Введение………………………………………………………………… 3
1. Теоретическое обоснование сравнения России и Германии……… 5
1.1.Краткая характеристика…………………………………………… 5
1.2.Исторический аспект……………………………………………….. 8
2. Идеология воспитания в образовании России и Германии………. 10
2.1.Ориентация на идеологию воспитания как систему социальных ценностей………………………………………………. 10
2.2. Элементы немецкого дуального образования: влияние на идеологию……………………………………………………………… 19
Заключение…………………………………………………………….. 23
Список использованной литературы…………………………………. 25
Приложение 1. Отличия российского и немецкого образования……. 27
Читать дальше
Проведенное исследование открывает перспективы для дальнейшего изучения проблем идентичности региональных систем образования и условий глобализации, влияющих на их укрепление или разрушение. В России в условиях становления социально ориентированного общества новая концепция социальной политики будет реализовывать принцип социальной справедливости, регулировать социальную сферу и уравнивать шансы людей. Перспективы социально ориентированного образования реализуются через специальные компенсирующие меры и социальные программы государственной превентивной социальной политики в сфере образования. Германия является страной социальной рыночной экономики (это означает, что государство играет важную роль в решении социальных вопросов) и достигла своих социальных и технологических достижений и высокой экономической активности благодаря тому, что правительство уделяет внимание вопросам образования.
Изучение проблемы заимствования системы дуального образования в Германии или внедрения ее элементов в системы образования других стран может быть более глубоко рассмотрено с точки зрения законодательной базы, экономических механизмов деятельности предприятий, профессиональных образовательных организаций, профессиональной готовности педагогических кадров, учебно-методической документации, развития мотивации обучения студентов.
Для решения последующих задач данного исследования необходимо выявить, детально проанализировать и пересмотреть условия формирования и функционирования немецкой системы дуального образования. Важно провести ретроспективное исследование истоков и исторического развития дуальной системы, что позволит добиться целостного изучения ее теоретических и организационных педагогических основ. Также важно обратить внимание на опыт, накопленный в условиях нынешней глобализации и повлекших за собой изменения в системе дуального образования. Основной целью исследования было осмысление современного опыта внедрения системы дуального образования в Германии. Сравнительный анализ установок и мнений участников дуальной системы Германии (служащих и учащихся профессиональных училищ, представителей торговых палат и предприятий), а также экспертов, определяющих концептуальное развитие системы, позволил сформировать объективную оценку этой системы и определить текущие условия ее внедрения и возможности заимствования другими странами.
Высокотехнологичная, обеспечивающая требуемый результат дуальная система профессионального образования Германии имеет глубокие исторические корни, основана на религиозно-культурных традициях и устойчивой национальной идентичности, подкреплена системой социального партнерства государства, бизнеса и общества. Изучение вопросов заимствования дуальной системы образования Германии или внедрения ее элементов в образовательные системы других стран с учетом опыта, накопленного ФРГ в области законодательного и экономического регулирования дуальной системы и участия работодателей в ней, формирования готовности педагогических кадров, организационно-методического обеспечения, безусловно, необходимо сочетать с исследованием исторического генезиса и проблем идентичности региональных образовательных систем в условиях интернационализации и глобализации, влияющих на ее усиление или разрушение.
Перспективой дальнейшего исследования считаем компаративный анализ заимствования дуальной системы образования Германии зарубежными странами и проектирование модели ее внедрения в России
Читать дальше
1. Булах К. В., Жукова Н. Н. История развития дуальной системы профессионального образования в странах Европейского Союза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. №4 (208). – С. 57-64. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-dualnoy-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya-v-stranah-evropeyskogo-soyuza. - (дата обращения: 25.11.2023).
2. Бурляева В.А., Буркина И.В., Булах К.В., Чебанов К.А. Особенности построения моделей реализации дуального образования (обучения) на региональном уровне // МНКО. 2018. №6 (73). – С. 349–351. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-postroeniya-modeley-realizatsii-dualnogo-obrazovaniya-obucheniya-na-regionalnom-urovne. - (дата обращения: 25.11.2023).
3. Дука Т.О. Современные вызовы университетскому образованию в России и Германии // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. №3 (7). – С. 102-106. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-vyzovy-universitetskomu-obrazovaniyu-v-rossii-i-germanii. - (дата обращения: 25.11.2023).
4. Кочегарова И. И. Сравнительный анализ системы образования России и Германии в контексте цифровизации. // Журнал «Образование и наука». 2018. №2. – С. 53–57.
5. Сергеев Г. Г. Некоторые аспекты развития моделей профессионального обучения в России и Германии // НАУ. 2015. №2–6 (7). – С. 34–38. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-razvitiya-modeley-professionalnogo-obucheniya-v-rossii-i-germanii. - (дата обращения: 25.11.2023).
6. Силова И., Паланджян Г. Советская империя, детство и образование. Испанский журнал сравнительного образования. – 2018.- №31.– С. 147–171. – Режим доступа: https://doi.org/10.5944/reec.31.2018.21592 / - (дата обращения: 25.11.2023)
7. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования: монография / под общ. Ред. С. В. Чуева. М., 2017. – 131 с.
8. Pleshakova A. Yu. Germany’s dual education system: the assessment by its subjects // Образование и наука. 2019. №5. – С. 130-156. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/germany-s-dual-education-system-the-assessment-by-its-subjects. - (дата обращения: 26.11.2023).
Читать дальше