта их применения в наиболее развитых странах мирового сообщества.
В международной практике применения методов определения поставщиков для государственных нужд конкурентные переговоры и закрытые конкурсы (оборонная промышленность) занимают ведущее место. Эти системы закупок имеют свою специфику, что позволяет проводить их с наибольшей эффективностью.
Изучение мирового опыта применения различных методов определения поставщиков для государственных нужд позволит устранить имеющиеся недостатки контрактной системы в России и сформировать оптимальные правила осуществления государственных закупок.
В России следует в пилотном режиме разработать осуществление процедур закупочной деятельности путем централизации, передачи полномочий уполномоченному органу на основании подписанных соглашений, что позволит упорядочить процедуры проведения закупок и снизить трудозатраты контрактных управляющих или других должностных лиц на подготовку аукционной или конкурсной документации, а затем и осуществление дальнейших процедур: работе на электронных торговых площадках и др.
Приведенный выше сравнительный анализ позволяет сформулировать некоторые предложения по совершенствованию института государственных закупок в России, а именно:
переформатировать систему государственных закупок из децентрализованного к централизованному типу за счет организации или назначения компетентных органов, обеспечивающих проведение государственных закупок, и ответственных за их эффективность и публичность;
обеспечить создание библиотеки регламентированных контрактов и рамочных договоров. Это позволит упростить процессы заключения контрактов и сократит время, затрачиваемое на согласование условий для каждой отдельной ситуации;
совместно с централизацией института государственных закупок – повысить качество и масштаб процессов планирования государственных закупок с целью повышения эффективности использования средств бюджета за счет увеличение количества закупаемых товаров, работ и услуг.
Таким образом, развитие отечественной системы государственных закупок, совершенствование ее правового регулирования требует использования накопленного отечественного и зарубежного опыта.