Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения развитие художественно-творческих способностей учащихся на уроках музыки 5
1.1. Понятие и сущность художественно-творческих способностей учащихся в психолого-педагогических работах 5
1.2.Особенности и педагогические условия развития художественно-творческих способностей на уроках музыки в школе 9
Глава 2.Исследование, направленное на изучение возможностей уроков музыки в начальной школе с целью развития художественно-творческих способностей младших школьников 16
2.1.Диагностика развития художественно-творческих способностей младших школьников 16
2.2. Модель формирования у младших школьников художественно-творческих способностей на уроках музыки на основе интеграции музыкального и изобразительного искусства 19
Заключение 28
Список литературы 29
Приложение 1………………………………………
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Художественно-творческие способности — это проявление индивидом художественно-творческой активности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное содержание и передать образ, предметы и явления.
Образовательный потенциал интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства на уроках музыки для формирования художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста достаточно высок. Отмечая недостатки в методике проведения интегрированных занятий, заключающиеся в механическом объединении музыки, поэзии, живописи и проводимые по заранее разработанному сценарию, исключающему творческую импровизацию, мы предлагаем строить занятия, исходя из специфики влияния взаимосвязи средств музыкального и изобразительного искусства на формирование у детей представлений о художественном образе.
Предложенная модель формирования младших школьников художественно-творческих способностей на основе интеграции музыкального и изобразительного искусства на уроках музыки включает последовательные этапы формирования структурных компонентов художественно-творческих способностей (когнитивного, мотивационного, продуктивно-творческого, рефлексивного). На уроках музыки главной целью является развитие у младших школьников способности интегрировать средства выразительности музыкального и изобразительного искусства (форма, композиция, мелодия, ритм, цвет, темп, динамика) в процессе самостоятельной художественной деятельности и создания продукта собственного творчества (рисунок, вокальные, танцевальные, игровые импровизации и др.).
Читать дальше
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдуллин. – М.: ИНФРА, 2019.- 314 с.
2.Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей: от детского сада к начальной школе / Ю.Б.Алиев. – Воронеж, 2020. - 512 с.
3.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе/ О.А.Апраксина. – М.: Просвещение, 2021. -342 с.
4.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. – М.: Академия, 2018. – 320 с.
5.Большаков А.В. Современные концепции творчества / А.В. Большаков // Аналитика культурологии. - 2020. - № 9. - С. 1-7.
6.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка/ Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2016. – 241 с.
7.Волосатова И. Ю. Формирование художественно-творческих способностей младших школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе URL: https://elibrary.ru (дата обращения 29.11.2023).
8.Выготский А.С. Психология искусства URL: https://search.rsl.ru(дата обращения 29.11.2023).
9.Гембицкая Е.Ф. Проблема взаимосвязанного воздействия видов искусств на учащихся / Е.Ф.Гембицкая. – М.: Профиздат, 2021. – 341 с.
10.Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в начальной школе / Л.Г.Дмитриева.- М.: Профиздат, 2019.- 352 с.
11.Зырянова С. М. Формирование представлений о художественном образе у детей 6-7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства URL: https://search.rsl.ru(дата обращения 29.11.2023).
12.Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке URL: https://search.rsl.ru(дата обращения 29.11.2023).
13.Карпова С. И. Методика формирования художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях музыкальной ритмикой. URL: https://elibrary.ru (дата обращения 29.11.2023).
14.Козырева С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников URL: https://search.rsl.ru(дата обращения 29.11.2023).
15.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. URL: https://search.rsl.ru(дата обращения 29.11.2023).
16.Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности URL: https://search.rsl.ru(дата обращения 29.11.2023).
17.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 512 с.
18.Петухова Л.В. Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности URL: https://elibrary.ru (дата обращения 29.11.2023).
19.Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания URL: https://search.rsl.ru(дата обращения 29.11.2023).
20.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей URL: https://search.rsl.ru(дата обращения 29.11.2023).
21.Школяр Л.Л. Музыка в жизни младших школьников / Л.Л. Школяр. - Москва: Просвещение, 2021.- 241 с.
Читать дальше