ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Понятие «познавательные процессы» в современной литературе 5
1.2 Закономерности формирования познавательных процессов в онтогенезе 6
Выводы по Главе 1 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ГРУППЫ РИСКА ПО ДИЗАРТРИИ 13
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста группы риска по дизартрии 13
2.2 Характеристика познавательных процессов у детей раннего возраста группы риска по дизартрии 16
2.3 Анализ методик изучения познавательных процессов у детей раннего возраста группы риска по дизартрии 19
2.4 Содержание коррекционной работы по развитию познавательных процессов у детей раннего возраста группы риска по дизартрии 23
Выводы по Главе 2 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Читать дальше
В данной курсовой работе был проведен анализ познавательных процессов как основы устной речи у детей раннего возраста, находящихся в группе риска по дизартрии. Работа включала в себя изучение теоретических аспектов познавательных процессов, их формирования в онтогенезе, а также влияния дизартрии на эти процессы и роль логопедической коррекции в данном контексте.
Основные выводы:
1. Познавательные процессы играют ключевую роль в развитии ребенка, начиная с раннего детства. Они включают в себя восприятие, внимание, память, мышление и другие когнитивные функции, которые необходимы для успешной адаптации в мире и обучения.
2. В раннем детстве познавательные процессы только начинают формироваться, и этот этап является критически важным. Базовые навыки восприятия и внимания формируются на ранних этапах и являются фундаментом для более сложных когнитивных функций.
3. Развитие внимания и памяти происходит последовательно с возрастом, становясь более структурированными и устойчивыми. Это способствует более успешному обучению и адаптации детей в школе и обществе.
4. Научно обосновано, что дети, находящиеся в группе риска по дизартрии, могут испытывать трудности в формировании познавательных процессов. Нарушения в артикуляции и слуховом восприятии звуков речи могут влиять на развитие внимания, памяти и других когнитивных функций.
5. Логопедическая коррекция играет важную роль в помощи детям с дизартрией в формировании познавательных процессов. Эффективные методы и программы развивают навыки восприятия, внимания, памяти и мышления, что способствует улучшению их интеллектуального развития и социальной адаптации.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на более глубокое изучение специфических механизмов влияния дизартрии на развитие познавательных процессов у детей раннего возраста. Это может включать в себя нейропсихологические и нейрофизиологические исследования. Исследования могут также фокусироваться на эффективности различных методов логопедической коррекции и их влиянии на развитие познавательных функций у детей с дизартрией. Важным направлением для будущих исследований является также изучение индивидуальных различий у детей с дизартрией и разработка персонализированных подходов к их обучению и коррекции.
Данная курсовая работа подчеркивает важность внимания к развитию познавательных процессов у детей раннего возраста с дизартрией и роль логопедической коррекции в этом контексте. Понимание влияния дизартрии на когнитивное развитие детей и разработка эффективных методов помощи их развитию являются актуальными задачами в области логопедии и психологии детей.
Читать дальше
1. Актуальные проблемы детской логопедии: сборник статей / под ред. В.И. Буракова. – СПб.: Питер, 2021. – 192 с.
2. Андреева И.Н. Дизартрия: диагностика и коррекция / И.Н. Андреева. – М.: Академия, 2018. – 240 с.
3. Архипова Е.Г. Коррекция нарушений внимания и памяти у детей с дизартрией / Е.Г. Архипова // Дефектология. – 2019. – № 2. – С. 26-33.
4. Беркович И.М. Психология речи детей с нарушениями / И.М. Беркович. – М.: Издательство Московского университета, 2019. – 320 с.
5. Бодров В.А. Внимание и память у детей дошкольного возраста / В.А. Бодров. – СПб.: Речь, 2018. – 224 с.
6. Виготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2020. – 384 с.
7. Восприятие и внимание у детей с дизартрией / под ред. А.С. Ивановой. – СПб.: Речь, 2018. – 192 с.
8. Головина С.А. Психология обучения: учебник / С.А. Головина. – М.: Питер, 2020. – 432 с.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения: учеб. пособие / В.В. Давыдов. – М.: Изд-во Московского педагогического университета, 2022. – 208 с.
10. Дизартрия у детей: диагностика и коррекция / под ред. Е.В. Григорьевой. – М.: Просвещение, 2017. – 176 с.
11. Дружинина М.В. Развитие памяти у дошкольников: практическое руководство / М.В. Дружинина. – М.: Академия, 2018. – 192 с.
12. Жукова О.С. Психология ребенка дошкольного возраста: учеб. пособие / О.С. Жукова. – М.: Дрофа, 2021. – 256 с.
13. Зимняя И.А. Психология развития. – М.: Просвещение, 2017. – 480 с.
14. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность: учеб. пособие / Ю.Н. Караулов. – М.: Языки славянской культуры, 2017. – 416 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Педагогика, 2018. – 320 с.
16. Логопедия детей с нарушением речи и личностными расстройствами: методическое пособие / под ред. И.В. Рождественской. – М.: Педагогика, 2021. – 288 с.
17. Логопедия и специальная психология: опыт и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции (2022 г., Москва). – М.: Логос, 2022. – 176 с.
18. Педагогическая коррекция нарушений речи у детей с дизартрией / под ред. Т.В. Назаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2020. – 208 с.
19. Петровский А.В. Психология раннего детства. – СПб.: Питер, 2019. – 352 с.
20. Психология детей с нарушениями речи: современные тенденции и перспективы: сборник научных трудов / под ред. И.А. Головиной. – М.: Логос, 2017. – 168 с.
21. Психолого-педагогическая помощь детям с дизартрией в системе образования: опыт и проблемы / под ред. Л.С. Поповой. – М.: Педагогика, 2020. – 240 с.
22. Развитие когнитивных функций у дошкольников с дизартрией / под ред. Е.А. Шашковой. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 184 с.
23. Сафонова М.И. Психологическая помощь детям с дизартрией / М.И. Сафонова // Вестник практической психологии образования. – 2018. – № 1. – С. 44-50.
24. Соловьева Т.Ю. Психологические аспекты развития речи у детей с дизартрией / Т.Ю. Соловьева // Психологическая наука и образование. – 2021. – Том 26, № 1. – С. 28-34.
25. Чернушевич В.В. Слуховая реабилитация детей с дизартрией / В.В. Чернушевич // Логопедия. – 2019. – № 2. – С. 34-39.
Читать дальше