Проведенные исследования позволили установить высокую дифференциацию видового состава городской арборифлоры по аккумулятивным способностям к ТМ. Максимальные отличия (до 87 % по коэффициенту вариации) отмечены в накоплении Mn (31-662 мг/кг), Zn (19-205 мг/кг) и Cd (0,2-2,8 мг/кг). Самые стабильные показатели - в содержании Cu (4,3-13,9 мг/кг) и Ni (0,5-4,6 мг/кг) -22 и 31 % по величине коэффициента вариабельности соответственно.
Установлено, что 68 видов (83 % состава) способны в разной степени накапливать ТМ. Половина видов этого списка накапливают по 1-2 ТМ. Аккумулятивные способности к 7 металлам установлены лишь у 4 видов: Corylus heterophylla - ко всем ТМ, кроме Zn; Crataeguspinnatifida, С. maximowiczii, Euonymus maackii - ко всем ТМ, исключая Mn.
Определена геохимическая ассоциация приоритетных загрязнителей древесно-кустарниковой растительности г. Владивосток: Fe41 Zn20 Pb19 Cu14 Ni13. Лучшие способности к их поглощению показали Padus maackii и Corylus heterophylla (к Fe), Populus maximowiczii и P. nigra (Zn), Crataegus pinnatifida, Corylus heterophylla и Microcerasus tomentosa (Pb), Syringa oblata и C. pinnatifida (Cu), P. nigra и Picea sp. (Ni).
Выявлены виды-концентраторы металлов в условиях городской среды: Crataegus pinnatifida (Fe), Populus maximowiczii и P. nigra (Zn), Sorbus pochuashanensis и Picea sp. (Mn). Удержание металлов у них превышает среднегородские показатели более чем в 5 раз.
Установлены виды с фоновыми уровнями металлов, в том числе целого комплекса ТМ: Prunus salicina, Populus tremula, Tilia amurensis - 5 ТМ (Fe, Ni и др.); Acer negundo, Morus alba, Armeniaca mandshurica и Tilia mandshurica - 4 ТМ (Pb, Cu и др.).
Отмечены виды, слабо накапливающие ТМ. В листьях Micromeles alnifolia и Spiraea ussuriensis содержание всех рассматриваемых металлов, особенно Mn, Zn, Co и Cd, в 2-5 раз ниже ГЭГФ. У ряда видов зафиксированы низкие содержания семи (Carpinus cordata, Fraxinus pennsylvanica, Aesculus hyppocastanum, Lespedeza bicolor) и шести ТМ (Acer tegmentosum, Alnus hirsuta, Catalpa bignonioides,Maackia amurensis, Corylus mandshurica). Самые низкие уровни содержания металлов отмечены у Acer tegmentosum в содержании Pb и Ni (в 9 и 5 раз ниже ГЭГФ соответственно) и у Spiraea ussuriensis в содержании Co (в 5 раз ниже ГЭГФ).
Эколого-геохимическая характеристика доминантов городского озеленения Fraxinus mandshurica и Physocarpus opulifolia позволила отнести ясень к видам металлоустойчивым в условиях городского техногенного пресса, пузыреплодник - толерантным по отношению к ТМ, способным в некоторых условиях проявить к ним высокие аккумулятивные свойства. Эти виды желательно и далее использовать при озеленении новых территорий с высокими антропогенно-техногенными нагрузками и реконструкции старых городских насаждений. Посадки ясеня, прошедшие декоративную обрезку, оказались также достаточно устойчивыми и к «ледяному дождю», обрушившемуся на г. Владивосток осенью 2022 г.
В целом проведенные исследования позволяют сделать ряд практических выводов и рекомендаций. Во-первых, необходимо весьма дифференцированно подходить к использованию в зеленом строительстве существующего списка видов для озеленения городских территорий разного функционального назначения и техногенного фона, а также к внедрению новых видов в структуру городского озеленения. Виды, способные к высокому накоплению ТМ, необходимо более активно внедрять для экологической оптимизации зеленых городских территорий с высокими антропогенно-техногенными нагрузками. Виды деревьев и кустарников, отличающиеся высокими декоративными качествами, но слабо накапливающие ТМ, рационально использовать в озеленении жилых кварталов и общественных зданий, а также при реконструкции парков, старых городских садов и скверов с невысоким и умеренным антропогенным прессом. Во-вторых, ряд редких в современном городском озеленении видов, показавших высокие аккумулятивные способности к ТМ, следует включить в перечень объектов, требующих более глубокого исследования на предмет способности к поглощению ТМ и устойчивости к ним. В-третьих, виды фоновых содержаний можно рекомендовать в качестве фитоиндикаторов фоновых условий городской среды при мониторинге состояния городской среды и зеленых насаждений.